Культура дружбы.
Классный час в 3 классе. Разработка учителя начальных классов Ващенко О. А.
Цели классного часа
раскрытие значения понятий «друг», «приятель», «товарищ»;
развитие умений учащихся вести рассуждения;
формирование умений аргументировать свою точку зрения;
формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу.
Задачи классного часа
Помочь детям лучше узнать свои характерные особенности;
Создать условия для сотворчества;
Содействовать формированию дружного классного коллектива.
Ход классного часа
1. Организационная часть.
Ребята, у нас сегодня гости. Улыбнитесь гостям, поздоровайтесь с ними.
Слово учителя.
Ребята, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и скажите: «Я желаю тебе…» (Ребята говорят пожелания друг другу.) Садитесь.
2. Вступительная часть.
Прочитайте записи на доске и назовите тему нашего классного часа.
На доске слова: «друг», «приятель», «товарищ» (слайд 1)
Правильно, тема классного часа: «Дружба».
- Теперь подумайте и продолжите предложение
На доске появляется запись: «Друг – это тот, кто…» (Высказывания детей)
А сейчас я предлагаю вам поработать в группах (3 группы по ? человека). Не забывайте о правилах работы в группах: прислушивайтесь к мнению товарищей.
3. Основная часть.
Знакомство с понятием «дружба» (работа в группах).
Составление пословиц о дружбе.
Учащиеся трех групп получают конверт с пословицами о дружбе. Надо собрать пословицу из отдельных слов (на листочках) и прикрепить на доске.
1-я группа. «Друг за друга стой – выиграешь бой».
2-я группа. «С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде».
3-я группа. «Без друга на душе вьюга».
Обсуждение понятия «дружба».
Молодцы, пословицы у вас получились.
- Какова общая тема пословиц?
- Как вы понимаете слово «дружба»?
- Кто такой друг?
- Что значит «дружить»?
- Есть ли определенные правила дружбы?
- « Друг», « приятель», « товарищ» - одно ли значение у этих слов?
Обобщение.
Итак, мы с вами рассказали друг другу, кто такой друг. Вы высказали интересные суждения о том, как надо дружить и какие правила должны существовать. А сейчас я вам предлагаю поиграть в «Солнышко», ведь дружба – это теплое чувство. Лучики солнышка нам заменят ладошки. Напишите на каждой из них по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не сможет.
(Каждой группе выдается по три ладошки. Ребята пишут в тайне, а затем прикрепляют на доске.)
Посмотрим, какими же качествами должен обладать настоящий друг?
Физкультминутка «Мы с тобой друзья»
Я – дрозд, (показывает на себя)
ты – дрозд,(показывает на товарища)
У меня нос, у тебя нос,
У меня щечки мягенькие,
У тебя щечки мягенькие,
У меня губки аленькие,
У тебя губки аленькие,
Я твой друг и ты мой друг,
Мы с тобой - друзья! (рукопожатия)
Комментирование ситуаций.
А теперь я предлагаю поработать вам консультантами. Каждая группа получает конверт. В нем вы найдете описание той или иной ситуации. Задача вашей группы – прокомментировать ее.
1-я группа. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Твои действия.
2-я группа. Твой друг стал получать плохие отметки, и твои родители запрещают тебе с ним дружить. Твои действия.
3-я группа. Твой друг сделал что-то плохое, а наказывают тебя. Твои действия.
Формулирование правил, законов дружбы.
Вы замечательно справились с работой консультантов.
- Мы уже с вами выяснили, что у дружбы есть свои законы. Предлагаю вам их сформулировать.
Каждой группе выдается по 5 листочков , на которых записаны законы дружбы и антизаконы. Задача детей выбрать только «правильные» высказывания.
Учащиеся работают в группах, в итоге все вместе отбирают наиболее значимые для всех законы.
Законы дружбы
Помогай другу в беде.
Не слушай никого.
Умей с другом разделить радость.
Не смейся над недостатками друга.
Уважай только себя.
Останови друга, если он делает что-то плохое.
Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.
Не помогай другу признавать ошибки.
Не обманывай друга.
Ничем не делись с другом.
Умей признать свои ошибки, помириться с другом.
Не предавай своего друга.
Не помогай другу делать уроки.
Относись к своему другу так, как хотелось бы , чтобы относились к тебе.
Не общайся с товарищами друга
Ребята, как вы думаете, почему с маленьких лет мы должны учиться дружить?
Указом Президента России Владимира Путина, 2014 год объявлен годом культуры.
- Как вы считаете, можно ли дружбу назвать культурой? Почему? (ответы детей)
- Могут ли люди разных национальностей дружить друг с другом. Обоснуйте свой ответ.
4. Заключительная часть
Нам с вами нужно быть терпимыми к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, понимать и уважать личность другого человека. Этому надо учиться с маленьких лет, и тогда на нашей планете люди будут жить мирно, потому что в дружбе – сила.
- Посмотрите на доску, постарайтесь ответить на вопросы (слайд 2)
А теперь постарайтесь заглянуть каждый в себя и понять, какие эмоции вы испытывали на нашем классном часу.
Детям раздаются конверты со смайликами
Каждый ребенок находит свой смайлик и прикрепляет на солнышко.
- Наш классный час хочется закончить словами… (слайд 3)
Классный час заканчивается песней «Если друг не смеется...»