Тема урока: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»
Вид урока: комбинированный
Цель урока: дать представление о колокольном звоне как явлении музыкального искусства.
Задачи:
Образовательные: способствовать созданию условий для знакомства с колокольными звонами, как ярком явлении русской православной культуры, с произведениями живописи, архитектуры и музыки, отражающих значимость этого явления.
Развивающие: развивать умение сравнивать музыкальные интонации, характеризующие различные образы; работать с учебником, анализировать музыкальные примеры, сравнивать их; содействовать развитию эмоционального восприятия колокольных звонов.
Воспитательные: воспитывать в сознании и душе учащихся чувства патриотизма, гордости и любви к Родине; интерес к музыкальной культуре своего народа; способствовать формированию потребности в общении с музыкой.
Ход урока
1.Организационный момент. Позитивный настрой на работу. Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята!», «Музыкальный урок».
Учитель: Ребята, давайте мы друг другу подарим улыбку как залог нашего хорошего настроения и пожелаем каждому реализоваться в процессе урока.
2.Активизация внимания. Постановка проблемы.
Звучит колокольный звон Троице-Сергиевой Лавры
У: «Много лет живете вы, колокола,
Много знаете о жизни на Руси,
Много сможете, наверно, рассказать,
Что нельзя забыть и что нельзя простить…»
- Догадались, чему будет посвящён наш урок? (ответы)
-Наш сегодняшний урок будет посвящён замечательному явлению – колокольному звону.
Учитель:
Колокольные звоны плывут над Россией,
Разгоняя все беды, над раздольем летят.
Колокольного звона не сыщешь красивей,
Об истории русской звоны те говорят.
Сформулируйте тему урока (ответы детей)
- А можем ли мы услышать колокольный звон в картине художника? (да)
- Тема нашего полугодия как звучит? (Музыка и изобразительное искусство)
- Скорректируйте тему урока «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве». (Слайд 2)
Актуальна ли эта тема в наши дни? (ответы детей)
3. Актуализация знаний.
У: - Как вы думаете, можно ли колокол назвать музыкальным инструментом?
- Колокольный звон - это новое явление или нет?
- А вы все знаете об истории колокола, какие колокольные звоны есть? (нет).
Цель урока – знакомство с колокольным звоном как явлением музыкального искусства. (Слайд 3)
4. Постановка задач к уроку
- Что бы вы хотели узнать на уроке? (исследовать, где и когда звучали колокола, какое место занимают они в русской культуре, познакомиться с историей колокола и его звучанием).
Наша задача сегодня исследовать, где звучал колокол, виды колокольного звона, какое место он занимает в русской культуре. (Слайд 4)
К уроку группа ребят получила задание: подготовить сообщения об истории колоколов.
5. Совместное открытие новых знаний.
Узнаем, когда же появились первые колокола? Об этом нам расскажет…
Древнейшие предки колокола – бубенец и колокольчик – существовали у многих древних народов: египтян, евреев, скифов и др. Родиной колокола ученые считают Китай, откуда по Великому шелковому пути он смог прийти в Европу в IV веке.
Первое упоминание о колоколах на Руси встречается в X веке. На протяжении многих веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан: возвещали время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время веселья и скорби. Колоколам приписывалась способность чувствовать и переживать. Нигде в мире не было так много звонниц, как на Руси, они стали неотъемлемой частью любого православного храма.На Руси отлив колоколов сначала заказывали западным мастерам, но в конце 15 века русские мастера сами овладели секретами создания колоколов. Да так быстро продвинулись в своем мастерстве, что превзошли своих западных коллег и по красоте, и по качеству звона. А еще на огромных российских просторах, где селения находились далеко друг от друга, именно колокольный звон был слышен на большом расстоянии, оповещая людей о каких-либо важных событиях. В народе по-особому и с любовью, и гордостью относились к колоколам. Колокола даже имели имена: Лебедь, Реут, Сысой. (Слайд 5)
-Ребята, а вы знаете о колоколах создано много легенд и сказаний. Послушайте…
Легенда о колоколе
Святой Павлин однажды возвращался в Нолу (город в Древнем Риме) и присел отдохнуть на холме, поросшем колокольчиками. Сказочной красоты место очаровало его и он стал мечтать. Волшебные грезы понесли его мысль вдаль, веки начали смыкаться, и тут, в полудрёме, он увидел ангелов. Они спускались из облаков, парили вокруг и вместе с лёгким ветерком раскачивали колокольчики за тонкие стебли. Колокольчики издавали нежные серебряные звуки, сладкие, как ангельское пение. Святой Павлин поспешил в Нолу и заказал мастеру большую бронзовую копию полевого цветка. С тех пор мы можем наслаждаться чудесным ангельским пением колоколов.
На итальянском языке слово «цветок» произносится как «компана». От этого слова произошло название предмета, созданного монахом-компанелла, что по-русски означает «колокольчик».
Стихотворение о колокольчике
Колокольчик! Колокольчик!
На лугу со всех сторон
Лёгкий-лёгкий, тонкий-тонкий
Будто слышится мне звон.
Неужели это ты
Так звенишь и так трепещешь
Там, где травы и цветы.
Может быть, звонишь ты тоже
Но твой звон не слышен нам,
И понятен только пчёлам
Роще, травам и цветам.
( Р.Рождественский)
Колокола называют русским чудом. Для колоколов стали строить специальные помещения – звонницы.
-А кто звонит в колокола? Как называют такого человека? (ответы детей)
Звонарь – очень сильный человек, ведь колокола подчас весят от 320 кг до 32 тонн, и только сильный человек способен справиться с такими инструментами. Интересный факт: от сильного и частого звона звонари нередко глохнут, но, чтобы сберечь слух, многие из них кладут в уши круглые ягоды, например, рябины, калины или затыкают уши ватой.
Звонари должны обладать внутренним чутьем, хорошим чувством ритма, прекрасным знанием звукоряда и владеть техникой исполнения. (Слайд 6)
Учитель: Колокольные звоны - это голос нашей Родины. Вы слышали колокольные звоны? Одинаково ли они звучат?
Колокола звучат по-разному. Колокола звонят и по трагическим событиям, и по праздничным, торжественным мероприятиям. Отсюда и появились различные виды колокольного звона, где каждый из них имеет свое название и значение. Различают три основных вида звона.
Благовест – одиночные удары в большой колокол. Звон, именуемый благовестом, предназначен возвещать о предстоящем начале богослужения. (Слайд 7)
Трезвон – одновременный звон во все колокола. Трезвон выражает особую радость, торжество. Отсюда пошла поговорка «Трезвонить во все колокола». (Слайд 8)
Набат – колокольный звон особого строя, означающий тревогу. В набатный колокол звонят во время пожаров, бедствий. (Слайд 9)
У: Прослушайте эти три вида и по характеру звучания определите, какой вид звона звучит. Работа в парах.
Учитель: Колокольный звон был предметом воспевания в разных областях искусства, в том числе и в русской классической музыке. Один эпизод из кантаты С.Прокофьева вы уже слышали. В начале 20 века русский композитор С.В.Рахманинов написал сюиту для 2 фортепиано из 4 частей.
Навеяна она ему воспоминаниями детства. Сейчас мы прочитаем воспоминания композитора о его детских впечатлениях после посещения Новгородского Софийского собора. (учебник стр.108). (Слайд 10)
Учитель: а теперь мы послушаем 3-ю часть из сюиты - фантазии С.Рахманинова. Что вам напоминает звучание фортепиано? (колокольный звон). Какой характер музыки? Какие средства музыкальной выразительности помогают раскрыть его? Работа в парах. (ровный, однообразный ритм, медленный темп, негромкие звучности, минорный лад.) А также многократно повторяющееся нисходящее мелодическое движение всего 4-х звуков. Давайте мы их исполним.
Учитель: на что похожи эти 4 ноты?
Ученик: на слёзы, возникает чувство какой-то потери, горя.
Учитель: вот почему композитор назвал эту часть «Слёзы».
Учитель: это просто плач, или это тяжёлые слёзы?
Ученик: это «серебряные» слёзы.
Учитель: и это «серебро» передано в звучании фортепиано.
Учитель: а вот как поэт Ф.Тютчев передаёт эти чувства в своём произведении, послушайте.
(Учитель читает стихотворение Ф.Тютчева (Слайд 11)
Учитель: а сейчас прослушаем заключительную часть сюиты.
Слушание 4-й части сюиты - фантазии
Учитель: что произошло с « 4-мя серебряными плачущими нотами» в финале сюиты? Как звучит колокольный напев? Работа в парах.
Ученик: музыка этой части торжественная, радостная, ликующая, быстрый темп, яркая динамика.
Контрастны ли эти части? (да) Яркий контраст 3-й и 4-й частей сюиты обусловлен контрастными картинами русской жизни.
Учитель: заключительную часть сюиты композитор так и назвал «Светлый праздник». Вот как пишет об этом празднике поэт А. Хомяков. (стр.109) (Слайд 12)
- Какому православному празднику посвятил произведение Рахманинов, назвав 4 часть «Светлый праздник»? (Пасхе, Воскресению Христову)
- В данном произведении посредством фортепиано было передано звучание колоколов.Как называется такое явление в музыке? Это явление в музыке называется ИМИТАЦИЯ. (Слайд 13)
Физминутка «Дружные колокола»
1 ряд - большие колокола - «Бом-бом»- покачивают туловище;
2 ряд - средние колокола - «Бим- бом»- движение руками;
3ряд - малые колокола – «Тили- бом» - потрясти кистями рук.
Исполнить трезвучие (одновременно звонят колокола)
У: - Не только музыканты, писатели, но и художники обращались к теме колокольного звона.
- Перед вами три репродукции картины известного художника Исаака Левитана. Что объединяет эти картины? (церковь, природа, вода, широта русской природы). (Слайд 14)
- Скажите, «тихо » или «громко» звучат они? («тихо»).
- Если бы вы были композиторами и вам предложили написать музыку к этим картинам, какой характер вы бы выбрали для своего произведения: песенный, танцевальный или маршевый? (песенный).
- Я предлагаю вам послушать песню, и подумать: какой картине она созвучна?
(Слушают «Вечерний звон»).
- Как вы думаете, как называется песня? («Вечерний звон».)
- Да, это русская народная песня «Вечерний звон».
- А какую картину можно назвать также 1, 2 или 3?
Могла бы эта песня для художника стать импульсом к написанию картины? Выберите созвучные смыслу картины строки из песни. (работа в парах).
-Есть ли что-то удивительное в исполнении песни? (да, голоса изображают звучание колоколов)
- Чем похожи эти произведения?
- (Общие черты: одинаковое название; созданы русскими авторами; близки по настроению; звон колоколов)
-Какова основная тема этих произведений? (Красота русской природы; любовь к Родине)
Учитель: музыку колоколов мы можем услышать не только в церкви, в произведениях русских классиков, но и в кино. Какую песню мы знаем? Композитор Е. Крылатов и поэт Ю. Энтин написали «Песню о колоколах» для х/ф «Приключения Электроника». (Слайд 15)
Учитель: эту песню мы сейчас с вами исполним.
А теперь примите певческую установку. Дыхание в этой песне берётся по фразам, не поднимая плеч, через нос, побольше, т.к. умеренный темп требует хорошего вдоха, чтобы хватило на всю фразу.
Учитель: ребята, а как сделан верх в церкви?
Ученик: куполом.
Учитель: в этой песне необходимо звучание гласных округлить, чтобы у нас получился округлый и полётный звук. Мы тоже сделаем во рту купол, когда будем петь гласные у- о- а. Вот такой собранный, красивый звук должен оставаться при дальнейшем исполнении песни.
Передайте в своём исполнении радость, счастье, хорошее настроение.
Исполнение «Песня о колоколах»
Учитель: Колокольный звон стал неотъемлемой частью жизни человеческого общества и воспринимается как нечто возвышенное, неповторимое и прекрасное, соединяющее все стороны человеческого существования. В настоящее время к колоколам , как части истории нашей страны, приковано внимание первых лиц нашего государства. Кто нашел интересные факты об этом событии, расскажите.
Экс-президенту России Д.Медведеву, приехавшему на празднование 1150-летия Великого Новгорода, предложили первому ударить в двухтонный колокол «Благовест». Он трижды ударил в колокол, после чего зазвонили все колокола Новгородского кремля.
В настоящее время специально устраивают праздники колокольной музыки в городах, которые принято называть «Золотым кольцом России».
Психологи утверждают, что «контакт» с колокольным звоном делает общительным даже замкнутого человека. Ученые установили реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы. Говорят, когда звонишь в колокол, душа светлее становится.
Сегодня мы с вами приоткрыли заветную дверцу и заглянули в историю, погрузились в таинственный мир колокольного звона, который можно назвать голосом Вечности.
У: - Каким образом история колокольных звонов отразилась в русской культуре?
(Россия - страна колоколов. Музыка звонов нравилась людям.
- Зодчими строились храмы с колокольнями.
- Художники писали картины с образом колоколов.
- Поэты и писатели сочиняли стихи и рассказы.
- Композиторы писали произведения о колокольных звонах, отражая собственное восприятие музыки.)
А сейчас вы побудете в роли поэтов. Сочините стихотворение по алгортитму. (Синквейн) (Слайд 16)
Рефлексия: реализованы ли цель и задачи урока, которые вы ставили перед собой?
Закончите предложение. (Слайд 17)
Говорят: икона – это молитва в красках, храм – это молитва в камне, колокол и колокольный звон – молитва в звуке.
Я желаю всем, чтобы у каждого в душе всегда звучал самый светлый колокольчик. Если вам светло и радостно, позвоните в колокольчик.
Звучат, гудят, поют колокола,
Звоня столетьям, дням и годам!
То - Небо разговаривает и Земля
В мороз и зной - в любую непогоду!
Домашнее задание: найдите в Интернете и выпишите названия песен, в которых говорится о колоколах и колокольном звоне, а также стихотворения о колоколах и колокольном звоне. Приготовьте их для выразительного чтения.
У: Спасибо за урок. (Слайд 18)