СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комбинированный урок по музыке и окружающему миру "В мире птиц"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Комбинированный урок по музыке и окружающему миру "В мире птиц"»

Тонких Наталья Викторовна, учитель музыки 1 квалификационной категории,

Петрова Лариса Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ Новоусинская СОШ Муслюмовского района.

2013 год объявлен годом экологической культуры и охраны окружающей среды в Татарстане. Уже с младших классов стараемся формировать представление о разнообразии природы нашей страны, показать красоту родной природы, воспитывать бережное отношение к ней. Над этим работаем на уроках окружающего мира, русского языка, литературного чтения, технологии, изобразительного и музыкального искусства. Надо только правильно «рулить» - и дети самостоятельно добывают много полезной информации, охотно их рассказывают и показывают одноклассникам.

Мероприятие «Птицы в мире музыки»

Цели:

  • Познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы.

  • Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним.

  • Расширить знания детей о птицах.

Задачи:

  • выявить уровень музыкальной культуры учащихся, совершенствовать умение понимать характер и содержание музыкальных образов, развивать потребность общения с серьезной музыкой.

  • Формирование экологического представления детей об окружающем мире.

  • Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, доброте, милосердии.

  • Воспитывать и развивать единую экологическую задачу: помочь осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, красоты, справедливости к окружающему миру.

Оформление: выставка рисунков и плакатов, сцена оформлена экспозицией леса.

Подготовительная работа: разучивание песен и танцев, индивидуальная подготовка сообщения о птицах ,создание слайдов.

Ход мероприятия

1 слайд

Звучит музыка Моцарта, учитель читает стихоторение:

«Музыка повсюду и везде:
В пляске водопада и в реке,
В птичьих голосах в лесной тиши.
Музыка моя звучи, звучи»

Учитель. Ребята. Что вы себе представили, слушая музыку? Почему?

Учитель. Сегодня мы приглашаем вас прогуляться на природе и поговорить о птицах. Скажите, каких птиц вы знаете? А вы можете различать птиц по голосу? Сейчас мы это проверим.

(Слушаем голоса птиц.Ворона, курица, соловей, гуси, сорока, индюк, петух, ласточка, утка, курица с цыплятами)

Учитель. Люди с давних пор наблюдают за жизнью птиц, любуются их красотой, заслушиваются их пением. Птицам посвящают стихи, птицы являются главными героями многих рассказов, сказок, басен. Назовите произведения, где говорится о птицах. (Дети приводят примеры)

Учитель. Художники изображают их на своих картинах. (показ слайдов 2-5)

Композиторы посвящают им песни, романсы.

Учитель. А теперь мы с вами познакомимся с некоторыми птицами, узнаем об их жизни, споем песни. А какие это птицы – узнаем, отгадав загадки.

  1. Всем знакома эта птица - каждый может удивиться.

Возле леса на опушке нам «ку-ку» споёт . . .(кукушка)

(6 слайд)

Ученик: - Кукушка – птица уникальная. Всё в ней особенное – от голоса до излюбленных лакомств. Поёт кукушка громко. Многие наверняка слышали в лесу пение кукушки «ку-ку, ку-ку». Только мало кто знает, что поёт она с закрытым ртом, лишь вздувается её горло, и от этого получается такой странный звук «ку-ку» - на весь лес слышно! По старым преданиям считается, что у кукушки можно спросить: « Кукушка, скажи, сколько я проживу?» Дальше нужно сосчитать её «кукование». Количество кукований и обозначает число лет. Только часто кукушка обманывает: на ранней утренней заре она хоть сто лет накуковать может, а к вечеру устаёт. Но в музыке часто как раз и передаётся удивительное кукование кукушки. Об этом написано много песен.

Учитель. Одну из них, швейцарскую народную песню «Кукушка» исполнят ученики 1 класса.

Учитель. Продолжаем отгадывать загадки.

  1. Что за весенняя черная птица

Любит за плугом ходить и кормиться?

Что за весенняя черная птица

Прямо на трактор чуть не садится? (Грач-7 слайд)


  1. Учитель.«Сотру, сотру» – кричит!

В кору, в кору стучит.

Живет в глуши лесной.

И летом и зимой старательный работник,

Лесной носатый плотник. (Дятел-8 слайд)


  1. Учитель. Она летает по ночам, она не любит шум и гам.

Испугаемся едва, это бурая . . . (Сова-9 слайд)

Ученик - Сова птица полезная. Уничтожает сова мышей не только в лесу. Если в деревнях заводится много крыс, сова спешит в деревни спасать зерно от грызунов. Ночью в лесу можно услышать, как кричит сова. Кричит она громко, грозно, словно предупреждает «Берегитесь, мыши!» Принято считать, что сова днём ничего не видит. Это неправда. Зрение у совы хорошее и днём, и ночью. Иначе она может стать добычей охотника или рыси.


  1. Учитель. Маленький мальчишка в сером армячишке

По двору шныряет, крохи собирает. (Воробей-10 слайд)


  1. Учитель. Домик без окон, только вход есть да балкон.

В дом забраться нелегко. Он над нами высоко.

Ни ступенек, ни крыльца…

Для какого ж он жильца? (Для скворца-11 слайд)

Ученик – скворец - короткохвостая, блестяще-черная птица размером с дрозда. Типичная бегающая птица в отличие, например, от дроздов, передвигающихся прыжками. Песня скворца состоит из свистов, скрипов, подражаний другим птицам и различным шумам. Крик — разнообразные мяукающие звуки, часто слышные из летящей стаи.

Питается различной животной и растительной пищей, по окончании периода гнездования собирается большими плотными стаями.


  1. Учитель. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? (Соловей-12 слайд)

Ученик - Соловей - знаменитый романтический певец весенних и летних вечеров. В его пении чистый свист чередуется со знаменитым щелканьем, рокотанием и другими характерными звуками.

Соловей ведет скрытный образ жизни и редко попадается на глаза человеку. Если присмотреться, то можно увидеть поющего самца среди кустарников и прибрежных деревьев. Он неподвижно сидит на ветке, подняв вверх голову с раздутым горлом. Соловей обычно поёт как днём, так и ночью. Ради того чтобы послушать ночной концерт этого певца, многие специально отправляются вечерней порой на прогулки в лес. Пение соловья называют прекрасным, однако далеко не все самцы заслуживают подобной оценки. Дело в том, что высокое песенное мастерство не является врожденным свойством самцов: молодые птицы приобретают его лишь в том случае, если их отцы или соседи способны научить их этому.


  1. Учитель. Стали братья на ходули,

Ищут корму по пути.

На бегу ли, на ходу ли –

Им с ходулей не сойти. (Журавли-13 слайд)


  1. Учитель. Её малиновкой зовут, поёт она то там, то тут.

Вечером иль спозаранку вы слышать можете . . . (Зарянку-14 слайд).

Ученик - Зарянка – красивая птичка с бурыми крылышками и малиновой грудкой. Зарянку называют ещё малиновкой. Птичка эта невелика, но у неё есть характерная особенность. За её красную грудку, цветом похожую на утренний восход солнца, и прозвали птицу зарянкой. А ещё как раз на заре можно услышать её пение – серебристое, словно журчание ручья.


Учитель. Где мы можем встретить всех этих птиц (15 слайд). Но среди птиц есть и домашние. Есть в коллекции музыкальные произведения и про этих птиц. Давайте я загадаю загадки, а вы скажете, что за птица в ней спряталась.

Пёстрые крякуши ловят лягушек.

Ходят вразвалочку, спотыкалочку. (Утки-16 слайд)


Учитель. Про утят прозвучит французская песня-танец, которую знают все ребята. Я вас приглашаю потанцевать. «Танец утят», (Танцуют все)


Учитель. Слушаем следующую загадку.

Не король, а в короне,

Не гусар, а при шпорах,

На часы не глядит, а время знает. (Петух-17 слайд)


Учитель. Ученики 2 класса исполнят нам литовскую народную песню «Петушок»

Учитель. У меня осталась последняя загадка, надеюсь, что вы и её без труда отгадаете.

Красные лапки, щиплет за пятки

Беги без оглядки. (Гуси-18 слайд).

Учитель. У нас в гостях бабушка со своими двумя красивыми гусятами, и они нам сейчас исполнят танец.

«Гуси». А.Филиппенко. Инсценировка.


Учитель. Мы с вами и пели, и танцевали, и загадки отгадывали. А теперь пришло время выполнить творческое задание:

1 команда- лепят лебедя,

2 команда- мозаика из бумаги «Снегирь»,

3 команда- аппликация из природного материала «Петух на заборе».

Пока вы будете работать, для вас будет звучать мелодия Моцарта.

Защита своих работ.

Учитель. В заключение нашей прогулки давайте исполним вместе польскую народную песню

«Пение птиц» (Исполняют все).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!