Тонких Наталья Викторовна, учитель музыки 1 квалификационной категории,
Петрова Лариса Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ Новоусинская СОШ Муслюмовского района.
2013 год объявлен годом экологической культуры и охраны окружающей среды в Татарстане. Уже с младших классов стараемся формировать представление о разнообразии природы нашей страны, показать красоту родной природы, воспитывать бережное отношение к ней. Над этим работаем на уроках окружающего мира, русского языка, литературного чтения, технологии, изобразительного и музыкального искусства. Надо только правильно «рулить» - и дети самостоятельно добывают много полезной информации, охотно их рассказывают и показывают одноклассникам.
Мероприятие «Птицы в мире музыки»
Цели:
Познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы.
Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним.
Расширить знания детей о птицах.
Задачи:
выявить уровень музыкальной культуры учащихся, совершенствовать умение понимать характер и содержание музыкальных образов, развивать потребность общения с серьезной музыкой.
Формирование экологического представления детей об окружающем мире.
Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, доброте, милосердии.
Воспитывать и развивать единую экологическую задачу: помочь осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, красоты, справедливости к окружающему миру.
Оформление: выставка рисунков и плакатов, сцена оформлена экспозицией леса.
Подготовительная работа: разучивание песен и танцев, индивидуальная подготовка сообщения о птицах ,создание слайдов.
Ход мероприятия
1 слайд
Звучит музыка Моцарта, учитель читает стихоторение:
«Музыка повсюду и везде:
В пляске водопада и в реке,
В птичьих голосах в лесной тиши.
Музыка моя звучи, звучи»
Учитель. Ребята. Что вы себе представили, слушая музыку? Почему?
Учитель. Сегодня мы приглашаем вас прогуляться на природе и поговорить о птицах. Скажите, каких птиц вы знаете? А вы можете различать птиц по голосу? Сейчас мы это проверим.
(Слушаем голоса птиц.Ворона, курица, соловей, гуси, сорока, индюк, петух, ласточка, утка, курица с цыплятами)
Учитель. Люди с давних пор наблюдают за жизнью птиц, любуются их красотой, заслушиваются их пением. Птицам посвящают стихи, птицы являются главными героями многих рассказов, сказок, басен. Назовите произведения, где говорится о птицах. (Дети приводят примеры)
Учитель. Художники изображают их на своих картинах. (показ слайдов 2-5)
Композиторы посвящают им песни, романсы.
Учитель. А теперь мы с вами познакомимся с некоторыми птицами, узнаем об их жизни, споем песни. А какие это птицы – узнаем, отгадав загадки.
Всем знакома эта птица - каждый может удивиться.
Возле леса на опушке нам «ку-ку» споёт . . .(кукушка)
(6 слайд)
Ученик: - Кукушка – птица уникальная. Всё в ней особенное – от голоса до излюбленных лакомств. Поёт кукушка громко. Многие наверняка слышали в лесу пение кукушки «ку-ку, ку-ку». Только мало кто знает, что поёт она с закрытым ртом, лишь вздувается её горло, и от этого получается такой странный звук «ку-ку» - на весь лес слышно! По старым преданиям считается, что у кукушки можно спросить: « Кукушка, скажи, сколько я проживу?» Дальше нужно сосчитать её «кукование». Количество кукований и обозначает число лет. Только часто кукушка обманывает: на ранней утренней заре она хоть сто лет накуковать может, а к вечеру устаёт. Но в музыке часто как раз и передаётся удивительное кукование кукушки. Об этом написано много песен.
Учитель. Одну из них, швейцарскую народную песню «Кукушка» исполнят ученики 1 класса.
Учитель. Продолжаем отгадывать загадки.
Что за весенняя черная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя черная птица
Прямо на трактор чуть не садится? (Грач-7 слайд)
Учитель.«Сотру, сотру» – кричит!
В кору, в кору стучит.
Живет в глуши лесной.
И летом и зимой старательный работник,
Лесной носатый плотник. (Дятел-8 слайд)
Учитель. Она летает по ночам, она не любит шум и гам.
Испугаемся едва, это бурая . . . (Сова-9 слайд)
Ученик - Сова птица полезная. Уничтожает сова мышей не только в лесу. Если в деревнях заводится много крыс, сова спешит в деревни спасать зерно от грызунов. Ночью в лесу можно услышать, как кричит сова. Кричит она громко, грозно, словно предупреждает «Берегитесь, мыши!» Принято считать, что сова днём ничего не видит. Это неправда. Зрение у совы хорошее и днём, и ночью. Иначе она может стать добычей охотника или рыси.
Учитель. Маленький мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крохи собирает. (Воробей-10 слайд)
Учитель. Домик без окон, только вход есть да балкон.
В дом забраться нелегко. Он над нами высоко.
Ни ступенек, ни крыльца…
Для какого ж он жильца? (Для скворца-11 слайд)
Ученик – скворец - короткохвостая, блестяще-черная птица размером с дрозда. Типичная бегающая птица в отличие, например, от дроздов, передвигающихся прыжками. Песня скворца состоит из свистов, скрипов, подражаний другим птицам и различным шумам. Крик — разнообразные мяукающие звуки, часто слышные из летящей стаи.
Питается различной животной и растительной пищей, по окончании периода гнездования собирается большими плотными стаями.
Учитель. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей-12 слайд)
Ученик - Соловей - знаменитый романтический певец весенних и летних вечеров. В его пении чистый свист чередуется со знаменитым щелканьем, рокотанием и другими характерными звуками.
Соловей ведет скрытный образ жизни и редко попадается на глаза человеку. Если присмотреться, то можно увидеть поющего самца среди кустарников и прибрежных деревьев. Он неподвижно сидит на ветке, подняв вверх голову с раздутым горлом. Соловей обычно поёт как днём, так и ночью. Ради того чтобы послушать ночной концерт этого певца, многие специально отправляются вечерней порой на прогулки в лес. Пение соловья называют прекрасным, однако далеко не все самцы заслуживают подобной оценки. Дело в том, что высокое песенное мастерство не является врожденным свойством самцов: молодые птицы приобретают его лишь в том случае, если их отцы или соседи способны научить их этому.
Учитель. Стали братья на ходули,
Ищут корму по пути.
На бегу ли, на ходу ли –
Им с ходулей не сойти. (Журавли-13 слайд)
Учитель. Её малиновкой зовут, поёт она то там, то тут.
Вечером иль спозаранку вы слышать можете . . . (Зарянку-14 слайд).
Ученик - Зарянка – красивая птичка с бурыми крылышками и малиновой грудкой. Зарянку называют ещё малиновкой. Птичка эта невелика, но у неё есть характерная особенность. За её красную грудку, цветом похожую на утренний восход солнца, и прозвали птицу зарянкой. А ещё как раз на заре можно услышать её пение – серебристое, словно журчание ручья.
Учитель. Где мы можем встретить всех этих птиц (15 слайд). Но среди птиц есть и домашние. Есть в коллекции музыкальные произведения и про этих птиц. Давайте я загадаю загадки, а вы скажете, что за птица в ней спряталась.
Пёстрые крякуши ловят лягушек.
Ходят вразвалочку, спотыкалочку. (Утки-16 слайд)
Учитель. Про утят прозвучит французская песня-танец, которую знают все ребята. Я вас приглашаю потанцевать. «Танец утят», (Танцуют все)
Учитель. Слушаем следующую загадку.
Не король, а в короне,
Не гусар, а при шпорах,
На часы не глядит, а время знает. (Петух-17 слайд)
Учитель. Ученики 2 класса исполнят нам литовскую народную песню «Петушок»
Учитель. У меня осталась последняя загадка, надеюсь, что вы и её без труда отгадаете.
Красные лапки, щиплет за пятки
Беги без оглядки. (Гуси-18 слайд).
Учитель. У нас в гостях бабушка со своими двумя красивыми гусятами, и они нам сейчас исполнят танец.
«Гуси». А.Филиппенко. Инсценировка.
Учитель. Мы с вами и пели, и танцевали, и загадки отгадывали. А теперь пришло время выполнить творческое задание:
1 команда- лепят лебедя,
2 команда- мозаика из бумаги «Снегирь»,
3 команда- аппликация из природного материала «Петух на заборе».
Пока вы будете работать, для вас будет звучать мелодия Моцарта.
Защита своих работ.
Учитель. В заключение нашей прогулки давайте исполним вместе польскую народную песню
«Пение птиц» (Исполняют все).