Комплексная работа
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы отводится 40 минут. Работа включает в себя 12 заданий.
Ответ на задание записывайте в поле ответа в тексте работы.
Советуем начинать выполнять задания в том порядке, в котором они даны в работе. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и пе-реходите к следующему. Если после выполнения всей работы останется время, Вы смо-жете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
Вариант 1
Прочитайте внимательно текст и выполните предложенные задания.
Константин Георгиевич Паустовский вёл в деревне неспокойную, но лёгкую и сво-бодную жизнь. Едва ли не каждый день он придумывал увлекательные «вылазки», кото-рые казались мне настоящими путешествиями. Мы уходили с ним на глухие лесные озёра, спали у костра, среди тревожных звуков лесной ночи. Я прислушивалась сквозь некреп-кий сон к неизвестно кем потревоженному валежнику, к уханью неспящих птиц: совы, неясыть, сычиков и отдалённому вою волков.
Там я научилась варить пахучую уху, нырять вглубь озера, когда надо было отцепить крючок от тяжёлой коряги, окаменевшей в воде, и смеяться вовсю над весёлыми, ни-сколько не огорчавшими неудачами. А события, рассказанные им, остались в памяти и по сей день.
-
октябре две недели, что вместе с ним я провела на речке, мы ни разу не смогли сварить ухи. Хотя, по рассказам местных жителей, на Оке в большом количестве водились плотва, красноперка, чехонь, налим, ерш, лещ, окунь, сом, пескарь, язь, сазан и даже «цар-ская рыба» - стерлядь.
Местные жители объясняли это тем, что в верховьях идут сильные дожди, вода в Десне стала мутной, и рыба не видит приманку. Константин Георгиевич высказывал дру-гое предположение. Все дело в том, что мы не умели устраиваться на биваке тихо. Мы громко перекликались, когда ставили палатки, бегали по берегу, махали руками. А рыба этого не любит.
Константин Георгиевич этого тоже не любил. Мы обещали, что не будем шуметь, но обещание осталось невыполненным. Мы еще не умели тогда слушать реку и лес, мы еще не понимали, что умение слушать начинается с умения молчать. Но все-таки некото-рые из нас к концу путешествия этому умению у Константина Георгиевича научились. Еще он научил нас обращать внимание на приметы погоды. Он мог часами рассказывать нам о грозе, о проливных дождях, при этом он всегда обращал внимание, что лов в этот период очень хороший.
-
Укажите, в каком значении употребляется слово ЛЕГКУЮ в предложении: Кон-
стантин Георгиевич Паустовский вёл в деревне неспокойную, но лёгкую и свободную жизнь.
1) | беззаботный; | 3) | слабый; |
2) | маленький; | 4) | невесомый. |
-
Выпиши номера ответов, в которых есть орфограмма «Н-НН в причастиях»:
-
рассказанные;
-
осенний;
-
безветренный;
-
потревоженному;
-
невыполненным;
-
таинственным.
-
Укажите ошибочное суждение.
-
В слове УМЕНИЯ все согласные звуки мягкие.
-
В слове ЛЁГКУЮ звуков больше, чем букв.
-
В слове СЫЧИКОВ буква В обозначает звук [В].
-
В слове СОВЫ все согласные звуки имеют пару по глухости – звонкости.
-
Известно, что ребята, вместе с К.Г. Паустовским, поймали 4 леща, ершей в двое больше, чем чехоней, а чехоней в 3 раза больше, чем лещей. Сколько всего штук рыбы было пой-мано?
Ответ: _________________
-
От деревни к озеру ребята могут дойти по одной из трех дорог. Установите соответ-ствие между номером дороги и временем, необходимым для того, чтобы добраться до озера, если средняя скорость движения ребят 5 км/ч.
А) 1,1 ч Б) 1 ч В) 0,9 ч
-
5 км
Деревня
-
4,5 км
3 5,5 км
В ответе запишите в таблице под каждой буквой цифру, соответствующую номеру до-роги.
О
твет: А Б В
-
Вам предоставляется перечень представителей животного мира. Выберите из списка
«лишнее» животное:
-
плотва, красноперка, налим, ерш, лещ, неясыть, окунь, сом, пескарь, сазан.
Ответ: ______________________________________________
-
Заполните ниже приведенную таблицу
Название | Сова | Чехонь | Волк | Сазан |
животного | | | | |
Класс жи- | | | | |
вотного | | | | |
Класс животного:
-
Класс Рыбы
-
Класс Птицы
-
Класс Млекопитающие
Из предложенного списка, подберите к каждому названию животного класс, к кото-рому оно относятся.
Ответ: ________________
-
Установите соответствие между понятием и его значением: к каждому элементу пер-вого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПОНЯТИЕ | ЗНАЧЕНИЕ |
А) озеро | 1) | атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель |
Б) река | 2) | естественный водоем, постоянный или периодически пере- |
| сыхающий |
В) погода | 3) | природный постоянный водный поток значительных разме- |
| ров с естественным течением |
Г) дождь | 4) | совокупность значений метеорологических элементов и ат- |
мосферных явлений
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г
.
-
Напишите номер правильного ответа словосочетания, которое описывает звуковое явление.
-
сварить уху
-
бегать по берегу
-
махать руками
-
громко перекликаться
Ответ: ______
-
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запи-
шите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последователь-ности в таблицу:
-
В конце XVII в. сибирский казак Владимир Атласов начал российское осво-ение Камчатки и Курильских островов.
-
Константин Георгиевич Паустовский родился в 1892 г. в Москве.
-
Во времена Смуты начала XVII в. крестьянин Иван Сусанин завел польский отряд, направлявшийся погубить Михаила Романова, в непроходимые болота, спасая це-ной своей жизни, жизнь родоначальника новой правящей династии.
-
В 30-е гг. ХХ в. К.Г. Паустовский активно работал как журналист газеты «Правда», много путешествуя по стране. Впечатления о поездках он воплощал в художе-ственных произведениях и очерках.
Ответ:
-
Выберите 2 верных суждения:
-
умение слушать – одно из важнейших умений внимательного собеседника;
-
главное в споре – высказать свое мнение по вопросу;
-
важно не только слушать, но и понимать, что говорит собеседник;
-
слушать нужно только музыку, от звуков природы человек устает;
-
собеседники должны высказывать свое мнение, не слушая других.
-
Сумма движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности, объединя-ется в понятие:
а) биологическая активность б) оптимальная активность в) двигательная активность г) физическая активность
Ответ: ________________________________________________
.
Комплексная работа
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы отводится 40 минут. Работа включает в себя 12 заданий.
Ответ на задание записывайте в поле ответа в тексте работы.
Советуем начинать выполнять задания в том порядке, в котором они даны в работе. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и пе-реходите к следующему. Если после выполнения всей работы останется время, Вы смо-жете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
Вариант 2
Прочитайте внимательно текст и выполните предложенные задания.
-
луковичных перьях, отчего получались они похожими на густой цвет осеннего клено-вого листа. Пахли они не то кипарисом, не то свежей доской, прогретой солнцем.
Предание гласит, что первое пасхальное крашеное яйцо, подаренное императору Тиберию, принесла святая Мария Магдалина. Ей нечего было подарить властителю, но прийти с пустыми руками Мария не могла, поэтому она решила подарить ему куриное яйцо. Протягивая его Тиберю, святая поведала о воскресении Иисуса Христа. Император сначала не поверил и сказал, что это так же невероятно, как то, что яйцо из белого может стать красным. По преданию, в тот же момент оно окрасилось в красный цвет.
Расписывали яйца специальными красителями из натуральных природных ве-ществ и выплавленного воска. Лавочных красок мать не признавала: «Это не по-деревен-ски, не по-нашему».
-
десять часов ударили в большой колокол. Звонили уже не медлительно и скорбно, а полно и часто. Шли в церковь по весеннему лесу, пробуждающемуся от зимы. И думалось, что скоро-скоро эти бурые склоны покроются травами, первыми цветами...
-
церкви было всё по-другому. Священник был не в чёрной ризе, а в голубой. А посетители – в праздничных костюмах, украшенных вышивкой, с расшитыми бисером поясами, и узорными вставками. Какая-то барыня, глядя на мою рубашку, сказала: «Чу-десная русская вышивка!»
Вечером, лёжа в постели, сквозь сон слышу, как отец тачает сапоги и по-старин-ному напевает. Там, где-то далеко лаяли собаки, почувствовав, как в глубине леса рыщут хищные звери.
-
Укажите, в каком значении употребляется слово ПОВЕДАЛА в предложении: Про-
тягивая его Тиберию, святая поведала о воскресении Иисуса Христа.
1) | извещать; | 3) учить; |
2) | рассказать; | 4) выявлять. |
-
Выпиши номера ответов, в которых есть орфограмма «Н-НН в причастиях»:
1) старинному;
2) украшенных;
3) куриное;
4) весеннему;
5) подаренное;
6) выплавленного.
-
Укажите ошибочное суждение.
-
В слове ПО-НАШЕМУ все согласные звуки твёрдые.
-
В слове ПЕРВЫМИ все согласные звуки звонкие.
-
В слове РУССКАЯ количество звуков и букв совпадает.
-
В слове СКАЗАТЬ все согласные звуки имеют пару по глухости – звонкости.
-
В корзине изначально лежали 10 пасхальных яиц. Сколько яиц будет в корзине, если их количество сначала увеличить втрое, а затем добавить еще столько же?
Ответ: ______________
-
Пользуясь рисунком, установите соответствие между массой куриного яйца и его ка-тегорией.
1) 65-74,9 г 2) 55-64,9 г 3) 45-54,9 г
В ответе запишите в таблицу под каждой категорией соответствующую цифру.
Ответ: С2 С1 С0
-
Выберите из списка «лишнее» слово: 1) Рубашка, риза, сапоги, костюм, пояс.
Ответ: ______________________________________________
.
-
Заполните таблицу «Жизненные формы растений».
Название растения | Лук | Смородина | Кипарис | Первоцветы |
Жизненная форма | | | | |
растения | | | | |
Жизненная форма растения:
-
Дерево
-
Кустарник
-
Трава
Из предложенного списка, подберите к каждому названию растения его жизненную
форму.
Ответ: __________________
-
Установите соответствие между понятием весны и ее значением: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПОНЯТИЕ | | ЗНАЧЕНИЕ | |
А) календарная весна | 1) | наступает во время весеннего равноденствия и про- | |
| | | | | | должается до летнего солнцестояния | |
Б) астрономическая весна | 2) | считается наступившей, когда среднесуточная темпе- | |
| | | | | | ратура начинает превышать 0 градусов по Цельсию | |
В) климатическая весна | 3) | состоит из трех месяцев: в Северном полушарии – | |
| | | | | | март, апрель, май, в Южном полушарии – сентябрь, ок- | |
| | | | | | тябрь, ноябрь | |
Г) фенологическая весна | 4) | связываю с «пробуждением природы»: началом веге- | |
| | | | | | тации, прилетом птиц, выходом из спячки животных | |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. | |
Ответ: | | | | | | | | |
А | Б | В | | Г | | | |
| | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
-
Запишите номер правильного ответа измеренной массы пасхального яйца, изображенного на рисунке.
1) 110 кг | 2) 110 г | 3) 140 г | 4) 120 г |
Ответ: ___________ | | |
-
Расположите в хронологической последовательности исторические события. За-
пиши цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последователь-ности в таблицу:
-
Крещение Руси произошло в 988 г. при Владимире I.
-
Тиберий – римский император, который жил с 42 г. до н.э. по 37 г. н.э.
-
Святейший правительствующий синод был упразднен 100 лет назад.
-
В середине XVII в. были проведены реформы патриарха Никона, которые послужили началом старообрядческого раскола в Русской Церкви.
Ответ:
-
Выберите 2 верных суждения:
-
создание единой мировой религии – путь к дружбе всех народов;
-
Россия – многоконфессиональная страна, а это значит, что в ней существует множество религиозных организаций;
-
в мире есть главные религии, а есть второстепенные;
-
у каждой национальности есть своя религия;
-
люди разных религий должны уважительно относиться к обрядам и традициям друг друга.
-
Народные поверья наделяли яйцо, которое человек получал при христосовании, чудо-действенными свойствами и использовали в различных жизненных ситуациях. В какой ситуации не использовали пасхальное яйцо?
а) во время пожара б) для лечения в) для омоложения
г) для закаливания
Ответ: ________________________________________________