Мониторинг читательской и естественно-научной грамотности. 4 класс. 2024 г
1 вариант ФИ __________________________________
Манька.
В начале зимы, когда подули северные ветры и посыпал колкий снежок, я решил сделать на даче кормушку для птиц. На светлой веранде прямо за окном на деревянной полочке, где в теплые дни мы выставляли комнатные цветы, я и организовал «птичью столовую». Насыпал семян, зернышек подсолнуха, тыквенных семечек, даже веточку алой рябины положил... Отличное «меню» получилось. Должны же прилететь пернатые гости. Юркие синицы, степные снегири, шумные свиристели, бегуны-поползни... И другие обитатели сада, которых я не запомнил. В общем, стал ждать. И день проходит, и два... Что-то не показываются мои гости. Откочевали в другой сад, что ли? Где хозяин гостеприимней, приветливей, наверно. Грустно мне стало смотреть на замерзшие гостинцы. Вроде как зря старался... А тут вдруг морозы ударили. Прямо-таки крещенские. Слышно, как деревья потрескивают в саду среди ночи.
Просыпаюсь как-то утром. Выхожу на веранду. Гляжу, а за мутноватым инистым стеклом огонек мелькнул. Дымчато- рыжий. Будто свеча на новогодней елке. Осторожно подкрался к окну. Приподнялся на цыпочках, глянул боковым зрением и … обомлел. Белочка! Прибежала, видимо, из соседней рощицы. Поднялась по стволу березки, а она рядом, рукой подать до веранды,- и прыг в кормушку. Голод не тётка. Мигом опустошила «скатерку». И смотрит смородинками глаз в окно. Ждет, наверное, не положат ли чего сердобольный хозяин. Пришлось раскошелиться. Наполнил кормушку «беличьими гостинцами»: орешками, нарезанными яблоками, сухими грибочками- хорошо, с осени осталась связка.
Теперь белка каждое утро, хоть по часам сверяй, поджидала меня возле кормушки. Я даже имечко ей придумал. Манькой назвал. И она охотно реагировала на него. Брала угощение прямо с ладони.
Так и пролетела моя долгая зима в дружбе с лесной красавицей.
А весной, когда сосульки стали длинными и «плаксивыми», и солнце слепило глаза, растекаясь по синим сугробам, жена как-то тепло, но с твердостью в голосе сказала:
Не надо больше приучать белку. Она разучится добывать пищу сама,
станет попрошайкой и может погибнуть...
Хотя мне и было жалко Маньку, но я всё же послушался жену. Она была биологом. И знала толк в своей науке.
(322 слова)
(Н. Красильников)
I Читательская грамотность
1. Укажи жанр этого произведения:
а) сказка; в) повесть;
б) рассказ; г) стихотворение.
2. Из чего сложилось «меню» для птиц: ______________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
3. Что было припасено в «столовой» для белки: ________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
4. Как ты понимаешь фразу из текста: «Голод не тётка»? Объясни.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Почему закончилась дружба с Манькой?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. В каком абзаце сформулирована главная мысль текста?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Естественно-научная грамотность
7. Какое время года описывается в тексте? Выпиши 2-3 предложения, подтверждающие твой ответ.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Выбери ПРАВИЛЬНЫЙ ответ:
Юркие синицы, степные снегири, шумные свиристели, бегуны-поползни... - это
а) перелетные птицы;
б) зимующие птицы;
в) домашние птицы.
9. Выбери НЕВЕРНОЕ утверждение:
а) белка - это млекопитающее животное;
б) белка - это дикое животное;
в) белка - это насекомоядное животное;
10. Какие птицы остаются зимовать? Приведи свои примеры.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.
11. Как ты считаешь, правильно ли делал автор текста, подкармливая белку зимой? Объясни свой ответ.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Жена главного персонажа произведения — биолог — изучает науку биологию. Какие ещё науки, изучающие природу, ты вспомнил, читая это произведение? Напиши.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Максимальное количество баллов за всю работу - ___
Выполнил(а) работу - _____
Отметка за читательскую грамотность – _____
Отметка за естественно-научную грамотность (окр. мир) ____