СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексная работа в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Комплексная работа в 4 классе»

Мониторинг читательской и естественно-научной грамотности. 4 класс. 2024 г

1 вариант ФИ __________________________________

Манька.

В начале зимы, когда подули северные ветры и посыпал колкий снежок, я решил сделать на даче кормушку для птиц. На светлой веранде прямо за окном на деревянной полочке, где в теплые дни мы выставляли комнатные цветы, я и организовал «птичью столовую». Насыпал семян, зернышек подсолнуха, тыквенных семечек, даже веточку алой рябины положил... Отличное «меню» получилось. Должны же прилететь пернатые гости. Юркие синицы, степные снегири, шумные свиристели, бегуны-поползни... И другие обитатели сада, которых я не запомнил. В общем, стал ждать. И день проходит, и два... Что-то не показываются мои гости. Откочевали в другой сад, что ли? Где хозяин гостеприимней, приветливей, наверно. Грустно мне стало смотреть на замерзшие гостинцы. Вроде как зря старался... А тут вдруг морозы ударили. Прямо-таки крещенские. Слышно, как деревья потрескивают в саду среди ночи.

Просыпаюсь как-то утром. Выхожу на веранду. Гляжу, а за мутноватым инистым стеклом огонек мелькнул. Дымчато- рыжий. Будто свеча на новогодней елке. Осторожно подкрался к окну. Приподнялся на цыпочках, глянул боковым зрением и … обомлел. Белочка! Прибежала, видимо, из соседней рощицы. Поднялась по стволу березки, а она рядом, рукой подать до веранды,- и прыг в кормушку. Голод не тётка. Мигом опустошила «скатерку». И смотрит смородинками глаз в окно. Ждет, наверное, не положат ли чего сердобольный хозяин. Пришлось раскошелиться. Наполнил кормушку «беличьими гостинцами»: орешками, нарезанными яблоками, сухими грибочками- хорошо, с осени осталась связка.

Теперь белка каждое утро, хоть по часам сверяй, поджидала меня возле кормушки. Я даже имечко ей придумал. Манькой назвал. И она охотно реагировала на него. Брала угощение прямо с ладони.

Так и пролетела моя долгая зима в дружбе с лесной красавицей.

А весной, когда сосульки стали длинными и «плаксивыми», и солнце слепило глаза, растекаясь по синим сугробам, жена как-то тепло, но с твердостью в голосе сказала:

  • Не надо больше приучать белку. Она разучится добывать пищу сама,

станет попрошайкой и может погибнуть...

Хотя мне и было жалко Маньку, но я всё же послушался жену. Она была биологом. И знала толк в своей науке.

(322 слова)

(Н. Красильников)

I Читательская грамотность


1. Укажи жанр этого произведения:

а) сказка; в) повесть;

б) рассказ; г) стихотворение.


2. Из чего сложилось «меню» для птиц: ______________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

3. Что было припасено в «столовой» для белки: ________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

4. Как ты понимаешь фразу из текста: «Голод не тётка»? Объясни.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. Почему закончилась дружба с Манькой?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6. В каком абзаце сформулирована главная мысль текста?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





II. Естественно-научная грамотность


7. Какое время года описывается в тексте? Выпиши 2-3 предложения, подтверждающие твой ответ.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


8. Выбери ПРАВИЛЬНЫЙ ответ:

Юркие синицы, степные снегири, шумные свиристели, бегуны-поползни... - это

а) перелетные птицы;

б) зимующие птицы;

в) домашние птицы.


9. Выбери НЕВЕРНОЕ утверждение:

а) белка - это млекопитающее животное;

б) белка - это дикое животное;

в) белка - это насекомоядное животное;

10. Какие птицы остаются зимовать? Приведи свои примеры.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.


11. Как ты считаешь, правильно ли делал автор текста, подкармливая белку зимой? Объясни свой ответ.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


12. Жена главного персонажа произведения — биолог — изучает науку биологию. Какие ещё науки, изучающие природу, ты вспомнил, читая это произведение? Напиши.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________












Максимальное количество баллов за всю работу - ___

Выполнил(а) работу - _____

Отметка за читательскую грамотность – _____

Отметка за естественно-научную грамотность (окр. мир) ____