Логопедическое занятие
Тема: Дикие животные.
Цели:
Коррекционно – образовательные:
Расширять и закреплять знания детей о диких животных, частях их тела, детёнышах и местах зимовки;
Учить различать на слух падежные окончания существительных;
Закреплять навык практического употребления в речи притяжательных и относительных прилагательных и существительных мужского и женского рода.
Коррекционно – развивающие:
Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
Развивать навыки словоизменения;
Развивать мышление.
Коррекционно – воспитательные:
Воспитывать у детей чувства любви к диким животным и стремление сохранить окружающий мир.
Оборудование:
Картинки с изображением животных
Картинки с изображением жилищ животных
Магнитофон
Картинки с изображением пищи животных
Разрезные картинки
Зеркала, простые карандаши
Ход занятия.
Организационный момент.
Каждый день, всегда, везде:
На занятиях, в игре
Внятно, четко говорим,
Никогда мы не спешим.
Развитие артикуляционной моторики.
- Чтобы нам всегда правильно говорить, давайте, выполним несколько упражнений:
- Для губ: лягушка, «колёсико»
- Для языка: «иголочка», «вкусное варенье»
- Для щёк: хомячки – толстячки, хомячки – худышки.
Релаксация
- Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Давайте сядем поудобнее.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Сном волшебным засыпаем,
В страну сказок улетаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Смотрим глазками опять.
Работа по развитию дыхания и голоса.
- Куда мы с вами попали? (в лес).
- Давайте подышим ароматом леса. Вдох через нос, выдох через рот. (Ау)
Изо всех земных чудес
Всех милей нам русский лес.
Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
- Сюрпризный момент «Посылка»
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж)
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)
Сама мала, шубка пышна,
В дупле живёт, орешки грызёт. (Белка)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимою спит в берлоге
От мороза, пряча нос. (Медведь)
Кто зимой холодной
В лесу бродит злой, голодный? (Волк)
Развитие мимики.
- Будем мы сейчас играть и мимикой изображать.
В лесу бегает злой волк | Нахмурить брови |
Вдруг не стало волка | Поднять брови (удивление) |
Это мишка косолапый прогнал злого волка | Подмигнуть правым глазом (радость) |
Введение в тему.
- Кто прислал нам эту посылку?
- Как вы думаете, о ком мы сегодня будем беседовать? (о животных)
- Как мы назовём их одним словом? (дикие)
- Почему их так называют?
Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Пальчиковая гимнастика.
У лисы в лесу глухом Есть нора – уютный дом. Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели. Под кустами ёж колючий Нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней коры Хатку делают бобры. Спит в берлоге косолапый До весны сосёт он лапу. Есть у каждого свой дом Всем тепло уютно в нём. | Загибают пальцы на обеих руках на каждое двустишие. Дом - ладошки |
Беседа «Кто кем был?» (Усвоение категории творительного падежа. Закрепление названий детёнышей животных)
Подвижная игра «Дикие животные» (музыкальное сопровождение)
Как-то раз лесной тропой Звери шли на водопой. За мамой – лосихой топал лосёнок, За мамой – лисицей крался лисёнок, За мамой – ежихой катился ежонок, За мамой – медведицей шёл медвежонок, За мамою – белкой скакали бельчата, За мамой – зайчихой косые зайчата, Волчица вела за собою волчат Все мамы и дети напиться хотят. | Дети идут по кругу Идут, громко топая Крадутся на носочках Передвигаются вприсядку Идут вперевалку Скачут вприсядку Скачут на прямых ногах Крадутся Лицо в круг, лакательные движения языком |
Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
- Ребята, а в посылке ещё что-то есть, посмотрите.
Игра «Собери животное» (Усвоение притяжательных прилагательных)
Игра «Чем бы мы угостили животных?»
11. Итог занятия.