СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "Моя дружная семья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

О правильных взаимоотношениях в семье.

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Моя дружная семья"»






Конспект урока окружающего мира во 2 классе

Тема: «Наша дружная семья»




Предмет, класс: Окружающий мир 2 класс


УМК: «Школа России», автор Плешаков А.А.


Тема: "Наша дружная семья"


Цели:познакомить с целями и задачами раздела, формировать навыки культуры общения и поведения в семье


Планируемые образовательные результаты:


Личностные:

  • Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.

  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Развитие осознания необходимости культуры общения в семье.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Метапредметные:


Регулятивные УУД:

  • Умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем.

  • Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

  • Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в учебнике, справочной литературе и других источниках.

  • Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.

  • Развитие способностей к творческому мышлению.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.

  • Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.

Предметные:

  • Отбирать из предложенных важные для семейной жизни условия

  • Уметь различать родственные взаимосвязи.

  • Определять роль в жизни человека культуры семейного общения


Оборудование:

Для учителя:


  1. Рисунки семей учащихся.

  2. Компьютер, интерактивная доска.

  3. Презентация.

  4. Название темы урока: «Наша дружная семья».

  5. Карточки со словами: «семья», «поколение», «традиции»,»культура общения» и их значениями,

  6. Толковые словари С. И. Ожегова, закладки со словами «семья», «поколение», «традиции»

  7. Лист дли самостоятельной работы «Признаки дружной семьи».

  8. Отгадки к загадкам на магнитах, магнитная доска

  9. Оборудование для строительства «Дома моей мечты»: «кирпичики» с наклеенными словами.


Для учащихся:


  1. Смайлики.

  2. Карандаши, фломастеры, ручки.

  3. Учебники: Окружающий мир. 2 класс, часть 2.

  4. Рабочие тетради к учебнику Окружающий мир 2 класс.



  1. Листы дли самостоятельной работы «Признаки дружной семьи».

  2. Рисунки, изображающие членов семьи, взаимопомощь, семейные традиции, тексты выступлений

Ход урока:


I. Организация класса

- Как живешь ты, 2б? Вот так!

. –А с постели как встаешь? Вот так!

-Утром в школу как идешь? Вот так!

-На уроке как ведешь? Вот так!

- Я прошу вас вести себя хорошо, отвечать только по поднятой руке, не выкрикивать с места, слушать внимательно.
II. Актуализация знаний.

- Что вы можете сказать о человеке? (Делятся информацией, полученной на предыдущих уроках и внеклассных мероприятиях).

- Может ли человек оставаться один?

III. Самоопределение к деятельности


-Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поговорить, поиграться, поделиться своими горестями и радостями.

-Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела. Прочитайте на с.41, как он называется. (Общение).

-Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.
- Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком:


Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно.

Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был очень старый, но очень мудрый.
- Куда ты идешь?- спросил старик.
- Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.
- Посмотри!- сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась
СЕМЬЯ.

- Что же появилось у мальчика в семье? (общение)

-. Итак, тема урока: «Наша дружная семья». /слайд 1/

- На уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Как называют членов семьи? Как называют людей одного возраста?

- А сейчас давайте выясним значения слов, о которых пойдёт речь на уроке.


IV. Работа по теме урока. Словарная работа /слайд 2/

1. Беседа.

-А как вы понимаете слово « семья»? ( Дети высказывают свое мнение).

Дополнение учащихся:

1. Семья́ - группа людей, которое связаны между собой брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общим бытом, взаимной моральной ответственностью )

Понятие, которое дано в словаре Ожегова.

2. Семья - это группа живущих вместе близких родственников. (вывешивается определение на доске)

3. В слове «семья», скрыто слово «семь», это означает, что раньше семья состояла не из 3-4 человек, а из 6-7. - Старинная семья

- Ребята, а вы знаете, что и в нашем классе у некоторых ребят большие семьи. (Дети называют состав своих семей).

-Семья – это главная ценность человеческой жизни. Это наши самые близкие люди, те, кто дарит нам свое тепло, заботу, кто сопровождает в самые сложные моменты жизни. В семье ребенок делает свои первые шаги, учится познавать мир, общаться.

Загадки:


1. Она лучше всех на свете,

Без нее прожить нельзя.

Есть она у Кати, Пети

И, конечно, у меня. (мама)


2. Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)


3. На него смотрю всегда

И беру с него пример.

Он на папу так похож!

Но только с сединой – и что ж? (дедушка)


4. У мамы работа, у папы работа,

У них для меня остается суббота!

А с нею я дома всегда,

Она не ругает меня никогда! (бабушка)


5. Маме на радость, папе в награду,

Он появился, наследник – отрада.

Родной, несмышленый, пуговки–глазки –

Ему все вниманье, забота и ласки. (сын)


6. Радость в глазах, в глазах удивленье,

В семье у нас нынче еще прибавленье!

В доме у нас появилась девчонка!

Теперь я ей брат, а она мне …(сестренка)


7. Она все на свете помнит и знает

И бабушка мамой ее называет!

И часто приходят к ней в дом доктора

Она же мне пра…, она же мне пра… (бабушка)


8. У мамы сестра

Веселей не найдете!

Ей очень горжусь

Ведь она моя … (тетя)



9. К нам приехал папин брат.

Встрече с ним я очень рад!

Он твердит, в глаза мне глядя:

«Руку жми, ведь я твой…(дядя)


- А кто знает, когда в нашей стране отмечается праздник семьи и как он называется?

- С 2008 года 8 июля в нашей стране стали отмечать праздник «День Семьи,Любви и Верности». У праздника есть свой официальный символ – это цветок ромашка. Ромашка – самый известный и распространенный цветок в России, издревле, ромашка –символ любви.

2. Физминутка.

Сколько нас живет в квартире? Снова вечером в квартире

Папа, мама, брат и я. Собралась моя семья.

Маршируем: раз, два, три, четыре- Сели все: раз, два, три, четыре

Вот и вся моя семья! Папа, мама, брат и я.


3. Складывание пословиц о семье.(Работа в парах)

-Народная мудрость гласит:» Счастлив тот, кто в радости и уважении живет».

-Как вы думаете, от кого зависит ваше счастье?

(Складывают пословицы о семье).

«В гостях хорошо, а дома лучше».

«Не красна изба углами, а красна пирогами».

«Не нужен клад, когда в семье лад».

«Семья в куче – не страшна и туча».

«Вся семья вместе и душа на месте».

4.Презентации творческих групп. Понятие «культура общения».

1 группа.

Папа разбил драгоценную вазу- Бабушка с мамой нахмурились сразу. Но папа нашелся: «простите» сказал. И мама молчит, улыбается даже: -Мы купим другую, есть лучше в продаже «Простите» - казалось бы, что в нем А вот ведь какое « волшебное» слово!

Вывод: Надо уметь прощать и уметь просить прощение.


2 группа.

Вова плачет тонко-тонко и глаза трет кулаком:

-Я вам вовсе не девчонка – не пойду за молоком!

Мама смотрит без улыбки: - Мне не будешь помогать-

Не пущу тебя гулять!

Постоял, подумал он: - Ну давай уж свой бидон!

Он шагает стороной - может так не будет видно

Так бидона за спиной?

Дядя с длинными усами, высоченный как отец,

Улыбнулся: «Видно, маме помогаешь? Молодец!»

И уже не стороной Вова гордо шел домой.

Хоть по лестнице скакал – молоко не расплескал!

-Мама, что еще купить? Я могу еще сходить!

Вывод.

3 группа.

К дедушке и бабушке Настя и Володя

В гости на оладушки в выходной приходят.

Внук Володя попросил: «Дед, налей мне чаю!»

-Плохо слышу я, внучок! – деда отвечает.

Настя бабушке грубит: «Ты не видишь, что ли,

Что солонка тут стоит на столе без соли?»

Насте бабушка в ответ: «Я ведь вижу плохо!

Мне уже немало лет, помоги мне, кроха!»

Стало после этих слов стыдно детям очень.

Ставят сами все на стол, чай по чашкам льется.

Тут и дедушка расцвел, бабушка смеется!

Вы, ребята, никогда близким не грубите!

Деда с бабушкой всегда всей душой любите!

Вывод.

5. Работа с учебником.

- Как вы думаете, что такое культура общения? (Вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку)

- Нужна ли она в семье? Почему? (Культура общения нужна нам, чтобы семья была дружная и счастливая)

- Можно ли обижать того, кто тебя любит? ( Нельзя, потому что они любят и заботятся о нас)

- Семья – это семь я, а значит, семья – это постоянная помощь и поддержка друг другу.

- Рассмотрите на с. 43 учебника и расскажите, как взрослые помогают детям и дети взрослым в семье Сережи и Нади.

6. Практическая работа.

Фишками накройте те картинки, на которых изображено то, что бывает в твоей семье.(практическая работа)

- А как еще помогают  друг другу в семье? Расскажите о своих домашних обязанностях. (выступление).

-А кто живет в одной семье с бабушками или дедушками? Расскажите о них. (

7. Работа со словарем (работа в парах)

Каждой паре я выдам слово, которое вам нужно расшифровать и найти его толкование в словаре.

Поколение – одновременно живущие люди близкого возраста.

Поколения: - старшее: дедушки, бабушки;

- среднее: родители;

- младшее: дети.


8.Самостоятельная работа в группах «Признаки дружной семьи» с последующей проверкой по слайду 3


- А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи. Для этого прочитайте предложения на доске и найдите те, которые могут быть признаком хорошей и дружной семьи-1 группа, не могут – 2 группа, а 3 группа – собрать в группы людей одного поколения.

1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.

2. Члены семьи любят и не обижают друг друга.

3. Живут в одной квартире.

4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.

5. Вместе занимаются домашним хозяйством.

6. Каждый член семьи отдыхает отдельно.

7. Вместе распределяют деньги на покупки.

8. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.

9. У каждого свой кошелек.

10. У каждого члена семьи свое хозяйство.

Для 3 группы слова: брат, отец, дядя, бабушка, дедушка, тетя, сестра, мама, я, двоюродный брат.

VI.Физкультминутка . (Доскажи словечко)

Ручейку говорила … ( река):

- Ты мал, а я …(велика).

- Ты быстр, а я …(тиха).

- Ты узок, а я …(широка).

- Ты мелок, а я …(глубока).

Об одном позабыла река,

Что она началась с ручейка!


VII. Продолжение работы по теме урока. Знакомство с традициями семей

1. Беседа.

- Действительно, как могучая река берет силу из маленьких источников, так и наша культура обогащается маленькими семьями. Ведь семья к семье – это уже целый народ!

Укрепить семейные отношения, выразить близким свою любовь и благодарность помогают семейные праздники, семейные традиции. Это торжественные дни, посвященные семейному счастью и благополучию. Они позволяют выразить свою любовь, чувства и благодарность самым близким и родным людям, укрепить отношения между разными поколениями. Ничто так не сближает членов семьи, как семейные традиции. Сколько прекрасных традиций живёт в семьях!

2. Работа со словарем.

Традиции - то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.

3.Сообщения детей о традициях своих семей.

- Ничто так не сближает членов семьи, как семейные традиции. Сколько прекрасных традиций живёт в семьях!( Дети рассказывают о традициях семьи).


V.Первичное закрепление.

1.Работа в группах.

В тексте « Моя семья» вместо пропусков вставить нужные слова..

VIII. Рефлексия (слайд 6). Творческая деятельность.

-Давайте продемонстрируем, как мы усвоили урок, а также проявим свое творчество. Вы сейчас будете создавать «дом своей мечты». При создании дома используйте те строительные материалы, на которых написаны те слова, которые, на ваш взгляд, нужны для дружной семьи.

- А может ли дом мечты стоять пустым? Как вы думаете, кто в нем должен жить? (заселение дома членами семьи)

Оценивают свои достижения на уроке с помощью смайликов.

IX. Подведение итогов урока

Методика «Микрофон». Закончить предложение.

- Я хочу, чтобы мои папа и мама были …

- Я люблю, когда бабушка …

- Мои папа и мама для меня самые …

- Я доверяю своим родителям …

- Свою семью я считаю ...

- Моя мама для меня самая …

- Я хочу своим родителям пожелать …

X. Домашнее задание.

Учебник : стр.42-45,

Рабочая тетрадь: стр.25. № 3, 5

Творческое задание: «Родословная моей семьи».













































Анализ урока


Урок по теме: «Наша дружная семья» был проведён во 2 классе в масштабе образовательного компонента «Окружающий мир» базисного учебного плана «Мир вокруг нас»

Урок строился исходя из принципов педагогики сотрудничества. Максимальное вовлечение учащихся в творческую деятельность на уроке, занимательность материала взята как основа эмоционального фона урока.

Учебные возможности классного коллектива средние: недостаточно развита эмоциональная сфера и волевые качества детей. Одним из средств решения этой проблемы является проведение нестандартного урока творчества.

В процессе проведения урока решались следующие задачи: дифференциация обучения, расширение рамок учебной программы. Работая в зоне ближайшего развития ребёнка, поднять авторитет каждого ученика.

Эти задачи были достигнуты при реализации целей урока:

- Ввести понятие «Культура общения». Обсудить с детьми правила культуры общения в семье;

- Развитие восприятия, воображения, национального самосознания, творческих способностей;

- Формирование интереса к истории и культуре народа, интереса к родословной своей семьи, воспитание чувства патриотизма.

Время на уроке было использовано рационально.

Форма организации учебного процесса – урок изучения нового материала с опорой на жизненный опыт детей.

При изучении нового материала был выбран словесный метод – беседа-сообщение, предполагающая включение ученика в процесс активного участия добывания новых знаний, наглядный метод – метод демонстраций с использованием ИКТ, практический метод – совместная творческая деятельность.

Стиль педагогического общения на уроке – общение на основе увлечённости совместной творческой деятельностью, дружеское расположение, на основе метода активного социального обучения – урок творчества. Настрой класса на уроке был положительным, учащиеся проявляли интерес к теме урока.

Средства обучения, используемые на уроке: речь, фотографии семей детей, выступления детей и их родителей, музыка, представленные с помощью компьютерной презентации не интерактивной доске, игра.

Самостоятельная работа учащихся на уроке была построена по следующей схеме: продвижение от репродуктивного типа деятельности к творческому типу.

Для борьбы с перегрузкой учащихся была проведена физкультминутка. Время проведения физкультминутки выдержано: 15 минут с начала урока.

Для усвоения глубины материала использовалась творческая работа учащихся. Ситуация эмоционального переживания на уроке создавалась при помощи сказки.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!