Конспект урока Биологии ‒ 7 на тему
«Многообразие пресмыкающихся».
по УМК линии В.В. Пасечника (5–9)
Тема учебного занятия: Многообразие пресмыкающихся.
Цель урока: Раскрыть многообразие класса пресмыкающихся, определить на какие отряды и подотряды подразделяется данный отряд.
Задачи урока:
1) Образовательные: познакомить обучающихся с основными отрядами класса рептилии, их особенностями и распространением на планете.
2) Развивающие: продолжить совершенствовать приемы сравнения, анализа, синтеза; умения выделять главное при самостоятельной работе.
3) Воспитательные: формирование бережного отношения к природе.
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Форма проведения: фронтальная, индивидуальная.
Материально–техническое обеспечение: компьютер для учителя, интерактивная доска, учебник, презентации.
Библиография и интернет‒ресурсы:
1.Учебник: Биология, 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ И.Н. Понамарева. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа,2012.
Этап | Действия учителя | Действия учеников | Формирование УУД | Длительность этапа |
Организационный момент | Здравствуйте ребята, сегодня мы поговорим об удивительных животных. Их внешний облик пугает, ужасает, вызывает отвращение и одновременно обращает на себя внимание необычным видом, магической грацией, скрытой угрозой. Вместе с тем, большинство пресмыкающихся для человека не опасны. | Настраиваются на работу | Слушают учителя | 2 мин |
Актуализация знаний | Рептилии – это наземные холоднокровные позвоночные животные, некоторые вторично водные. На Земле известно около 6 000 видов рептилий, т.е. почти втрое больше, чем современных земноводных. О них сложено много легенд и сказаний. Это их считают: способными к гипнотическому взгляду – змеи (слайд 1); долгожителями – черепахи (слайд 2); ужасно кровожадными – крокодилы (слайд 3); быстрыми и юркими – ящерицы (слайд 4); ужасно переменчивыми – хамелеон (слайд 5) На данном слайде вам представлены характерные и не характерные особенности рептилий. Выберите правильные утверждения (Слайд 6). Ответы (цифры) запишите в тетради. 1. Рептилии имеют сухую кожу с роговыми чешуйками. 2. Рептилии дышат через кожу. 3. Пресмыкающиеся – позвоночные холоднокровные животные. 4. У рептилий легочное дыхание. 5. Пресмыкающиеся размножаются только в воде. 6. У рептилий внутреннее оплодотворение. 7. Пресмыкающиеся размножаются вне воды – на суше. 8. При движении рептилии пресмыкаются – касаются телом земли. 9. Размножаются путем откладывания яиц. 10. Внешнее строение рептилий плохо приспособлено к жизни на суше. Хорошо, теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, и сравните ответы друг друга, с правильными, указанными на слайде (слайд 7). После выполнения задания ребята снова обмениваются тетрадями, смотрят на результат работы, делают выводы. | Слушают учителя, выполняют небольшую самостоятельную работу. Проверяют результаты и выставляют оценки. правильные ответы (1,3,4, 6,7,8,9) | Повторение пройденного материала, систематизация знаний, самоанализ, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. | 7 мин |
Изучение новой темы | Хорошо, знаете ли вы как называют специалиста, изучающего рептилий? Верно, сегодня мы с вами будем изучать многообразие пресмыкающихся в природе. Запишите тему нашего урока. Некоторые из вас получили домашнее задание, приготовить короткое сообщение об особенностях отрядов земноводных. Предлагаю сегодня на уроке, считать этих ребят герпетологами. Остальные же будут участниками конференции. Всем вам, слушая доклады, необходимо будет заполнить таблицу, нарисованную на доске: Название отрядов/ количество видов | Представители | Отличительные особенности | | | | Если ребята будут не подготовлены, смотреть Приложение А. После каждого доклада ребята вместе с учителем обсуждают, что необходимо записать в таблицу. | Герпетолог. Записывают тему урока, чертят таблицу. Ученики представляют презентации, внимательно слушают и заполняют таблицу. | Совершенствование приемов работы с информацией: отбор и систематизация, отработка умения в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму, совершенствование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, выступать на публике. | 30 мин |
Закрепление знаний | Составление схемы: “Класс пресмыкающиеся”. Приложение Б. В скобках указать по одному представителю вида и подвида. | Один из учеников выходит к доске и совместно с одноклассниками составляет схему. | Систематизация знаний, умение кратко и четко излагать информацию. | 3 мин |
Домашнее задание. | Параграф 42. Приготовить доклад о роли пресмыкающихся в природе. | | | 1 мин |
Рефлексия. | Что узнали на уроке нового? Чем понравился урок? Чем не понравился? | Отвечают на вопросы учителя. | Оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика. | 2 мин |
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Отряд Чешуйчатые - самая многочисленная группа пресмыкающихся. В этом отряде выделяют 3 подотряда: Змеи, Ящерицы, Хамелеоны.
Общая характеристика подотряда Змеи
Змеи — это безногие чешуйчатые с длинным цилиндрическим телом, с помощью волнообразных изгибов которого они передвигаются. Подвижных век не имеют. Добычу заглатывают целиком благодаря широко растяжимому рту (нижние челюсти подвешены на растяжимых связках). Зубы острые, направлены назад. При нападении на жертву
ядовитые змеи выдвигают вперед из ротовой полости зубы и с их помощью вводят в тело добычи секрет ядовитых желез. Грудина отсутствует. Ребра свободные и исключительно подвижные. Среднее ухо упрощено, барабанная перепонка отсутствует.
Общая характеристика:
(Запись в тетрадь общей характеристики).
• 2700-3000 видов
• Кожа покрыта мелкой роговой чешуей
• Конечности и их пояса редуцированы
• Нет грудной клетки
• Зубы дифференцированы: у ядовитых змей есть специальные зубы
•Немигающие глаза прикрыты прозрачными оболочками
• Не слышат – отсутствует барабанная перепонка
• Развиты сейсмочувствительность, обоняние, осязание
• Одно легкое, второе редуцировано.
Общая характеристика подотряда Ящерицы.
Ящерицы имеют хорошо развитые ноги, но у некоторых видов их нет. У ящерицы
развиты подвижные непрозрачные веки. Многие ящерицы способны к автономии, то есть к отбрасыванию хвоста.
Общая характеристика:
(Запись в тетрадь общей характеристики).
• 2700-3500 видов
• Кожа покрыта мелкой роговой чешуей
• Конечности с 5 пальцами. Утрата конечностей вторична (веретеница,
желтопузик)
• Имеется грудная клетка
• Зубы мелкие, конические; прирастают к челюстным костям
• Глаза с подвижными веками.
• Хорошо слышит, видит; развито обоняние и осязание
Общая характеристика подотряда Хамелеоны:
Ведут древесный образ жизни. Тело хамелеонов сжато с боков, конечности
благодаря противопоставленным друг другу пальцам, преобразованы в цепляющиеся за
ветки «клешни». Странные глаза хамелеонов живут, кажется, своей собственной жизнью,
т.к. могут вращаться в противоположных направлениях независимо друг от друга.
Закрученный хвост помогает цепляться за ветки, а длинным липким языком хамелеоны
«выстреливают» в добычу почти на длину своего тела. Перемещаются они крайне
медленно, в нужный момент, маскируясь, меняя цвет кожи.
Общая характеристика:
(Запись в тетрадь общей характеристики).
• 90 видов
• Размер тела от 4 до 50 см.
• Способны изменять свою окраску
• Глаза вращаются в разные стороны
• Имеют очень длинный язык
Отряд Крокодилы представлен крупными (длиной до 6 м), наиболее высокоорганизованными пресмыкающими-ся, приспособленными к полуводному образу жизни. У них ящерообразное, слегка уплощенное тело, покрытое роговыми щитками, со сжатым с боков хвостом и плавательными перепонками между пальцами задних ног. Зубы сидят в ячейках (как у млекопитающих). Легкие имеют
сложноячеистое строение и вмещают большой запас воздуха. Развита диафрагма.
Особенность крокодилов – четырех-камерное сердце.
Общая характеристика:
(Запись в тетрадь общей характеристики).
• около 25 видов
• На задних лапах – плавательные перепонки
• Зубы однотипные, конические, сидящие в ячейках (альвеолах) как у млекопитающих
• Хорошо развиты зрение, обоняние и слух
• Сердце четырехкамерное
Отряд Черепахи объединяет пресмыкающихся, имеющих компактное тело, заключенное в прочный костный панцирь, в который могут втягиваться шея, голова, конечности и хвост. Сверху костный панцирь покрыт роговыми пластинками или мягкой кожей. Челюсти лишены зубов и имеют острые роговые края.
Позвонки, кроме шейного и хвостового отделов, сращены со спинной частью панциря (как и ребра). Механизм дыхания связан с движением шеи и плеч, которые, выдвигаясь из-под панциря, растягивают легкие. Интенсивность обмена низкая. Способны к длительному голоданию.
(Запись в тетрадь общей характеристики).
• 200-250 видов
• Тело покрыто костно-роговым панцирем из 2-х щитов – брюшного (пластрона) и спинного (карапакса)
• Кости плечевого пояса частично срастаются с пластроном и карапаксом
• Челюсти лишены зубов, но покрыты роговым чехлом с острым режущим краем
• Хорошо развиты зрение и обоняние, хуже – слух
• Легкие сложного губчатого строения
Отряд Клювоголовые. К нему относится единственный вид, доживший до наших дней – гаттерия. Ее называют живым ископаемым, так как все ее родственники вымерли еще 200 млн. лет назад. Свидетельства древности гаттерии не сразу бросаются в глаза. Одно из них – наличие теменного глаза, или третьего глаза. Видеть она им не может, но все же различает степень освещенности. Длина тела гаттерии достигает 76 см. Масса тела от 0,5 –до 1 кг. Ведет преимущественно ночной образ жизни. Плохо бегает. Растет до 50 лет, живет до 100. Гаттерия обитает только
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Класс рептилии
Отряд черепахи
Отряд чешуйчатые
Отряд клювокрылые
Подотряд змеи
Подотряд ящерицы
Подотряд хамелеоны
Подотряд клювокрылые