СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока " Что за прелесть эти сказки?"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " Что за прелесть эти сказки?"»

«Русские народные сказки»

Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Русские народные сказки».

Задачи:

- проверить уровень знаний учащихся по изученной теме, степень сформированности предметных умений и навыков (знание видов русских народных сказок, их жанровых и композиционных особенностей, умение определять вид сказки, находить зачин и концовку сказки, традиционные сказочные приёмы);

- развивать у учащихся коммуникативные умения, творческие способности;

- воспитывать интерес к изучению произведений устного народного творчества, уважение к истории и культуре своего народа.

Оборудование: 

иллюстрации к сказкам, выставка литературы.

Ход урока:



1. Организационный момент. 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Работа с высказываниями известных русских писателей о сказках:

«Сказка - воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном». (К. Г. Паустовский)

«Сказка - великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа». (А. Толстой)

«Читайте простонародные сказки, чтобы видеть свойства русского языка». (А. С. Пушкин)

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» (А. С. Пушкин)

Обсуждение высказываний:

- Ребята! Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить на уроке? (О сказках. Учащиеся формулируют тему урока.)

- На какие свойства русских народных сказок обращают внимание маститые художники слова?

- Какое высказывание наиболее близко вам?

Запишите в тетради число, тему урока и понравившееся высказывание о сказках в качестве эпиграфа к уроку.

- Ребята! Мы с вами уже много на уроках литературы говорили о русских народных сказках. Сформулируйте для себя, что бы вы сегодня на уроке хотели узнать и чему научиться, продолжите высказывание:

Сегодня на уроке я хотел(а) бы …

3. Актуализация знаний.

- Сейчас давайте вспомним, что нам с вами известно о русских народных сказках.

Беседа:

- Что такое сказка? (Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, фантастических приключениях героев.)

- Кто является автором сказок? Почему мы их относим к жанрам фольклора? (Cказки сочинялись в глубокой древности талантливыми людьми из народа. Передавались они, как и другие произведения народного творчества, из уст в уста. Записывать сказки начали около двухсот лет тому назад.)

- Какие представления народа отразились в сказках? (В сказках выражена вера в победу добра над злом, в силу любви и дружбы, мечта о покорении природы, восхищение мастерством и трудолюбием человека.)

- Перечислите виды сказок, дайте их краткую характеристику.

В зависимости от темы сказки делятся на три вида:

- волшебные сказки,

- сказки о животных,

- бытовые сказки.

В волшебных сказках повествуется о приключениях героев, на долю которых выпадают трудные задачи: защитить родную землю от врага, достать какой-нибудь волшебный предмет, победить Кощея или Змея. У положительных героев волшебных сказок есть добрые помощники, которые помогают им подняться выше туч, попасть в подземное царство, достать мёртвую и живую воду, победить смерть. В волшебных сказках встречаются ковры-самолёты, сапоги-скороходы и другие волшебные предметы, а также говорящие растения и животные.

В сказках о животных действующими лицами являются хорошо знакомые нам звери: лиса – хитрая обманщица, волк – злой и коварный хищник, заяц – трусишка и хвастунишка, кот – лакомка и баловень. Речь в этих сказках идёт о животных, но мы догадываемся, что в них высмеиваются человеческие пороки и недостатки.

Героями бытовых сказок являются солдат, мужик, барин, царь, мудрая дева. И всегда правда оказывается на стороне простых людей. Мужем, солдат или крестьянская девушка благодаря своему уму и находчивости побеждают попа, купца, царских придворных и даже самого царя. В бытовых сказках высмеиваются богатые и знатные люди, их жадность, жестокость, глупость.

- Какие композиционные особенности сказок вы знаете?

В сказке есть зачин и концовка.

Зачин нас вводит в мир сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве… » или «Жили–были старик со старухой…».

Завершаются сказки концовкой: «Вот вам сказка, а мне бубликов связка», «Стали жить – поживать и добра наживать». Концовка возвращает нас в реальный мир.

- Перечислите художественные приёмы сказок.

Художественные особенности:

- повторы слов, выражений и эпизодов;

- использование устойчивых выражений («Шёл он долго ли, коротко ли», «Ни в сказке сказать, ни пером описать»);

- троекратный повтор (число три очень часто встречается в сказках, в них обычно три брата, три сестры, три испытания);

- постоянные эпитеты (красная девица, добрый молодец, чистое поле).

4. Обобщение и систематизация знаний (воспроизведение знаний на новом уровне). Викторина «Русские народные сказки»:

-Кто всё время лежит на печи? (Емеля)

-Русская народная сказка «Сестрица … и братец Иванушка». (Алёнушка)

-Прекрасная и премудрая (Василиса, Елена).

-Кто из животных помог Крошечке-Хаврошечке? (Корова Бурёнушка).

-Русская народная сказка «Молодильные …» (Яблоки).

-Имя главной героини сказки «Морозко». (Настенька)

-Мужское имя, часто встречающееся в русских народных сказках. (Иван)

-Транспортное средство Емели. (Печь)

-Баба - … , костяная нога. (Яга)

-Чья смерть спрятана на конце иглы? (Кощея Бессмертного)

-Какая рыба помогла Емеле стать царём? (Щука)

-Кто отправил Ивана «туда, не знаю куда, искать то, не знаю чего»? (Царь)

Творческая работа «Снежный ком»

-Сейчас мы попробуем сочинить свою сказку. Первый ученик придумывает Зачин сказки, следующий продолжает и так каждый должен сказать по два предложения. Не принимают участие только последние две парты, они оценивают сказку, определяют вид и структуру.



7. Рефлексия (подведение итогов урока).

Анализ достижения определенных целей.

-В начале урока мы ставили перед собой цель. Чего удалось достичь, а над чем необходимо будет поработать на следующем уроке. (Несколько учеников озвучивают).

 

 

- Встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями.

Вопрос: какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке?

- Было замечательно, вы были уверенны, вам было интересно, поднимите руки.

- Было очень интересно, вам все очень понравилось, то поднимите руки и хлопните в ладоши.

- Было на уроке скучно, не интересно – присядьте.

-Посмотрите, какие мы все разные, интересные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, поэтому придя домой обязательно расскажите сказку своим меньшим братикам и сестричкам, бабушке. У вас обязательно получится.

-Обязательно обращайте внимание на особый склад русской сказки, её сказочный язык. Постарайтесь понять, когда сказочник шутит, а когда он серьёзен, кому он сочувствует, а кого осуждает. Помните, недаром есть русская народная поговорка про сказки: «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».



8. Домашнее задание: сделать иллюстрацию к любой русской народной сказке .

Выставление оценок за урок.