УМК: «Школа России»
Учебный предмет: литературное чтение
Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина.
ТЕМА УРОКА: В.А. ОСЕЕВА «ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО»
ЦЕЛИ УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО:
1) Познакомить детей с произведением В.А. Осеевой, формировать представление о доброте и отзывчивости;
2) развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь, развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся;
3) воспитывать доброе, вежливое отношение друг к другу.
Планируемый результат обучения и формирования УУД:
Метапредметные
регулятивные: понимать учебную задачу урока стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;
познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;
коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.
Личностные : ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.
Предметные :
соотносить содержание рассказа с пословицей; моделировать семейные взаимоотношения; формулировать правила поведения.
ТИП УРОКА: ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО: МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ, УЧЕБНИК «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ЧАСТЬ 2.
Ход урока.
Орг. момент.
-Добрый день! Я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро солнцу и птицам,
- Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
-Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь. Садитесь. Я не случайно начала урок с приветствия. Я пожелала вам доброго утра. А какие слова приветствия сказали вы сегодня, придя в школу?
- Для чего мы говорим эти слова?
- Сегодня на уроке мы будем говорить о таких словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу.
Актуализация опорных знаний
А теперь я хочу, что бы вы послушали стихотворение и ответили на вопрос: Каких слов не знали дети?
-О каких дорогих словах говорит автор?
Дядя Саша огорчен,
Рассказал он вот о чем…
– Встретил Витю я, соседа,
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!..
Но, представьте! – зря от Вити
Ждал я слова…
А слово-то какое –
Очень дорогое!
Он про внучку говорил:
– Экая досада!
Я портфель ей подарил.
Вижу: очень рада!
Но нельзя ж молчать, как рыба,
Ну сказала бы …
Слово-то какое – Очень дорогое.
-Какие добрые слова еще вы знаете и часто говорите?
Определение темы и цели урока.
О чем сегодня мы будем читать, чему будем учиться? (предположения детей)
- Сегодня на уроке мы будем говорить о добрых, красивых словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу. Эти слова способны творить чудеса. В этом мы сегодня убедимся, познакомившись с одним интересным рассказом.
-Ребята. Посмотрите на слайд!
-Что вы видите - (пословицу)
«Волшебное слово помочь всегда готово».
Как вы ее понимаете?
А что такое волшебное слово?
Хорошо!
(мы вернемся к этой пословице)
Давайте посмотрим на слайд и назовем волшебные слова?
Добрый, добро пожаловать, счастливый, красивый, хорошего дня, пожалуйста, спасибо.
-Ребята, а чтобы узнать, что такое волшебные слова, надо выполнить корректную пробу. Вы узнаете, что надо будет прочитать, что бы ответить на данный вопрос о волшебных словах.
Возьмите, пожалуйста, листочки и зачеркните буквы английского алфавита.
ВVОSЛШWБRОIЕ СLЛОJВО
Это, рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово»
-Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе?
Первичное чтение
Ребята, сегодня мы начинаем знакомиться с произведением Валентины Александровны Осеевой.
Выступление ученицы с докладом о жизни и творчестве писательницы.
Валентина Александровна Осеева родилась в 1902 году в Киеве, детство её прошло в Самаре. Отец работал инспектором на элеваторе, мать – корректором в газете.
После революции 1905 года семья оказалась в тяжёлом положении и вскоре вновь вернулась в Киев, где Валентина поступила в гимназию. Окончив гимназию, она училась на актёрском факультете Института имени Лысенко в Киеве. Но закончить институт ей не удалось, так как семья переехала в Москву. Здесь В. Осеева стала педагогом – воспитателем.
Став детской писательницей, В. Осеева в своих произведениях продолжала решать воспитательные задачи.
Произведения В. Осеевой сразу привлекли внимание читателей и критиков. В них рассказывается о благородных и смелых поступках, которые совершают ребята. Герои её живые, взяты они из жизни. Автор видит их, разговаривает и переживает вместе с ними.
Книги писательницы пользуются большим успехом у школьников. Юные читатели равняются на её героев. Ведь В. Осеева – талантливый педагог, человек большого сердца и чуткой души.
Обзор книги Валентины Осеевой
- Прежде, чем знакомиться с содержанием рассказа, давайте выясним смысл некоторых слов, встречающихся в тексте.
Чуть не поддал хорошенько - чуть не ударил.
Стряпала - готовила пищу.
Противень - тонкий металлический лист с загнутыми краями.
-Сейчас вы прослушаете аудиозапись (ЭММА МОШКОВСКАЯ)
-О каком волшебном слове идет речь?
Этап первичной проверки понимания изученного.
Проверка восприятия.
- Назовите главного героя рассказа.
- Понравился вам мальчик? Почему?
- Почему сестра, бабушка, брат не хотели выполнять просьбы Павлика в начале рассказа?
- Кто помог мальчику?
- Какое волшебное слово старик открыл мальчику?
Физкультминутка.
Игра "Пожалуйста".
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста», если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.
Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!
Руки на пояс!
Пожалуйста, руки на пояс!
Выполняем приседания!
Приседаем 2 раза, пожалуйста!
Прыгаем, как зайчики!
Пожалуйста, сделали вдох и выдох!
Пожалуйста, садимся на свои места!
- Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!
Этап закрепления новых знаний и способов действий.
- Работа над содержанием
-О ком этот рассказ?
-Каким вам показался Павлик?
-О каких неприятностях поведал Павлик старичку? (найдите этот эпизод в рассказе и прочитайте)
-Какой дал совет старичок Павлику?
-Как Павлик должен был произносить волшебное слово?
-Как действовало волшебное слово на окружающих? (Лена, бабушка, брат)
(самостоятельное чтение)
Учитель: Как вы думаете, изменилась ли жизнь Павлика после того, как он узнал тайну волшебного слова?
Действительно ли Павлик встретил в сквере волшебника? А как можно назвать старичка? (добрым, вежливым.)
Что же необходимо человеку для того, чтобы к нему относились хорошо другие люди?
- Индивидуальная работа. Прочитай все волшебные слова. Распредели их на группы. Какое обоснование для деления ты выбрал. Поясни свой ответ.
o Крекс, фекс, пекс
o Спасибо
o Лети, лети, лепесток…
o Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной…
o Пожалуйста
o Благодарю вас
o Кара-барас.
Подведение итогов.
- Мы с вами сегодня познакомились с замечательным рассказом «Волшебное слово».
Ребята, а теперь, когда вы знаете, что такое волшебное слово, объясните, что означает пословица «Волшебное слово всегда помочь готово»
-С какой целью нужно говорить волшебные слова?
-Чему научил вас этот рассказ?
Рефлексия.
Игра «Волшебное слово»
- Ребята, наш урок подошёл к концу. И я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
-если вам урок понравился, вы довольны собой и у вас всё получилось, тогда поднимите красный цвет светофора;
- если на уроке у вас получилось всё хорошо, но могли бы сделать лучше, то поднимите зелёный цвет светофора ;
- а если на уроке вы испытывали трудности, не всё получилось, тогда возьмите синий цвет светофора.
Информация о домашнем задании.
Выразительно читать рассказ «Волшебное слово».