СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этап работы над проектом. Обоснованый выбор способов и методов проверки гипотезы, планирование своёй деятельности. Функциональная грамотность.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения.»

Конспект урока литературного чтения в 3 классе В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

Этап работ над проектом: обоснованный выбор способов и методов проверки гипотезы, планирование своей деятельности.

Читательская грамотность

1.Орг.момент.

-Сегодняшний урок я хочу начать словами американской писательницы Хелен Келер «Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении».

-Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей: надо делать добро просто так)

-Как вы думаете, почему именно это выражение я взяла для нашего урока? (Ответы детей: потому что мы говорили о сказке «Мороз Иванович», а в сказке добро всегда побеждает зло; в сказке, прочитанной на прошлом уроке, говорится о Ленивице, которая хотела просто так получить награду, она не думала о других…)

2.Актуализация знаний.

-Ребята о чём будем говорить на уроке? (Ответы детей: О сказке «Мороз Иванович», о поступках главных героев)

-Для начала докажите мне, что перед нами сказка. Почему это произведение относят к жанру сказка?(Ответы детей)

- Правильно, сказка начинается словами «жили-были», как во всех русских народных сказках. В ней есть волшебство, сказочные персонажи: Мороз Иванович, говорящий петушок, хороший конец, добро побеждает зло.

3.Постановка темы и цели урока.

-Чему будем учиться на уроке? (Ответы детей: анализировать поступки героев, пересказывать текст, выражать своё отношение к героям, давать характеристику поступкам героев, определять главный смысл сказки(чему она учит?), учиться пересказывать сказку с опорой на план)

Давайте вместе, ребята, озвучим цели нашего урока, расскажем, чему будем учиться и для чего:

  • Расскажем о….(характере главных героях)

  • Дадим оценку характерам….(главных героев)

  • Изобразим, как….(выглядат персонажи сказки)

  • Подумаем о том, чему…(мы можем научиться у героев сказки)

  • Будем учиться…(инсценировать сказку, вживаться в роль главных героев)

-На каждом уроке чтения мы знакомимся с новыми авторами, их героями, проживаем вместе с ними их истории, сопереживаем, огорчаемся, радуемся, удивляемся и вместе с этим незаметно для себя приобретаем жизненный опыт.
Вот и сегодня мы продолжим работу над сказкой Владимира Фёдоровича ОдОевского «Мороз Иванович». Будем анализировать поступки героев, узнавать новое об окружающем мире и развивать своё творчество.

3.1.Работа над текстом.

-Прежде чем приступить к работе, напомните мне, пожалуйста, кто является героями сказки? (Старик, мачеха, Рукодельница, родная дочь старухи-Ленивица, Мороз Иванович, петушок)

- Кто такая Рукодельница? Какими качествами она обладает? Какая она? (Добрая, трудолюбивая, скромная, с уважением относится к старшим)

 - Какими качествами обладает Ленивица? (Ленивая, злая, проявляет неуважение к старшим)

 - На кого бы вы хотели быть похожими? Почему?

- Кто из героев вам больше всего понравился и почему?

-Как жилось Рукодельнице? И почему? (Плохо, потому что она всё время работала, не покидая рук. К ней относились плохо.)

- Почему она прыгнула в колодец? ( Нянечка приказала прыгать за ведёрком.)

- Почему Мороз Иванович пожалел Рукодельницу? ( Мороз Иванович пожалел падчерицу, потому что она добрая, вежливая, скромная, она отнеслась с уважением)

- Почему прыгнула в колодец Ленивица? (Из жадности. Она хотела, чтобы Мороз Иванович ей тоже дал богатство)

-Чему учит нас эта сказка? (Сказка учит нас доброте, уважению к старшим, трудолюбию и милосердию. Высмеивает плохие черты характера. Учит нас не судить о человеке по внешнему виду, оценить людей по их душевным достоинствам и делам)

-Ребята, кто может перечислить какие события произошли в сказке? С чего начинается сказка? (Ответы детей)

3.2. Работа над планом текста (вместе с детьми составляем план)

1.Жизнь двух сестёр

2.Беда Рукодельницы

3.Рукодельница дома у Мороза Ивановича

4.Награда за работу

5.Ленивица дома у Мороза Ивановича

6.Награда за лень

7.Не вся работа хороша

-А сейчас я предлагаю вам пересказать сказку? (Ответы детей, пересказ с опорой на план)

-Молодцы(ставлю отметки за пересказ)

4.Физмин. «Мороз Иванович»: Психоэтюд

- Ребята, сейчас немного поиграем.

-Мы изобразим чувства героев сказки без слов, при помощи жестов и действий, я предлагаю вам встать со своих мест. (Дети встают и изображают эмоции героев сказки)

Вот нянечка стоит

И сердито глядит,

Она топает ногами,

Кулаком она грозит.

А Ленивица зевает,

Только спать и есть желает,

Разленилась, потому

Не поможет никому.

А вот дедушка - старик

Головою поник,

Он печален день и ночь –

Потерял свою дочь.

Вот Мороз придёт,

И Рукодельницу приведёт.

А Ленивица ловка -

Пожалела старика:

Быстро выбила перины,

Приготовила песка.

5. Проблемная ситуация.

-Ребята, а как вы поняли, что надо показать и как? Что вам помогло понять чувства героев? Их переживания? (Мы представили какие они) У всех ли это получилось? (Нет)

-Ребята, в чём проблема? почему возникает трудность? ( не можем изобразить чувства без слов)

-Как можно помочь ребятам? Ваши предложения. (вжиться в роль главных героев, инсценировать сказку)

-Действительно, ребята, читая тексы, мы не всегда можем понять чувства героев. Для этого необходимо встать на место героев. А как это можно сделать? (показать спектакль)

-А для чего вам нужно понять чувства героев, зачем? (чтобы лучше понять смысл прочитанного, проверить себя, как мы поняли чувства героев)

-Итак, над каким проектом сегодня будем работать на уроке «Инсценировка сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»». предлагаю выполнить его в группах. Каждой группе достанется свой фрагмент сказки для постановки.

-Какая будет цель нашего проекта? (изучив текст сказки и проанализировав характер героев сказки, инсценировать данный фрагмент сказки, чтобы понять главный смысл произведения)

-Какие задачи мы поставим, для достижения данной цели? (Ответы детей: внимательно и выразительно прочитать данный фрагмент сказки; определить главных героев; распределить роли; выразительно прочитать по ролям; подготовить костюм; постановка фрагмента сказки)

-Для того чтобы узнать какая часть сказки вам достанется, прошу подойти ко мне одного представителя группы и вытянуть листочек с названием той части, с которой вы будете работать.

1 группа – 1.Жизнь двух сестёр 2.Беда Рукодельницы

2 группа – 3.Рукодельница дома у Мороза Ивановича 4.Награда за работу

3 группа–5.Ленивица дома у Мороза Ивановича 6.Награда за лень

4 группа– 7.Не вся работа хороша

Самостоятельная работа детей

- Ребята, все ли у вас получилось, что вы задумывали?

-Сложно было инсценировать сюжет сказки «Мороз Иванович»? Давайте соединим все части вместе.

- Что у нас получится? (Ответы детей: сказка «Мороз Иванович»)

-Вспомните, какая у нас была цель? Для чего мы выполняли данный проект? (чтобы понять чувства героев, главный смысл произведения)

-Можете теперь сказать, чему учит нас сказка? (Ответы детей)

6.Рефлексия.

-Вспомните, пожалуйста, с чего мы начали наш урок? С каких слов?

«Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении».

- Что вам помогли открыть в себе герои этого произведения?

- Встречались ли вам в жизни подобные ситуации?

- Ребята, подумайте, а вам в этой сказке можно чему-нибудь научиться? Если «да», то возьмите желтый кружок, если «нет», то синий.

-Закончить наш урок, я хотела выражением:

Для добрых дел не надо серебра...

Не надо ни богатства и ни злата...

А надо, чтоб душа была щедра...

И добротой и верою богата...

Ведь, доброта и милосердие — истинное сокровище человека и кратчайший путь к духовному совершенству!

ДЗ., оценки за урок.

- Ребята, а вы мультфильмы любите?

- Тогда д.з. будет посмотреть мультфильм «Морозко»











Карта проекта

  1. Т ема проекта:



  1. Н азвание проекта:



  1. П роблема (зачем мы делаем) проекта:



  1. Ц ель (почему это важно) проекта:





  1. З адачи (что надо сделать, для достижения цели) проекта:





  1. План (как мы это сделаем?) выполнения проекта:









  1. Результат (что получится?):