Конспект урока литературного чтения в 3 классе В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»
Этап работ над проектом: обоснованный выбор способов и методов проверки гипотезы, планирование своей деятельности.
Читательская грамотность
1.Орг.момент.
-Сегодняшний урок я хочу начать словами американской писательницы Хелен Келер «Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении».
-Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей: надо делать добро просто так)
-Как вы думаете, почему именно это выражение я взяла для нашего урока? (Ответы детей: потому что мы говорили о сказке «Мороз Иванович», а в сказке добро всегда побеждает зло; в сказке, прочитанной на прошлом уроке, говорится о Ленивице, которая хотела просто так получить награду, она не думала о других…)
2.Актуализация знаний.
-Ребята о чём будем говорить на уроке? (Ответы детей: О сказке «Мороз Иванович», о поступках главных героев)
-Для начала докажите мне, что перед нами сказка. Почему это произведение относят к жанру сказка?(Ответы детей)
- Правильно, сказка начинается словами «жили-были», как во всех русских народных сказках. В ней есть волшебство, сказочные персонажи: Мороз Иванович, говорящий петушок, хороший конец, добро побеждает зло.
3.Постановка темы и цели урока.
-Чему будем учиться на уроке? (Ответы детей: анализировать поступки героев, пересказывать текст, выражать своё отношение к героям, давать характеристику поступкам героев, определять главный смысл сказки(чему она учит?), учиться пересказывать сказку с опорой на план)
- Давайте вместе, ребята, озвучим цели нашего урока, расскажем, чему будем учиться и для чего:
Расскажем о….(характере главных героях)
Дадим оценку характерам….(главных героев)
Изобразим, как….(выглядат персонажи сказки)
Подумаем о том, чему…(мы можем научиться у героев сказки)
Будем учиться…(инсценировать сказку, вживаться в роль главных героев)
-На каждом уроке чтения мы знакомимся с новыми авторами, их героями, проживаем вместе с ними их истории, сопереживаем, огорчаемся, радуемся, удивляемся и вместе с этим незаметно для себя приобретаем жизненный опыт.
Вот и сегодня мы продолжим работу над сказкой Владимира Фёдоровича ОдОевского «Мороз Иванович». Будем анализировать поступки героев, узнавать новое об окружающем мире и развивать своё творчество.
3.1.Работа над текстом.
-Прежде чем приступить к работе, напомните мне, пожалуйста, кто является героями сказки? (Старик, мачеха, Рукодельница, родная дочь старухи-Ленивица, Мороз Иванович, петушок)
- Кто такая Рукодельница? Какими качествами она обладает? Какая она? (Добрая, трудолюбивая, скромная, с уважением относится к старшим)
- Какими качествами обладает Ленивица? (Ленивая, злая, проявляет неуважение к старшим)
- На кого бы вы хотели быть похожими? Почему?
- Кто из героев вам больше всего понравился и почему?
-Как жилось Рукодельнице? И почему? (Плохо, потому что она всё время работала, не покидая рук. К ней относились плохо.)
- Почему она прыгнула в колодец? ( Нянечка приказала прыгать за ведёрком.)
- Почему Мороз Иванович пожалел Рукодельницу? ( Мороз Иванович пожалел падчерицу, потому что она добрая, вежливая, скромная, она отнеслась с уважением)
- Почему прыгнула в колодец Ленивица? (Из жадности. Она хотела, чтобы Мороз Иванович ей тоже дал богатство)
-Чему учит нас эта сказка? (Сказка учит нас доброте, уважению к старшим, трудолюбию и милосердию. Высмеивает плохие черты характера. Учит нас не судить о человеке по внешнему виду, оценить людей по их душевным достоинствам и делам)
-Ребята, кто может перечислить какие события произошли в сказке? С чего начинается сказка? (Ответы детей)
3.2. Работа над планом текста (вместе с детьми составляем план)
1.Жизнь двух сестёр
2.Беда Рукодельницы
3.Рукодельница дома у Мороза Ивановича
4.Награда за работу
5.Ленивица дома у Мороза Ивановича
6.Награда за лень
7.Не вся работа хороша
-А сейчас я предлагаю вам пересказать сказку? (Ответы детей, пересказ с опорой на план)
-Молодцы(ставлю отметки за пересказ)
4.Физмин. «Мороз Иванович»: Психоэтюд
- Ребята, сейчас немного поиграем.
-Мы изобразим чувства героев сказки без слов, при помощи жестов и действий, я предлагаю вам встать со своих мест. (Дети встают и изображают эмоции героев сказки)
Вот нянечка стоит
И сердито глядит,
Она топает ногами,
Кулаком она грозит.
А Ленивица зевает,
Только спать и есть желает,
Разленилась, потому
Не поможет никому.
А вот дедушка - старик
Головою поник,
Он печален день и ночь –
Потерял свою дочь.
Вот Мороз придёт,
И Рукодельницу приведёт.
А Ленивица ловка -
Пожалела старика:
Быстро выбила перины,
Приготовила песка.
5. Проблемная ситуация.
-Ребята, а как вы поняли, что надо показать и как? Что вам помогло понять чувства героев? Их переживания? (Мы представили какие они) У всех ли это получилось? (Нет)
-Ребята, в чём проблема? почему возникает трудность? ( не можем изобразить чувства без слов)
-Как можно помочь ребятам? Ваши предложения. (вжиться в роль главных героев, инсценировать сказку)
-Действительно, ребята, читая тексы, мы не всегда можем понять чувства героев. Для этого необходимо встать на место героев. А как это можно сделать? (показать спектакль)
-А для чего вам нужно понять чувства героев, зачем? (чтобы лучше понять смысл прочитанного, проверить себя, как мы поняли чувства героев)
-Итак, над каким проектом сегодня будем работать на уроке «Инсценировка сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»». предлагаю выполнить его в группах. Каждой группе достанется свой фрагмент сказки для постановки.
-Какая будет цель нашего проекта? (изучив текст сказки и проанализировав характер героев сказки, инсценировать данный фрагмент сказки, чтобы понять главный смысл произведения)
-Какие задачи мы поставим, для достижения данной цели? (Ответы детей: внимательно и выразительно прочитать данный фрагмент сказки; определить главных героев; распределить роли; выразительно прочитать по ролям; подготовить костюм; постановка фрагмента сказки)
-Для того чтобы узнать какая часть сказки вам достанется, прошу подойти ко мне одного представителя группы и вытянуть листочек с названием той части, с которой вы будете работать.
1 группа – 1.Жизнь двух сестёр 2.Беда Рукодельницы
2 группа – 3.Рукодельница дома у Мороза Ивановича 4.Награда за работу
3 группа–5.Ленивица дома у Мороза Ивановича 6.Награда за лень
4 группа– 7.Не вся работа хороша
Самостоятельная работа детей
- Ребята, все ли у вас получилось, что вы задумывали?
-Сложно было инсценировать сюжет сказки «Мороз Иванович»? Давайте соединим все части вместе.
- Что у нас получится? (Ответы детей: сказка «Мороз Иванович»)
-Вспомните, какая у нас была цель? Для чего мы выполняли данный проект? (чтобы понять чувства героев, главный смысл произведения)
-Можете теперь сказать, чему учит нас сказка? (Ответы детей)
6.Рефлексия.
-Вспомните, пожалуйста, с чего мы начали наш урок? С каких слов?
«Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении».
- Что вам помогли открыть в себе герои этого произведения?
- Встречались ли вам в жизни подобные ситуации?
- Ребята, подумайте, а вам в этой сказке можно чему-нибудь научиться? Если «да», то возьмите желтый кружок, если «нет», то синий.
-Закончить наш урок, я хотела выражением:
Для добрых дел не надо серебра...
Не надо ни богатства и ни злата...
А надо, чтоб душа была щедра...
И добротой и верою богата...
Ведь, доброта и милосердие — истинное сокровище человека и кратчайший путь к духовному совершенству!
ДЗ., оценки за урок.
- Ребята, а вы мультфильмы любите?
- Тогда д.з. будет посмотреть мультфильм «Морозко»
Карта проекта
Т
ема проекта:
Н
азвание проекта:
П
роблема (зачем мы делаем) проекта:
Ц
ель (почему это важно) проекта:
З
адачи (что надо сделать, для достижения цели) проекта:
План (как мы это сделаем?) выполнения проекта:
Результат (что получится?):