СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения 2 класс»

Тема урока: «Тема дружбы в произведении Е.А. Пермяка «Две пословицы». Дружбу помни, а зло забывай.»

Цели: учить определять жанр произведения, словесно описывать героев произведения; развивать навыки пересказа.

Планируемые результаты

Предметные: определяют тему, жанр, подробно пересказывают по готовому плану; сравнивают произведения различных жанров; объясняют значение пословиц

Метапредметные:

Познавательные: осознанно воспринимают литературные произведения; формулируют ответы на вопросы; осуществляют сравнение произведений; строят рассуждения;

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;

Коммуникативные: осуществляют конструктивные способы взаимодействия.

Личностные: осознают значимость чтения; высказывают свою точку зрения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

                                                                 Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний

1. Работа над чистоговорками

Бы-бы-бы- в лесу растут грибы

Ба-ба-ба- во дворе стоит труба

Бу-бу-бу- посмотрите на трубу.

2. Проверка домашнего задания

а)Выразительное чтение стихотворения В.В.Лунина «Я и Вовка».

б)Беседа

-Как зовут главных героев?

-А как вы думаете, Вовка хорошо поступал с Витькой?

-А как бы вы поступили на месте Витьки?

III. Самоопределение к теме.

    Расшифровка слова

-Впишите в клеточки первые буквы слов-названий, и вы узнаете тему нашего урока.

Дерево, рыба, улитка, жук, бабочка, арбуз. (Дружба)

-Чему будет посвящён наш урок?

-Как вы понимаете слово дружба?

-Сегодня мы с вами познакомимся с произведением Е.А. Пермяка «Две пословицы».

-Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель.

(познакомится с творчеством Е.А.Пермяка и произведением «Две пословицы», научиться правильно и выразительно читать).

IV. Первичное восприятие и осознание материала

1. Знакомство с биографией и творчеством Е.А.Пермяка (видеоролик)

2. Знакомство со сказкой Е. Пермяка «Две пословицы».

2.1. Первичное знакомство с произведением (чтение учителем).

2.2 Определение жанра произведения.

- Что это: сказка или рассказ? Объясните.

-Жанр этого произведения - сказка.

Сказка, потому что в ней животные наделяются качествами человека (разговаривают)

3. Работа по содержанию.

3.1. Словарная работа.

Гривенник - 10 копеек.

Медяки - медные деньги -1,3,5 копеек.

Семиголосая - на 7 нот.

Брод - мелкое место на реке.

Ярмарка (устаревшее) - регулярная выездная торговля.

Кудлатая - кудрявая, лохматая.

3.2. Словесное описание героев сказки.

- Каким был мальчик Костя? (Бережливым.)

- Можно ли сказать, что Костя был плохим мальчиком?

- Почему Косте помогали голубь, плотвичка и кудлатая собака? Прочитайте.

- Что шепнула Косте кудлатая собака? Прочитайте.

- Как изменился Костя?

- Какие еще пословицы о дружбе вы знаете?

- Что вы можете сказать о Феде?

- Определите тему сказки?

(Тема: ценности дружбы, взаимоотношений, поддержки, взаимовыручки, добра, бережливости.)

- С чего начинается сказка?

(Сказка начинается с повествования о мальчиках (описание мальчиков)

- Назовите самый напряженный момент в сказке?

(Самый напряженный момент в сказке: потеря денег и их поиск)

- Чем заканчивается сказка?

(Сказка заканчивается тем, что Костя понимает- дружба важнее денег)

4. Физминутка

5. Повторное чтение сказки учащимися.

1. Чтение сказки «по цепочке»

2. Обучающиеся отвечают на вопросы учителя:

а)Какими были мальчики? Прочитай.

Костя - бережливый мальчик.

Федя - полная противоположность Кости, наоборот.

б)Почему Косте помогали голубь, плотвичка и собака? Найди ответы в тексте. Прочитай.

в)Что Косте шепнула на ухо собака? Прочитай пословицы и объясни их.

-”Не имей сто рублей, а имей сто друзей” и “Бережливым быть хорошо, а добрым лучше”.

г) Почему Евгений Пермяк назвал это произведение именно так?

       -Потому что мораль этой сказки заключается в двух пословицах.

6. Итог урока.

- Чему учит сказка Е. Пермяка “Две пословицы”?

7. Рефлексия.

8. Домашнее задание

Читать и пересказывать произведение Е.А. Пермяка «Две пословицы».

 

 

 

                              


Е.А. Пермяк «Две пословицы»

Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку. А его дружок Федя — наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник, обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости — колбасы.

Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилочки пригоршню медяков и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать — только глазеть.

Шел Костя на ярмарку лесом, шел — да заблудился. Вдруг видит — голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают.

— Покажи мне, голубь, дорогу, — просит Костя. — Я тебе денежку дам.

Голубь на это отвечает:

— Зачем же мне денежка? У меня кармана нет. И кто ты такой, чтобы я тебе дорогу показывал?

— А я Федин товарищ, — отвечает Костя.

— Тогда другое дело, — говорит голубь. — Покажу.

Показал голубь Косте дорогу, и тот дальше пошел. Идет и видит: мост через реку снесло, а как брод найти, не знает. Вдруг, смотрит, плотвичка к нему подплывает и говорит:

— Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ. Иди, я тебе брод покажу.

И показала.

Пришел Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей. И хороших и плохих. Вытащил плохой человек Костины денежки. Заплакал бедняга. Жалко. Столько времени копил.

Вдруг подбегает к нему кудлатая собака. Совсем чужая. Незнакомая. Узнала, в чем дело, и говорит Косте:

— Не горюй! Жди меня тут.

А у собак, известно, нюх хороший. Они все могут вынюхать и узнать. Любого вора найдут.

Вынюхала собака, у кого Костины деньги, отобрала их да к Косте принесла. Принесла их Косте и кое-что ему на ухо шепнула.

Накупил Костя разных разностей, орехов-сладостей и семиголосую гармошечку. Идет Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. И птиц, и рыб, и пчел.

Пришел Костя к себе в деревню, нашел Федю и подает ему семиголосую гармошечку.

— Вот тебе, мой хороший товарищ, подарочек!

Тот глазам не верит.

— Да что с тобой случилось, Костя? Какой ты добрый стал.

— Теперь я всегда таким буду, — говорит Костя и товарища обнимает.

Ничего не понимает Федя, что с Костей произошло. Не знал Федя, что собака на ярмарке Косте на ухо шепнула. А шепнула она ему две пословицы:

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

«Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».