Тема урока: «Тема дружбы в произведении Е.А. Пермяка «Две пословицы». Дружбу помни, а зло забывай.»
Цели: учить определять жанр произведения, словесно описывать героев произведения; развивать навыки пересказа.
Планируемые результаты
Предметные: определяют тему, жанр, подробно пересказывают по готовому плану; сравнивают произведения различных жанров; объясняют значение пословиц
Метапредметные:
Познавательные: осознанно воспринимают литературные произведения; формулируют ответы на вопросы; осуществляют сравнение произведений; строят рассуждения;
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;
Коммуникативные: осуществляют конструктивные способы взаимодействия.
Личностные: осознают значимость чтения; высказывают свою точку зрения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний
1. Работа над чистоговорками
Бы-бы-бы- в лесу растут грибы
Ба-ба-ба- во дворе стоит труба
Бу-бу-бу- посмотрите на трубу.
2. Проверка домашнего задания
а)Выразительное чтение стихотворения В.В.Лунина «Я и Вовка».
б)Беседа
-Как зовут главных героев?
-А как вы думаете, Вовка хорошо поступал с Витькой?
-А как бы вы поступили на месте Витьки?
III. Самоопределение к теме.
Расшифровка слова
-Впишите в клеточки первые буквы слов-названий, и вы узнаете тему нашего урока.
Дерево, рыба, улитка, жук, бабочка, арбуз. (Дружба)
-Чему будет посвящён наш урок?
-Как вы понимаете слово дружба?
-Сегодня мы с вами познакомимся с произведением Е.А. Пермяка «Две пословицы».
-Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель.
(познакомится с творчеством Е.А.Пермяка и произведением «Две пословицы», научиться правильно и выразительно читать).
IV. Первичное восприятие и осознание материала
1. Знакомство с биографией и творчеством Е.А.Пермяка (видеоролик)
2. Знакомство со сказкой Е. Пермяка «Две пословицы».
2.1. Первичное знакомство с произведением (чтение учителем).
2.2 Определение жанра произведения.
- Что это: сказка или рассказ? Объясните.
-Жанр этого произведения - сказка.
Сказка, потому что в ней животные наделяются качествами человека (разговаривают)
3. Работа по содержанию.
3.1. Словарная работа.
Гривенник - 10 копеек.
Медяки - медные деньги -1,3,5 копеек.
Семиголосая - на 7 нот.
Брод - мелкое место на реке.
Ярмарка (устаревшее) - регулярная выездная торговля.
Кудлатая - кудрявая, лохматая.
3.2. Словесное описание героев сказки.
- Каким был мальчик Костя? (Бережливым.)
- Можно ли сказать, что Костя был плохим мальчиком?
- Почему Косте помогали голубь, плотвичка и кудлатая собака? Прочитайте.
- Что шепнула Косте кудлатая собака? Прочитайте.
- Как изменился Костя?
- Какие еще пословицы о дружбе вы знаете?
- Что вы можете сказать о Феде?
- Определите тему сказки?
(Тема: ценности дружбы, взаимоотношений, поддержки, взаимовыручки, добра, бережливости.)
- С чего начинается сказка?
(Сказка начинается с повествования о мальчиках (описание мальчиков)
- Назовите самый напряженный момент в сказке?
(Самый напряженный момент в сказке: потеря денег и их поиск)
- Чем заканчивается сказка?
(Сказка заканчивается тем, что Костя понимает- дружба важнее денег)
4. Физминутка
5. Повторное чтение сказки учащимися.
1. Чтение сказки «по цепочке»
2. Обучающиеся отвечают на вопросы учителя:
а)Какими были мальчики? Прочитай.
Костя - бережливый мальчик.
Федя - полная противоположность Кости, наоборот.
б)Почему Косте помогали голубь, плотвичка и собака? Найди ответы в тексте. Прочитай.
в)Что Косте шепнула на ухо собака? Прочитай пословицы и объясни их.
-”Не имей сто рублей, а имей сто друзей” и “Бережливым быть хорошо, а добрым лучше”.
г) Почему Евгений Пермяк назвал это произведение именно так?
-Потому что мораль этой сказки заключается в двух пословицах.
6. Итог урока.
- Чему учит сказка Е. Пермяка “Две пословицы”?
7. Рефлексия.
8. Домашнее задание
Читать и пересказывать произведение Е.А. Пермяка «Две пословицы».
Е.А. Пермяк «Две пословицы»
Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку. А его дружок Федя — наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник, обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости — колбасы.
Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилочки пригоршню медяков и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать — только глазеть.
Шел Костя на ярмарку лесом, шел — да заблудился. Вдруг видит — голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают.
— Покажи мне, голубь, дорогу, — просит Костя. — Я тебе денежку дам.
Голубь на это отвечает:
— Зачем же мне денежка? У меня кармана нет. И кто ты такой, чтобы я тебе дорогу показывал?
— А я Федин товарищ, — отвечает Костя.
— Тогда другое дело, — говорит голубь. — Покажу.
Показал голубь Косте дорогу, и тот дальше пошел. Идет и видит: мост через реку снесло, а как брод найти, не знает. Вдруг, смотрит, плотвичка к нему подплывает и говорит:
— Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ. Иди, я тебе брод покажу.
И показала.
Пришел Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей. И хороших и плохих. Вытащил плохой человек Костины денежки. Заплакал бедняга. Жалко. Столько времени копил.
Вдруг подбегает к нему кудлатая собака. Совсем чужая. Незнакомая. Узнала, в чем дело, и говорит Косте:
— Не горюй! Жди меня тут.
А у собак, известно, нюх хороший. Они все могут вынюхать и узнать. Любого вора найдут.
Вынюхала собака, у кого Костины деньги, отобрала их да к Косте принесла. Принесла их Косте и кое-что ему на ухо шепнула.
Накупил Костя разных разностей, орехов-сладостей и семиголосую гармошечку. Идет Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. И птиц, и рыб, и пчел.
Пришел Костя к себе в деревню, нашел Федю и подает ему семиголосую гармошечку.
— Вот тебе, мой хороший товарищ, подарочек!
Тот глазам не верит.
— Да что с тобой случилось, Костя? Какой ты добрый стал.
— Теперь я всегда таким буду, — говорит Костя и товарища обнимает.
Ничего не понимает Федя, что с Костей произошло. Не знал Федя, что собака на ярмарке Косте на ухо шепнула. А шепнула она ему две пословицы:
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
«Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».