Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Хлебородненская средняя общеобразовательная школа
Урок литературного чтения в 3 классе
«Иван Андреевич Крылов- великий русский баснописец.
Иносказание в его баснях»
Автор:
Авдеева Наталия Михайловна,
учитель начальных классов
с. Хлебородное,
2024г.
Цель урока: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова; показать особенности басни как жанра.
Задачи урока:
образовательные: показать детям, что темы, затронутые автором, актуальны в жизни.
развивающие: развивать речь; логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно и внимательно читать; формировать коммуникативные навыки работы в группах.
воспитывающие: воспитывать интерес к чтению.
Планируемые результаты:
Предметные: дать представление о басне как жанре литературы.
познакомить с биографией и творчеством И.А. Крылова,
познакомить с понятиями: мораль, иносказание.
Метапредметные:
Познавательные:
- анализировать, сравнивать героев и их поступки.
Регулятивные:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать свое предположение.
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- высказывать свою точку зрения на события;
- договариваться с одноклассниками, работая в группах.
Личностные:
- формирование готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Оборудование: презентация, карточки для работы в группах, ручки, учебник «Литературное чтение 3 класс».
Тип урока: общеметодологической направленности (урок закрепления знаний).
Технологии: технологии критического мышления, элементы здоровьесберегающей технологии, информационно-коммуникационные технологии, игровая технология.
Метод: проблемно-эвристический.
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталия Михайловна.
Подарим друг другу частичку своего тепла. Потрите ладошки друг о дружку. А теперь прикоснитесь ладошкой до ладошки своего одноклассника, подарите друг другу свое тепло, улыбнитесь товарищу от всей души! Молодцы!
-Ребята, мне нужна ваша помощь. Посмотрите на слайд.
Слайд №1
-Отгадайте ребус(клад).
Верно.
-А вы хотели бы найти клад? А что это такое? (Богатство, деньги, золото…)
-Правильно! Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше.
Это наши знания!
2. Речевая разминка.
- Чтобы правильно и красиво произносить слова, проведем речевую разминку. Читаем вместе.
Слайд №2
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
-Какие молодцы!
3. Самоопределение к деятельности.
-Давайте вспомним правила работы в группе.
Слайд №3
-Вспомнили? Молодцы.
4. Корректурная проба.
Слайд №4
- На столах у вас листочки. На них написаны зашифрованные фразы. Найдите повторяющуюся букву и зачеркните её. Какие буквы повторяются?
1. Иэвэаэн Аэнэдэрэеэеэвэиэч Кэрэыэлэоэв (Иван Андреевич Крылов)
2. Вюеюлюиюкюиюй рюуюсюсюкюиюй бюаюсюнюоюпюиюсюеюц (Великий русский баснописец)
3. Ияняоясякяаязяаяняияе в еягяо бяаясяняях (Иносказание в его баснях)
- Готовы? Что получилось? Какие словосочетания?
- Кто отвечает? (по 1 – от каждой группы)
(1-ая группа ответила – щелчок, 2-ая группа ответила – щелчок, 3-я группа ответила – щелчок).
5.Формулирование темы урока.
- Можно ли их объединить? (да, можно)
-Попробуем сформулировать тему урока. Как она будет звучать, если соединить все три словосочетания.
Слайд №5
- Молодцы, все верно. Тема нашего урока:
Щелчок
«Иван Андреевич Крылов- великий русский баснописец. Иносказание в его баснях».
6. Корзина предсказаний (формулирование целей урока).
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
- Молодцы! Я предлагаю вам сформулировать цели нашего урока по методу «Продолжи фразу…». Сегодня мы…
Слайд №6
1. Продолжим знакомство с … | Щелчок Биографией Ивана Андреевича Крылова |
2. Повторим понятия … | Щелчок Басня, мораль |
3. Определим … | Щелчок Что такое иносказание. |
Слайд №7
-Во 2 классе вы познакомились с этим автором. Какие произведения написал Иван Андреевич Крылов?
-Верно.
Слайд №8
- Иван Андреевич Крылов родился в Москве в 1769 году. Он написал более 200 басен. Писатель рисовал, играл на скрипке, знал несколько языков. Крылов любил бродить по городу.
Вначале использовал псевдоним «Нави Волырк» (свое имя и фамилия наоборот).
А.С.Пушкин любил читать произведения Крылова.
7. Актуализация знаний. «Верно-неверно…»
- Прежде чем продолжить нашу работу, давайте проверим, а хорошо ли вы запомнили информацию об авторе?
- Предлагаю поиграть в игру «Верно-неверно…»
Слайд №7
У вас на парте есть сигналы. Я задаю вопрос, вы поднимаете сигнал.
Если верно - зелёный,
Если нет – красный.
Иван Андреевич Крылов родился в Москве.
Он написал более 200 басен.
Никогда не пользовался псевдонимом.
Крылов любил бродить по городу.
Играл на музыкальном инструменте.
А.С.Пушкин не любил читать книги Крылова.
- Какие молодцы!
Укрупнение материала (Раскрытие понятий).
-Александр Сергеевич Пушкин называл Ивана Андреевича «самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев…»
-А кого называют баснописцами? (кто пишет басни). Правильно. Молодцы.
-Что такое басня? (1 ответ детей).
-Проверим по учебнику с.45. Прочитайте (1 ребенок. БАСНЯ – это краткий иносказательный нравоучительный комический рассказ в прозе или стихах, в котором действуют животные и вещи, а подразумеваются люди. У басни есть скрытый смысл.)
-Кто является героями басен? (животные)
Верно. Часто в баснях животные и предметы разговаривают, думают. А могут ли истории, рассказанные Крыловым И.А., произойти с людьми? (да, могут).
Каких героев басен мы знаем? (Муравей- трудолюбивый человек, Стрекоза-лентяйка, Лисица – это хитрый человек, обманувший другого)
-В литературе есть прием, когда на животное переносят черты характера человека. Это иносказание.
В басне в начале или в конце есть строки, которые имеют нравоучительный смысл. Это называется мораль.
8. Физкультминутка.
- А сейчас давайте разомнёмся. Представьте себе, что мы – стая лебедей.
- Встаем и повторяем за мной.
Слайд №8
Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно за парту садятся.
- Отдохнули. Молодцы!
9.Создание кластера.
-А сейчас составим кластер, что же такое басня (схема- опора).
-На столе у вас конверты с 2 нужными словами. Но будьте внимательны!
- Вы замечательно справились с заданием.
- Молодцы!
10.Работа с пословицами.
Слайд №9
-Соедини начало и конец пословицы. К какой басне Крылова подходит пословица?
Без труда не выловишь | то и пожнешь |
Делу время | а врозь – хоть брось. |
Дружно негрузно, | и рыбку из пруда. |
Что посеешь | потехе час |
- Молодцы! Вы отлично справились с заданием!
11. Рефлексия.
- Ребята, как мне понравилось с вами работать! Вам понравилось?
Мне хочется вам подарить подарок, ведь вы-настоящие кладоискатели. Знаний в этой книге («Басни» Крылова) очень много.
Но наш урок подходит к концу.
- Посмотрите, перед вами 3 почтовых ящика. На столах у вас конверты. Опустите свой конверт в ящик.
* Зелёный ящичек – если все отлично;
* жёлтый –все хорошо, но были трудности;
* красные – если было много затруднений.
- Вы-большие молодцы!
-Дома прошу выполнить задание (рабочие листы).
Слайд №10
- Спасибо за урок!