СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок методологической напрвленности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Хлебородненская средняя общеобразовательная школа
















Урок литературного чтения в 3 классе

«Иван Андреевич Крылов- великий русский баснописец.

Иносказание в его баснях»














Автор:

Авдеева Наталия Михайловна,

учитель начальных классов








с. Хлебородное,

2024г.



Цель урока: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова; показать особенности басни как жанра.


Задачи урока:

образовательные: показать детям, что темы, затронутые автором, актуальны в жизни.

развивающиеразвивать речь; логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно и внимательно читать; формировать коммуникативные навыки работы в группах.

воспитывающие: воспитывать интерес к чтению.

Планируемые результаты:


Предметные:
    • дать представление о басне как жанре литературы.

    • познакомить с биографией и творчеством И.А. Крылова,

    • познакомить с понятиями: мораль, иносказание.


Метапредметные:

Познавательные:

- анализировать, сравнивать героев и их поступки.

Регулятивные:

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться высказывать свое предположение.

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- высказывать свою точку зрения на события;

- договариваться с одноклассниками, работая в группах.

Личностные:

- формирование готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Оборудование: презентация, карточки для работы в группах, ручки, учебник «Литературное чтение 3 класс».

Тип урока: общеметодологической направленности (урок закрепления знаний).

Технологии: технологии критического мышления, элементы здоровьесберегающей технологии, информационно-коммуникационные технологии, игровая технология.

Метод: проблемно-эвристический.


Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталия Михайловна.

Подарим друг другу частичку своего тепла. Потрите ладошки друг о дружку. А теперь прикоснитесь ладошкой до ладошки своего одноклассника, подарите друг другу свое тепло, улыбнитесь товарищу от всей души! Молодцы!


-Ребята, мне нужна ваша помощь. Посмотрите на слайд.

Слайд №1

-Отгадайте ребус(клад).

Верно.

-А вы хотели бы найти клад? А что это такое? (Богатство, деньги, золото…)

-Правильно! Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше.

Это наши знания!


2. Речевая разминка.

- Чтобы правильно и красиво произносить слова, проведем речевую разминку. Читаем вместе.


Слайд №2


Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

-Какие молодцы!


3. Самоопределение к деятельности.

-Давайте вспомним правила работы в группе.

Слайд №3

-Вспомнили? Молодцы.


4. Корректурная проба.

Слайд №4

- На столах у вас листочки. На них написаны зашифрованные фразы. Найдите повторяющуюся букву и зачеркните её. Какие буквы повторяются?

1. Иэвэаэн Аэнэдэрэеэеэвэиэч Кэрэыэлэоэв (Иван Андреевич Крылов)

2. Вюеюлюиюкюиюй рюуюсюсюкюиюй бюаюсюнюоюпюиюсюеюц (Великий русский баснописец)

3. Ияняоясякяаязяаяняияе в еягяо бяаясяняях (Иносказание в его баснях)

- Готовы? Что получилось? Какие словосочетания?

- Кто отвечает? (по 1 – от каждой группы)

(1-ая группа ответила – щелчок, 2-ая группа ответила – щелчок, 3-я группа ответила – щелчок).


5.Формулирование темы урока.

- Можно ли их объединить? (да, можно)

-Попробуем сформулировать тему урока. Как она будет звучать, если соединить все три словосочетания.

Слайд №5

- Молодцы, все верно. Тема нашего урока:

Щелчок

«Иван Андреевич Крылов- великий русский баснописец. Иносказание в его баснях».


6. Корзина предсказаний (формулирование целей урока).

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

- Молодцы! Я предлагаю вам сформулировать цели нашего урока по методу «Продолжи фразу…». Сегодня мы…

Слайд №6


1. Продолжим знакомство с …

Щелчок

Биографией Ивана Андреевича Крылова

2. Повторим понятия …

Щелчок

Басня, мораль

3. Определим …

Щелчок

Что такое иносказание.


Слайд №7


-Во 2 классе вы познакомились с этим автором. Какие произведения написал Иван Андреевич Крылов?

-Верно.


Слайд №8

- Иван Андреевич Крылов родился в Москве в 1769 году. Он написал более 200 басен. Писатель рисовал, играл на скрипке, знал несколько языков. Крылов любил бродить по городу.

Вначале использовал псевдоним «Нави Волырк» (свое имя и фамилия наоборот).

А.С.Пушкин любил читать произведения Крылова.

7. Актуализация знаний. «Верно-неверно…»

- Прежде чем продолжить нашу работу, давайте проверим, а хорошо ли вы запомнили информацию об авторе?

- Предлагаю поиграть в игру «Верно-неверно…»

Слайд №7

У вас на парте есть сигналы. Я задаю вопрос, вы поднимаете сигнал.

Если верно - зелёный,

Если нет – красный.


  1. Иван Андреевич Крылов родился в Москве.

  2. Он написал более 200 басен.

  3. Никогда не пользовался псевдонимом.

  4. Крылов любил бродить по городу.

  5. Играл на музыкальном инструменте.

  6. А.С.Пушкин не любил читать книги Крылова.

- Какие молодцы!

  1. Укрупнение материала (Раскрытие понятий).


-Александр Сергеевич Пушкин называл Ивана Андреевича «самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев…»

-А кого называют баснописцами? (кто пишет басни). Правильно. Молодцы.

-Что такое басня? (1 ответ детей).

-Проверим по учебнику с.45. Прочитайте (1 ребенок. БАСНЯ это краткий иносказательный нравоучительный комический рассказ в прозе или стихах, в котором действуют животные и вещи, а подразумеваются люди. У басни есть скрытый смысл.)

-Кто является героями басен? (животные)

  • Верно. Часто в баснях животные и предметы разговаривают, думают. А могут ли истории, рассказанные Крыловым И.А., произойти с людьми? (да, могут).

  • Каких героев басен мы знаем? (Муравей- трудолюбивый человек, Стрекоза-лентяйка, Лисица – это хитрый человек, обманувший другого)



-В литературе есть прием, когда на животное переносят черты характера человека. Это иносказание.

В басне в начале или в конце есть строки, которые имеют нравоучительный смысл. Это называется мораль.

8. Физкультминутка.

- А сейчас давайте разомнёмся. Представьте себе, что мы – стая лебедей.

- Встаем и повторяем за мной.

Слайд №8


Лебеди летят, крыльями машут.

Прогнулись над водой,

Качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно за парту садятся.

- Отдохнули. Молодцы!

9.Создание кластера.

-А сейчас составим кластер, что же такое басня (схема- опора).

-На столе у вас конверты с 2 нужными словами. Но будьте внимательны!


- Вы замечательно справились с заданием.

- Молодцы!


10.Работа с пословицами.

Слайд №9

-Соедини начало и конец пословицы. К какой басне Крылова подходит пословица?


Без труда не выловишь

то и пожнешь

Делу время

а врозь – хоть брось.

Дружно негрузно,

и рыбку из пруда.

Что посеешь

потехе час



- Молодцы! Вы отлично справились с заданием!

11. Рефлексия.

- Ребята, как мне понравилось с вами работать! Вам понравилось?

Мне хочется вам подарить подарок, ведь вы-настоящие кладоискатели. Знаний в этой книге («Басни» Крылова) очень много.

Но наш урок подходит к концу.

- Посмотрите, перед вами 3 почтовых ящика. На столах у вас конверты. Опустите свой конверт в ящик.

* Зелёный ящичек – если все отлично;

* жёлтый –все хорошо, но были трудности;

* красные – если было много затруднений.


- Вы-большие молодцы!


-Дома прошу выполнить задание (рабочие листы).

Слайд №10

- Спасибо за урок!