Цель: сформировать представления об опорно-двигательной системе.
Образовательная: знать понятия: «скелет», «мышцы», «опорно-двигательная система», «осанка», функции мышц, скелета, опорно-двигательной системы, правила выработки правильной осанки; уметь называть элементы опорно-двигательного аппарата и их функции, следить за выработкой правильной осанки.
Развивающая: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение)
Воспитательная: воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, бережное отношение к своему здоровью.
Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, организовывать свое рабочее место под руководством учителя, определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя, определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя.
Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, слушать и понимать речь других.
Личностные: формирование интереса (мотивации) к учению.
Ход урока.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивация к учебной деятельности | Приветствие. Ребята, послушайте, сейчас я прочитаю пословицу. Красна птица перьем, а человек учением. Как вы понимаете эту пословицу? О чем она? | Приветствуют учителя. Слушают. Высказывают свое мнение. |
Актуализация и пробное учебное действие | Что мы изучали на прошлом уроке? А что такое кожа? О чем мы еще говорили? Приведите в соответствие: Орган/вещество | Роль | 1) Кожа | А) Охлаждает | 2) Пот | Б) Защищает внутренние части тела человека от повреждений, от жары и холода, от болезнетворных бактерий | 3) Жир | В) Делает кожу мягкой и упругой | Давайте проверим. У всех получилось? Были ли затруднения? | Кожу, ее роль, первую помощь при ее повреждении Орган осязания. О жире и поте. Выполняют задание. Проверяют (1-б, 2-а, 3-1) Да, нет. |
Выявление места и причины затруднения | Я прочитаю цитату древнегреческого философа Аристотеля, а вы подумайте, что она означает: «Движение - это жизнь, а жизнь - это движение!» Правильно. А с помощью чего мы двигаемся? Наше движение осуществляется за счёт опорно-двигательной системы. | Чем больше мы двигаемся, тем здоровее наш организм. Затруднение. |
Целеполагание и построение учебного проекта выхода из затруднения | Какая тема нашего урока? Какова цель? | Опорно-двигательная система Узнать, что такое опорно-двигательная система, из чего состоит, ее роль. |
Реализация построенного проекта | Откройте учебник на странице 134 и рассмотрите рисунки. На первом рисунке – скелет. Он состоит из костей. На втором мышцы. Как вы думаете, какие функции они выполняют? Разделитесь на две группы и прочитайте текст под иллюстрацией. Первая группа – первый абзац, вторая – второй. Расскажите о скелете. Расскажите о мышцах. Совершенно верно. Мышцы и скелет образуют опорно-двигательную систему. Назовите ее роль. Правильно. Давайте все вместе улыбнемся. Даже в таком маленьком движении уже задействовано 17 мышц. Давайте теперь нахмурим лоб. Здесь же задействовано 43 мышцы. Всего в организме 650 мышц, а костей более двухсот. От состояния мышц и костей зависит наша осанка. Что такое осанка, ее роль, залог правильной осанки мы узнаем из небольшого сообщения. Итак, давайте обобщим все, что мы узнали. Прочитайте вывод на странице 137 | Не знают. Читают. Выступает первая группа. Выступает вторая группа. Опора и движение организма. Озвучивается сообщение, которое было задано одному ученику в качестве домашнего задания. Обобщают. Читают. |
Физкультминутка | Раз, два — выше голова. Три, четыре — руки шире. Пять, шесть — всем присесть. Семь, восемь — встать попросим. Девять, десять — сядем вместе. | Выполняют. |
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Откройте рабочую тетрадь на странице 76. Выполним упражнение 1. Что нужно сделать? Что изображено на первом рисунке? Почему вы так решили? Хорошо. Что изображено на втором рисунке? Все верно. Теперь откройте учебник на странице 136. Рассмотрите картинки. Какие правила посадки за столом нарушила девочка? Совершенно верно. | Выполняют задание. Подписать части опорно-двигательной системы. Скелет. Он состоит из костей Мышцы, так как они прикреплены к костям. Девочка сидит правильно только на первой картинке. На остальных у нее непрямая спина, расстояние между грудью и столом не равно ширине ладони, ноги опираются не на всю стопу. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Укажите, верно ли утверждение или ложно: 1. Скелет состоит из костей. 2. Мышцы являются опорой. 3. Состояние осанки не зависит от посадки за столом. 4. Важно держать спину прямо и ровно 5. Опорно-двигательная система состоит из скелета и мышц Проверьте по образцу: ВЛЛВВ Давайте исправим ложные высказывания. Исправьте второе утверждение. Совершенно верно. Теперь 3. | Выполняют и проверяют по эталону. Мышцы приводят тело в движение. Состояние осанки зависит от посадки за столом. |
Включение в систему знаний и повторений | Итак, ребята. Посмотрите, сколько мы всего узнали сегодня. Давайте повторим, что вы узнали на уроке. Домашнее задание – упр. 3 с. 77, выучить вывод на странице 137 в учебнике. Упр. 4 с. 77 – по желанию. | Подводят итоги изученного на уроке. |
Рефлексия учебной деятельности | Ребята, сегодня вы хорошо потрудились, узнали много нового. Давайте подведем итог нашей сегодняшней работы. У меня есть цветочек, но все его лепестки разлетелись. Они лежат у вас на партах. Лепестки разного цвета, и каждый цвет означает что-то особенное. Зеленый – урок был для вас полезен, интересен, и вы все поняли. Желтый – вам было интересно, но что-то было вам непонятным. Красный – вам было очень сложно на уроке, и вы ничего не поняли. Давайте каждый возьмет лепесток и прикрепит его к цветку на доске. | Выбирают лепесток и прикрепляют к цветку. |