СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира на тему «Русь расправляет крылья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира на тему «Русь расправляет крылья»»



Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»




Разработала: студентка гр. ПНК-4Б

Специальности 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Комлева Анастасия



Конспект урока окружающего мира на тему

«Русь расправляет крылья»







Место проведения: МБОУ «Средняя школа №37», 4 «А» класс

Дата проведения: 08.02.2023




Учитель: Тяглецова Яна Александровна_______________________

Методист: Мизина Светлана Владимировна________________________





Дзержинск – 2023




Класс: 4 А

Тема урока: «Русь расправляет крылья»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: формирование представления учащихся о возрождении Руси

Задачи:

Образовательные:

- сформировать представления учащихся о возрождении Руси, подвигов защитников Руси;

- познакомить обучающихся с основными историческими деятелями 13 века;

- выделить условия, способствовавшие возвышению Московского княжества.

Развивающие:

- развивать познавательную активность и творческие способности;

- формировать коммуникативные способности и умение вести диалог;

- способствовать развитию психических познавательных процессов.

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к изучению истории прошлого;

- воспитывать бережное трепетное отношение к историческому наследию прошлого;

- воспитывать любознательность и пытливость в процессе учения, расширять кругозор детей.

Планируемые результаты

Предметные:

- имеет представление о периоде возрождения Руси, истории Москвы в период правления Ивана Калиты;

- пересказывает своими словами о событии, историческом деятеле, памятнике культуры;

- выделяет условия, способствовавшие возвышению Московского княжества.

Метапредметные:

Познавательные УУД

- осознает познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное;

- способствовать развитию умения находить нужную информацию из различных источников;

- умения обобщать данную информацию.

Регулятивные УУД

- двигаются к намеченной цели, способны принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности

- умеют самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.

- умеют определять и формулировать тему и цель урока;

- оценивают правильность выполнения действия;

Коммуникативные УУД

- умеют высказывать свое мнение;

- проявляют инициативы в образовательном процессе.

- умеют оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

- принимают на себя ответственность за результат своих действий;

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; формируется способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.

Оборудование: УМК «Школа России» А.А. Плешаков, История 4кл. ч.2; учебная презентация; раздаточный материал.

План урока:

1. Организационный момент (1 мин)

2. Актуализация знаний (5 мин)

3. Постановка задач урока (10 мин)

4. Открытие нового знания (25 мин)

5. Рефлексия (4 мин)

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые методы

1. Организационный момент

- Здравствуйте ребята! Меня зовут Анастасия Юрьевна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку и тихо садитесь на место.

Приветствуют, проверяют готовность к уроку


Формы: фронтальная, парная

Методы и приемы: беседа, рассказ

Средства: речь учителя, презентация

2. Актуализация знаний

- Разгадайте ребус.


- А как называется наша Родина? В какой стране мы с вами родились?

- А как называлась Россия в далёкие времена?

- Представьте птицу, зовут её Русь, с середины 12 века на неё нападали хищные птицы и приносили ей боль. Боролась птица Русь с врагами, победила крестоносцев и стала собираться с силами для борьбы с самым грозным врагом – Золотой ордой. И мечтали люди русские, что окрепнет Русь Матушка, расправит свои крылья и устремится в чистое голубое небо навстречу светлому будущему.

Родина


Россия


Русь

Формы: фронтальная, парная

Методы и приемы: беседа, рассказ

Средства: речь учителя, презентация

3. Постановка учебной задачи

- Попробуйте узнать тему нашего урока, составив её из слогов на доске.

сь ру прав ет рас ля лья кры


- Как вы думаете, почему Русь расправляет крылья? Кто связал их ей? О чём вы бы хотели узнать?


Русь расправляет крылья



Узнать о том, как возродилась Русь, и кто из князей повлиял на этот результат.

Формы: фронтальная, парная

Методы и приемы: беседа, рассказ

Средства: речь учителя, презентация

4. Открытие нового знания

- Несчастья, обрушившиеся на Русь, не сломили Русских людей. Возвращались на родные пепелища уцелевшие жители, прятавшиеся по лесам. Нужно было налаживать жизнь заново. Отстраивались города, возрождались ремёсла, крестьяне обрабатывали земли. К этому времени на Руси была обнаружена странная закономерность - жители южной территории старались переселиться севернее, где и климат был суровее и полей меньше.

- Как вы думаете, почему люди переселялись?

Если вопрос вызывает затруднение, задаю наводящий: Вспомните, что вы изучали на прошлом уроке?

- В учебнике на с.65 (43) найдите подтверждение своих слов

-Так какие же города относятся к северо-восточной Руси? Найдите их на карте (на слайде или на стр. учебника)

Работа в парах

- На с.65-66 учебника найдите ответы на предложенные вам вопросы (карточки)

1.Опишите князей северо-восточной Руси.



2. Охарактеризуйте развитие ремесла в северо-восточной Руси.






3. Как возникли монастыри?






- Проверим, как вы читали текст учебника. Какой монастырь возник около города Радонежа?

- Кто явился основателем этого монастыря? 


- А вы знаете, что такое монастырь?


- Верно, ребята, давайте немного узнаем об истории Сергия Радонежского.

- Давно это было. В городе Радонеже жил с родителями мальчик. Звали его Варфоломеем. Однажды пропали кони, и послали мальчика их искать. Ходил – бродил Варфоломей по лесу, пока не заблудился. Совсем мальчик растерялся, коней не нашел, дорогу потерял – как бы самому в этом лесу не пропасть… И вдруг Варфоломей увидел старца – Монаха. Указал монах ему путь и благословил. Вышел мальчик из леса, и всю жизнь потом помнил о таинственном старце, который помог ему в трудную минуту. Решил Варфоломей тоже стать монахом – посвятить свою жизнь Богу. Когда человек становится монахом, он как бы начинает новую жизнь, поэтому ему дают новое имя. Варфоломею дали имя Сергий.

Уважали на Руси Сергия Радонежского. Был он скромен, много трудился сам и призывал к труду других. Многие люди обращались к нему за советом и помощью. Отец Сергий стремился искоренить зло на земле, уничтожить ложь и недостатки людей, но к концу жизни понял, что сделать это не в силах. Тогда дал клятву никогда ни с кем не разговаривать до конца своих дней. Так и умер в молчании. Но память о нем сохранилась в веках. В его честь основанный им монастырь получил название Троице-Сергиев, а город. Где стоит этот монастырь. Называется Троицкий Посад.

- Посмотрите на картину. Опишите то, что вы видите.

Какой момент из жизни Сергия Радонежского представлен?

- Сейчас мы определим, какой князь сыграл важную роль в возрождении Руси, а для этого, решим кроссворд.

Вопросы к кроссворду:

1. Зависимость от завоевателей, состоящая в уплате дани.

2. Столица Древнерусского государства, город Южной Руси, павший 6 декабря 1240 года под натиском монголо-татар.

3. Река, где впервые встретились русские воины с монголо-татарскими.

4. Натуральный или денежный побор, который выплачивала Русь Орде.

5. На льду какого озера Александр Невский с войском разбил рыцарей-крестоносцев.

6. Город Руси, первым подвергшийся разгрому со стороны монголо-татар.

7. Город, который 7 недель оборонялся от монголо-татар и был прозван «злым городом».

8. Название войска с воинами на конях.

9. Монголо-татарский хан, возглавивший поход на Русь.

10. Столица Золотой Орды.

- Решите кроссворд и прочитайте ключевое слово – подсказку.

Работа с текстом учебника.

- А сейчас мы узнаем о том, какой князь стал управлять Московским княжеством в 1325 году, о московском князе Иване Даниловиче и о том, почему он получил историческое прозвище «Калита». Будем читать текст учебника со с.66 (44) по цепочке.

-Какие незнакомые слова вы заметили в тексте?

- Торжище - это место торговли возле Кремля.

- Калита - кошель с деньгами. Рассмотрим иллюстрацию на с.68 (45)

- Шапка Мономаха-головной убор, увенчанный крестом и драгоценными камнями, подарок Константина Мономаха. Рассмотрим иллюстрацию на с.68 (45)

- Кремль - крепость; укрепленный центр древнерусского города.

- Как ещё при жизни прозвали Ивана Даниловича?

- За что его так прозвали?

- Что такое Калита?

Работа с картой.

- Перед вами список городов и княжеств, посмотрите на карту на с.73 (48). Давайте проследим, как Иван Калита собирал русские земли вокруг Москвы.

Чернигов, Владимир, Новгород, Вологда, Нижний Новгород.

- Какие из этих княжеств лишние?

- Что объединяет остальные княжества?

- Дело по укреплению Москвы и собиранию русских земель вокруг неё продолжали дети и внуки Ивана Калиты.










Людей мучили набеги монголо-татар


Про нападение Батыя


Они были наиболее удалены от Орды

Москва, Владимир, Суздаль, Ростов, Тверь, Ярославль, Переяславль-Рязанский





Князья Северо-Восточной Руси были заботливыми хозяевами. Они ставили новые города, строили мощные крепости.


В городах Северо-Восточной Руси трудились кузнецы, кожевенники, гончары, сапожники, плотники, каменотесы. Особо ценились мастера, изготавливающие вооружение и доспехи.


Возникали новые монастыри. Нередко бывало так: поселится монах-затворник в дремучем лесу, а к нему потянутся люди за советом, утешением, а некоторые и останутся, тоже станут монахами.


Троице-Сергиева Лавра

Сергий Радонежский


Монастырь - это территория, храм и все помещения общины





Слушают
























Монах благословляет Сергия Детство (отрочество).












Иван Калита







Торжище, калита, шапка Мономаха, Кремль








Калита

За щедрость к бедным людям

Кожаный кошель с деньгами







Чернигов, Новгород

Они присоединились к Московскому княжеству

Формы: фронтальная, парная

Методы и приемы: беседа, рассказ

Средства: речь учителя, презентация

5. Рефлексия

Игра «Собери Кремль»

- Для того, чтобы нам собрать Кремль тех времён нам нужно ответить на вопросы урока (правильный ответ на блок, 1 часть кремля на слайде):

- 1. Какие земли оказались более безопасными для жизни?

- Какие города здесь располагались?

- Чем занимались князья этих земель?

- Какие ремесла возродились в этих городах?

- 2. Какой монастырь возник около города Радонежа?

- Кто его основал?

- Кто правил в Москве в те времена?

- Что происходило с Москвой при его правлении?

- Как это удалось Ивану Калите?

- 3. Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья?

- Какое княжество было самым сильным на Руси в те времена?

- Чем известен в истории Иван Калита?

- Какой город стал центром возрождения Руси?

Ответы:

Тест

1.Какие земли были более безопасными для жизни?

а) северо-восточные б) восточные в) северные

2.Какие мастера стали особенно цениться?

а) сапожники б) кольчужники в) кожевники

3.Какой монастырь основал Сергий Радонежский?

а) Новодевичий б) Успенский в) Троицкий

4.Какой город при Иване Калите стал центром русского княжества?

а) Москва б) Владимир в) Киев

5.Что в переводе с древнерусского означает слово калита?

а) калитка б) кошель в) сумка

6.Из чего при Иване Калите стали возводить соборы?

а) из гранита б) из кирпича в) из известняка

7.Как называлось место торговли возле Кремля?

а) торжище б) базар в) рынок

8.Из какого материала были выстроены стены Кремля?

а) из кирпича б) из дуба в) из известняка

9.За что московский князь получил прозвище Иван Калита?

а) оставил в наследство шапку Мономаха

б) строил новые ограждения

в) всегда носил на поясе кошелёк с деньгами для нищих

-Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Давайте прочитаем вывод на с. 69.

-Какая сегодня была тема урока?

- О чём мы с вами говорили? Давайте подведем итог урока. Ответьте на вопросы на слайде. Запишите д.з

Спасибо за урок!





1. Северо – восточные земли, наиболее отдаленные от Орды. Москва, Тверь, Ярославль. Ставили новые города и крепости. В этих городах трудились кузнецы, кожевники, гончары, сапожники, плотники, каменотесы.

2. Троицкий монастырь. Сергий. Иван Данилович. Москва богатела и росла.

Он сумел войти в доверие к Хану Золотой Орды и стал собирать дань со всей русской земли. Часть денег Иван оставлял в своей казне.

3. Шапку Мономаха. Московское княжество. Он начал объединение вокруг Москвы русских земель. Москва


Формы: фронтальная, парная

Методы и приемы: беседа, рассказ

Средства: речь учителя, презентация