План-конспект урока по обучению грамоте на тему: «Звуки [з], [з'], буквы З,з»
Подготовила студентка 3 курса, профиль «Начальное образование» Соснович Валерия Игоревна .
Тема урока: «Звуки [з], [з'], буквы З,з»
Задачи:
учить распознавать звуки [з], [з'], и соответствующую букву;
писать буквы З,з;
познакомить с особенностями звука [з] и [з'];
упражнять в осмысленном и выразительном чтении;
развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
прививать читательский интерес;
ответственное отношение к учёбе;
стремление к успеху.
Формирование УУД:
распознавать звуки [з], [з'] и соответствующую букву;
правильно писать буквы З,з;
характеризовать звук [з] и [з'];
читать слова с буквой З;
строить доказательные и полные ответы на вопросы учителя;
применять знания, полученные на предыдущих уроках, при изучении новой темы
I . Организационный момент
Прозвенел звонок,
Начинается урок,
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
А сейчас проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Нам, друзья нельзя лениться,
В школу мы пришли учиться.
Развитие речевого аппарата
Артикуляционная разминка
«Заборчик» (улыбнуться, показать замкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять». Затем вернуть губы в исходное положение:
Из зубов заборчик строй,
Ровный, белый, не косой.
Губки широко открой,
Чтоб заборчик видеть свой.
Дыхательная гимнастика
«Варим кашу» (После сделанного глубокого вдоха, на каждом выдохе произносить слово пых. Повторять 6 раз)
Работа над дикцией
«КОЗА»
За-за-за - забрела в наш лес коза.
Зу-зу-зу - волк увидел ту козу.
Зы-зы-зы - испугался волк козы.
II.Актуализация знаний
Что вы скажете о звуках? (Его мы слышим и произносим)
На какие буквы делятся звуки речи? (гласные и согласные)
На какие группы делятся гласные звуки (ударные и безударные)
На какие группы делятся согласные звуки.(твёрдые и мягкие)
Сколько вы уже знаете букв, обозначающие гласные звуки гласных звуков? Назовите их.
Назовите буквы, которые смягчают согласные звуки и буквы, которые обозначают твѐрдость согласных звуков?
Назовите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки, глухие согласные звуки.
Все ли буквы нам известны?(нет)
Хотите познакомиться с новой буквой?
III. Мотивационно целевой этап
Восприятие на слух слов:
ЗАЯЦ
АБЗАЦ
ЗАДАНИЕ
КОЗА
ЗАРЯ
Какой новый звук услышали во всех этих словах?
Что вы можете рассказать об этом звуке?
Назовите ещё слова на этот звук
Какие цели поставим перед собой на уроке?
*Показать букву Зз ученикам (наглядный материал)
IV. Работа по теме урока
1.Работа по Азбуке (с.6)
-Ребята, кто изображён на «волшебном» рисунке? (змея)
-Произнесите первый звук этого слова
-Дайте характеристику этого звука (согласный, звонкий, твёрдый)
-Посмотрите на звуковое изображение под рисунком. Что заметили?(может быть твёрдым и мягким)
-Что это значит? (Звук з парный)
-Какой буквой обозначается звук З? Найти подсказку мы сможем на «волшебном» рисунке.
-Давайте найдём прописную и строчную буквы Зз на ленте букв.
Звукобуквенный анализ слов (ЗИМА,ИЗБА)
-Прочитайте слова в столбике. Какие слова являются лишними? (снег, сугробы) Почему?
Чтение текста «Лиса и заяц» (по цепочке).
-Ребята, а сейчас давайте прочитаем по цепочке текст. Только мы не сможем прочитать текст, не зная его названия. Расшифруйте картинку названия и картинки в тексте.
-Почему и лисы не стало избы?
-К кому пришла лиса в избу?
-Пустил заяц к себе в избу лису?
-Что сделала лиса когда заяц пустил её в избу?
-Ребята, кто помнит чем закончилась сказка?
-Давайте представим чем закончилась сказка?(если никто не помнит)
2.Работа в прописях Мой алфавит с.7 (ав. Климанова, Абрамов)
-Что изображено в левом верхнем углу? (ЗАЯЦ, ЗЕБРА)
-Запиши в пустые клеточки название животных и прочитайте по слогам.
Звуковой анализ и составления схем слов (ЗАЯЦ, ЗЕБРА)
-Печатание букв Зз, элементов письменной буквы з. Обведение и прописывание з, слогов, слов.
-Прочитайте начало предложения.
-Обведите предложение и продолжи (В зоопарке зубры. В зоопарке зебра. В зоопарке бизон) .
Физминутка «Коза»
Козлик шёл по лесу, по лесу, по лесу,
Нашёл себе принцессу, принцессу, принцессу
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем
И ножками потопаем, потопаем, потопаем
Головкой покачаем, покачаем, покачаем
И наш урок продолжаем…
Кто услышал во время физминутки звук [з]? В каких словах?
Продолжение работы по Азбуке (с.7)
-Посмотрите на картинку. Расскажите, что делают девочки на картинке?
-Прочитайте пары слов (соблюдая правильное произношения ударения ударение), что вы можете о них сказать?
Выразительное чтение текста «Мимоза» (по цепочки).
-Распределите слова из столбцов к словам ЛЕТО и ЗИМА.
-Прочитайте скороговорку (соблюдая правильное произношения ударения).
-Назовите слова со звук З.
Работа в прописях Мой алфавит с.8
V. Итог
Фронтальный опрос
-Ребята, с какой буквой мы познакомились сегодня?
-Эта буква обозначает гласный или согласный звук?
-Охарактеризуйте этот звук.
Объяснение домашнего задания.
VI. Рефлексия
1.«Лесенка успеха» (1-ая ступень: тема вызвала затруднение, нужна помощь учителя;2-ая ступень: есть некоторые вопросы к учителю; 3-ая ступень: материал урока понятен)
2.Зона общения : беседа в формате вопрос-ответ, помощь ученикам.