СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению»



Технологическая карта

по литературному чтению

Тема: Особенности языка литературной сказки А.С. Пушкина " о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди"

3 «Г» класс



  1. Ф.И.О. Верещагина Анастасия Николаевна

  2. Класс: 3 «Г»

  3. Предмет: литературное чтение.

  4. Тема: Особенности языка литературной сказки А.С. Пушкина " о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" 

  5. Место и роль урока в изучаемой теме: урок закрепления нового знания.

  6. Цель урока: Создать условия для понимания особенностей языка литературной сказки А.С. Пушкина

  • образовательные: способствовать усвоению значения использования устаревших слов, повторов, эпитетов, сравнения, фразеологизмов, целей их использования авторов

  • Развивающие: Содействовать развитию выразительного осознанного чтения, анализа содержания сказки; обогащению, уточнению словаря; монологический и диологической речи; памяти, воображения.

  • Воспитательные: Воспитывать интерес в языку и творчеству А.С. Пушкина.

  1. Дидактические средства:

  • для учителя – презентация, плакат с темой урока, раздаточный материал-таблица, карточки.

  • для обучающегося- учебник.


  1. Характеристика этапов урока



Название этапа,

цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма

работы

Результат

1.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
(1 - 2 мин)

Цель для учителя: создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

Цель для обучающихся: самоопределение к учебной деятельности

Приветствие




Психологический настрой


Громко прозвенел звонок Начинается урок.
Наши ушки на макушке
Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.

Приветствуют. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей.










фронтальная

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция

(Л) смыслоопределение

(Л) смыслообразование


2.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
(2-5 мин)

Цель для учителя: способствовать актуализации у обучающихся соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.

Цель для обучающихся: мотивация к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление.

Проверка домашнего задания











Ребята, а какое у вас было домашнее задание?


-На какой странице открываем учебник?



-Все откроем учебник на странице 21.


-Как вы будете читать?
-А что значит выразительно?
-Прочтет нам...
- А мы ребята можем с вами представлять себе то, что слышите и обсудим чтение.
Хорошо, пять
-Что скажете о чтении?
Кто ответит след. задание?
Что скажете о чтении?
Отлично, 5
А кто сделал 3 задание?
Что скажете о чтении?
Молодец, 4



Какие мы с вами звуки слышим?

Сейчас ребята мы с вами послушаем небольшой отрывок и ответим на вопросы.(Фрагмент "Полет шмеля")

Что мы с вами слышим?
А что вам это напоминает?
-Ребята, а зачитайте строки, в которых мы можем услышать шум волн; жужжание шмеля или предложите свои строчки где мы слышим звуки.
Поищите на странице 33.


Мы с вами ребята заметили, что А.С. Пушкин подобрал такие слова, что мы с вами можем видеть и слышать то, о чем он написал.

Выразительно прочитать эпизоды в тексте:
-о белочке стр.21
(Знайте, вот что не безделка: Ель в лесу, под елью белка..)
-о 33 богатырях стр.28 (А какое ж это диво?...)

Выразительно


Читают, отвечают




Отвечают





Слушают













Полет шмеля

Комара, стрекозу










Фронтальная
















































Формирование УУД:

(Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

3.

Выявление места и причины затруднения.
(3 мин)

Цель для учителя: создать условия для формирования умения у обучающихся выявлять и фиксировать во внешней речи причину затруднения.

Цель для обучающихся: выявить причину и место затруднения


Беседа
Постановка проблемы.


(На слайде): «Пушкинская сказка – наследница сказки народной» (С.Я.Маршак) 
Ребята кто прочтет что написано на слайде?
Как вы понимаете это высказывание?

Как нам известно, в сказках Пушкина много народного.

- Поэтому, нам с вами необходимо подтвердить или опровергнуть высказывание С.Я Маршака. 





Один ребенок читает


Литературная сказка А.С. Пушкина родственница народной сказки.

Фронтальная

Формирование УУД:

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

(П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя

4.

Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: Побудить обучающихся к активности при изучение нового материала, определить методы изучения нового материала.

Цель для учащихся: участвовать в учебной деятельности и выбор способов деятельности.

Выявление особенностей

Итак, я предлагаю исследовать сказку А.С. Пушкина «О царе Салтане»
Что характерно для народных сказок?

Какие особенности характерны для этой сказки?







То есть что мы видим в сказках А.С. Пушкина?
Элементы народности.
Давайте прочитаем, какими словами начинается сказка, зачин.

И где нам встречаются повторы?











Сколько девиц?
Как они говорят?
А какие еще троекратные повторы вы увидели в сказке?
Что повторялось три раза?
Так, верно три раза летал за океан к отцу.
Как вы думаете какая тема нашего урока?
Ребята а более точно наша тема звучит так.(на доске висит тема) Особенности языка литературной сказки А.С. Пушкина " о царе Салтане " кто ее прочтет?

Слушают,


Зачин, концовка, устаревшие слова


Повторы,

устаревшие слова, эпитеты, сравнения, фразеологизмы.

Элементы народности


Читают



(как и в русских народных сказках – три девицы, а еще они говорят одинаково: кабы я была царица).


3
Кабы я была царица
Три раза летал за океан к отцу






А.С Пушкин "Сказка о царе..."





Читает два человека

Фронтальная

Формирование УУД:

(Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.


(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.


5.

Динамическая пауза

Физ.минутка

Выполним ребята физминутку


Беленькое облако (Округленные руки перед собой)
Поднялось над крышей (Поднять руки над головой)
Устремилось облако
Выше, выше, выше (Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Ветер это облако
Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу
(Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их, присесть)

Выполняют

фронтальная

Здоровьесберегающая технология.

6.

Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи. Цель для учителя: организовать деятельность обучающихся.


Выборочное чтение

Ребята, давайте откроем учебник на странице 13 и посмотрим какие устаревшие слова вам встретились в тексте?
Кто прочтет первое слово?
Хорошо, АршИн, а кто мне скажет что же оно обозначает ?
Старая русская мера длины

Кто какое еще слово нашел?
Так, гонец, а что же оно означает?



А Какие нам встречаются слова и словосочетания, которые приближают к народной сказку Пушкина?
Так а кто еще как думает?
Царь-отец
по Окияну,
Какие обращения мы с вами увидели в сказке?
Ребята, а на стр. на 21 где у анс обращение?
А какие слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами вы увидели в сказке?(На слайде-кораблик)
А какие эпитеты?(на слайде: синее море)
Ребята, как мы с вами могли заметить, что в сказках А.С.Пушкина много устаревших народных слов, которые приближают его сказку к народной.

Открывают учебник, ищут слова



АршИн

Старая русская мера длины.



гонцА ,человек, посылаемый куда-нибудьсо срочным известием.

Царь-отец
по Окияну,






Голубушки-сестрицы


Ой вы, гости-господа

Голубушки-сестрицы,

кораблик


синее море, божий свет

Фронтальная

Формирование УУД:

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

7.

Включение в систему.

Цель для учителя: Способствовать использование алгоритма самостоятельно осуществлять самопроверку.

Для учащихся. Определить способы действия.

( 6 мин)


Сам. работа в группах

Сейчас работа в группах. Перед вами лежат листочки с таблицей.

В первом столбце вопрос, на который вы должны ответить и записать ответ во второй столбик.


1 группа - Какие народные слова и выражения встретились вам в тексте?

2 группа- Какие в сказке встретились устаревшие слова и выражения?

3.Какие слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами вам встретились в сказке А.С. Пушкина?

4.Какие троекратные повторы встречались в сказке?

5.Какие сравнения и обращения вы встретили в тексте?
6.Какие эпитеты вам встретились в тексте?
7.Составьте фразу-конструктор

«Сказка о царе Салтане…» являетсволшебной , потому что…












Покажите какая группа готова?
Сейчас по одному представителю от группы выходят к доске и читают ответ.
Вы согласны ребята?
А что еще нужно добавить?







1. царьдевица, чистый изумруд, дивиться, вышел срок, шлёт царюде свой поклон.

2. бает, удел, чешуя, четами, дозор

3.голубушкисестрицы, маковки церквей, кораблик, диковинка

4. превращения Гвидона, корабельщи ки в ответ…

5. выступает, будто пава; как жар, горя

6. синее море, тугой лук, божий свет, добрый путь

7. -потому что в сказке есть волшебные герои: Царевна Лебедь, тридцать три богатыря, поющая белочка; волшебные превращения: Гвидон превращается в комара, муху, шмеля, Царевна Лебедь превращается из птицы в девушку.


Групповая









8.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель для учителя: определить степень заинтересованности или понятиями стимулировать активность.

Для учащихся: Осознать ценность своей деятельности на уроке и стремление усвоение материала и успешно его использовать.

( 5 мин.)

Итог























Д.з.

Какую сложную работу мы сегодня с вами выполнили?
Что вы узнали об особенностях языка сказки?
Почему у Пушкина называются слова народные?
Правильно, он был близок к народу.
Почему сказка называется литературной?


У А.С. Пушкина очень богатый язык. В его произведения используется 17000 слов. У него самый богатый словарь, в котором встречаются и устаревшие и современные слова.


Удовлетворены ли вы своей деятельностью? Покажите знаками.
Я довольна вашей работой( выставление отметок)
Д.з.- принести книги со сказками Пушкина и прочитать на выбор любое произведение А.С.
Спасибо за работу, урок окончен.





Он был близок к народу.


Написана А.С. Пушкиным



Слушают












Записывают в дневник д.з.

Фронтальная

– рефлексия способов и условий действия (П);

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);


– самооценка на основе критерия успешности (Л);


– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);


– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);


– использование критериев для обоснования своего суждения (К);