Тема: Особенности языка литературной сказки А.С. Пушкина " о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди"
№ | Название этапа, цель | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы | Результат |
1. | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (1 - 2 мин) Цель для учителя: создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность Цель для обучающихся: самоопределение к учебной деятельности | Приветствие Психологический настрой | Громко прозвенел звонок Начинается урок. Наши ушки на макушке Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем Ни минуты не теряем. | Приветствуют. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей. | фронтальная | Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция (Л) смыслоопределение (Л) смыслообразование |
2. | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (2-5 мин) Цель для учителя: способствовать актуализации у обучающихся соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов. Цель для обучающихся: мотивация к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление. | Проверка домашнего задания | Ребята, а какое у вас было домашнее задание? -На какой странице открываем учебник? -Все откроем учебник на странице 21. -Как вы будете читать? -А что значит выразительно? -Прочтет нам... - А мы ребята можем с вами представлять себе то, что слышите и обсудим чтение. Хорошо, пять -Что скажете о чтении? Кто ответит след. задание? Что скажете о чтении? Отлично, 5 А кто сделал 3 задание? Что скажете о чтении? Молодец, 4 Какие мы с вами звуки слышим? Сейчас ребята мы с вами послушаем небольшой отрывок и ответим на вопросы.(Фрагмент "Полет шмеля") Что мы с вами слышим? А что вам это напоминает? -Ребята, а зачитайте строки, в которых мы можем услышать шум волн; жужжание шмеля или предложите свои строчки где мы слышим звуки. Поищите на странице 33. Мы с вами ребята заметили, что А.С. Пушкин подобрал такие слова, что мы с вами можем видеть и слышать то, о чем он написал. | Выразительно прочитать эпизоды в тексте: -о белочке стр.21 (Знайте, вот что не безделка: Ель в лесу, под елью белка..) -о 33 богатырях стр.28 (А какое ж это диво?...) Выразительно Читают, отвечают Отвечают Слушают Полет шмеля Комара, стрекозу | Фронтальная | Формирование УУД: (Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. (П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. |
3. | Выявление места и причины затруднения. (3 мин) Цель для учителя: создать условия для формирования умения у обучающихся выявлять и фиксировать во внешней речи причину затруднения. Цель для обучающихся: выявить причину и место затруднения | Беседа Постановка проблемы. | (На слайде): «Пушкинская сказка – наследница сказки народной» (С.Я.Маршак) Ребята кто прочтет что написано на слайде? Как вы понимаете это высказывание? Как нам известно, в сказках Пушкина много народного. - Поэтому, нам с вами необходимо подтвердить или опровергнуть высказывание С.Я Маршака. | Один ребенок читает Литературная сказка А.С. Пушкина родственница народной сказки. | Фронтальная | Формирование УУД: (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя |
4. | Построение проекта выхода из затруднения. Цель: Побудить обучающихся к активности при изучение нового материала, определить методы изучения нового материала. Цель для учащихся: участвовать в учебной деятельности и выбор способов деятельности. | Выявление особенностей | Итак, я предлагаю исследовать сказку А.С. Пушкина «О царе Салтане» Что характерно для народных сказок? Какие особенности характерны для этой сказки? То есть что мы видим в сказках А.С. Пушкина? Элементы народности. Давайте прочитаем, какими словами начинается сказка, зачин. И где нам встречаются повторы? Сколько девиц? Как они говорят? А какие еще троекратные повторы вы увидели в сказке? Что повторялось три раза? Так, верно три раза летал за океан к отцу. Как вы думаете какая тема нашего урока? Ребята а более точно наша тема звучит так.(на доске висит тема) Особенности языка литературной сказки А.С. Пушкина " о царе Салтане " кто ее прочтет? | Слушают, Зачин, концовка, устаревшие слова Повторы, устаревшие слова, эпитеты, сравнения, фразеологизмы. Элементы народности Читают (как и в русских народных сказках – три девицы, а еще они говорят одинаково: кабы я была царица). 3 Кабы я была царица Три раза летал за океан к отцу А.С Пушкин "Сказка о царе..." Читает два человека | Фронтальная | Формирование УУД: (Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы. (П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. |
5. | Динамическая пауза | Физ.минутка | Выполним ребята физминутку Беленькое облако (Округленные руки перед собой) Поднялось над крышей (Поднять руки над головой) Устремилось облако Выше, выше, выше (Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону) Ветер это облако Зацепил за кручу. Превратилось облако в грозовую тучу (Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их, присесть) | Выполняют | фронтальная | Здоровьесберегающая технология. |
6. | Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи. Цель для учителя: организовать деятельность обучающихся. | Выборочное чтение | Ребята, давайте откроем учебник на странице 13 и посмотрим какие устаревшие слова вам встретились в тексте? Кто прочтет первое слово? Хорошо, АршИн, а кто мне скажет что же оно обозначает ? Старая русская мера длины Кто какое еще слово нашел? Так, гонец, а что же оно означает? А Какие нам встречаются слова и словосочетания, которые приближают к народной сказку Пушкина? Так а кто еще как думает? Царь-отец по Окияну, Какие обращения мы с вами увидели в сказке? Ребята, а на стр. на 21 где у анс обращение? А какие слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами вы увидели в сказке?(На слайде-кораблик) А какие эпитеты?(на слайде: синее море) Ребята, как мы с вами могли заметить, что в сказках А.С.Пушкина много устаревших народных слов, которые приближают его сказку к народной. | Открывают учебник, ищут слова АршИн Старая русская мера длины. гонцА ,человек, посылаемый куда-нибудьсо срочным известием. Царь-отец по Окияну, Голубушки-сестрицы Ой вы, гости-господа Голубушки-сестрицы, кораблик синее море, божий свет | Фронтальная | Формирование УУД: (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
7. | Включение в систему. Цель для учителя: Способствовать использование алгоритма самостоятельно осуществлять самопроверку. Для учащихся. Определить способы действия. ( 6 мин) | Сам. работа в группах | Сейчас работа в группах. Перед вами лежат листочки с таблицей. В первом столбце вопрос, на который вы должны ответить и записать ответ во второй столбик. 1 группа - Какие народные слова и выражения встретились вам в тексте? 2 группа- Какие в сказке встретились устаревшие слова и выражения? 3.Какие слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами вам встретились в сказке А.С. Пушкина? 4.Какие троекратные повторы встречались в сказке? 5.Какие сравнения и обращения вы встретили в тексте? 6.Какие эпитеты вам встретились в тексте? 7.Составьте фразу-конструктор «Сказка о царе Салтане…» являетсволшебной , потому что… Покажите какая группа готова? Сейчас по одному представителю от группы выходят к доске и читают ответ. Вы согласны ребята? А что еще нужно добавить? | 1. царьдевица, чистый изумруд, дивиться, вышел срок, шлёт царюде свой поклон. 2. бает, удел, чешуя, четами, дозор 3.голубушкисестрицы, маковки церквей, кораблик, диковинка 4. превращения Гвидона, корабельщи ки в ответ… 5. выступает, будто пава; как жар, горя 6. синее море, тугой лук, божий свет, добрый путь 7. -потому что в сказке есть волшебные герои: Царевна Лебедь, тридцать три богатыря, поющая белочка; волшебные превращения: Гвидон превращается в комара, муху, шмеля, Царевна Лебедь превращается из птицы в девушку. | Групповая | |
| | | | | | |
8. | Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель для учителя: определить степень заинтересованности или понятиями стимулировать активность. Для учащихся: Осознать ценность своей деятельности на уроке и стремление усвоение материала и успешно его использовать. ( 5 мин.) | Итог Д.з. | Какую сложную работу мы сегодня с вами выполнили? Что вы узнали об особенностях языка сказки? Почему у Пушкина называются слова народные? Правильно, он был близок к народу. Почему сказка называется литературной? У А.С. Пушкина очень богатый язык. В его произведения используется 17000 слов. У него самый богатый словарь, в котором встречаются и устаревшие и современные слова. Удовлетворены ли вы своей деятельностью? Покажите знаками. Я довольна вашей работой( выставление отметок) Д.з.- принести книги со сказками Пушкина и прочитать на выбор любое произведение А.С. Спасибо за работу, урок окончен. | Он был близок к народу. Написана А.С. Пушкиным Слушают Записывают в дневник д.з. | Фронтальная | – рефлексия способов и условий действия (П); – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); – самооценка на основе критерия успешности (Л); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К); |