- Сегодня на уроке мы с вами будем создавать сценарий кинофильма .План киносценария занесём в таблицу.
Текст произведения | Что будет в кадре(перечис-лить) | План (дальний, средний, ближний) | Цвет | Шум, музыка |
Наш корабль стоял на якоре у берегов Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер. | Берег, на берегу народ, деревья, много кораблей. | Дальний, средний. | Жёлтый и зелёный. | Разговоры, выкрики. |
Стало душно и, точно из топленной печки, несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары. | То же самое | Дальний | Жёлтый | Приглушён-ные разговоры |
Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!» - и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню. | Корабль, капитан, море, матросы в воде на парусе, мальчики. | Средний | Голубой, светлый, яркий | Смех, радостные крики |
На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, и им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море. Оба. как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем. | Море, два мальчика в воде, бочонок | Средний | Синий, голубой, светлый | Всплески воды, смех, весёлые крики |
Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Понатужься!» | Корабль, на палубе артиллерист, смотрит в море | Ближний, средний | Светлый, голубой | Всплески воды, смех, весёлые крики |
Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» - и все мы увидели в воде спину морского чудовища. Акула плыла прямо на мальчиков. | Море, акула | Средний | Тёмный, чёрный, тёмно-синий | Крик,тишина |
-Назад! Назад! Вернитесь! Акула!» - закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего. | Море, ребята, акула | Средний | Тёмный, чёрный | Смех, крики |
Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей. | Артиллерист | Ближний | Тёмный | Тишина |
Матросы спустили лодку, бросились в неё и, сгибая вёсла, понеслись что было силы к мальчикам; но они были ещё далеко от них, когда акула уже была не дальше двадцати шагов. | Матросы в лодке | Средний | Тёмный | Скрип уключин, всплески волн |
Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны. | Мальчики, акула | Средний | Тёмный | Тишина, визг |
Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль. Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли и ждали, что будет. | Артиллерист, пушка, матросы | Средний | Тёмный | Визг, скрежет металла |
Раздался выстрел, и мы увидели, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал глаза. | Артиллерист | Средний, ближний | Тёмный | Выстрел, тишина |
Но когда дым разошёлся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик. Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море. | Люди на корабле, артиллерист | Средний | Светлый | Шум голосов, усиливающийся шум, радостный крик |
По волнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль. | Акула, лодка с мальчиками | Средний | Светлый, жёлтый, голубой, яркий | Крики, разговор |
- Мы подчеркнули слова в первом столбике таблицы. Посмотрим на них внимательно. Благодаря им, мы ясно представляем себе характер артиллериста и других участников этой сцены. Читаем второй столбик – можно воспроизвести, что происходило в каждую минуту. Третий столбик называется «план». Что же это такое?(Ответы детей)
- План – это показ кадра картины с определённого расстояния. Если ближний план – удаётся показать лицо, глаза человека, его руки.
- Нет, только тогда, когда артиллерист смотрит на мальчиков, радуется их молодости, гордится своим сыном.
- Станем ненадолго композиторами и представим себе, какая мелодия должна звучать:
- А теперь попробуем нарисовать картинку. Но не обязательно брать в руки карандаши и рисовать. Попробуем описать словами то, что хотели бы нарисовать.
- Какой должна быть иллюстрация к этому рассказу, чтобы можно было догадаться, о чём он? (Ответы детей)
- Мы должны нарисовать отца мальчика.
- Нет.
- Итак, мы с вами перечислили разные приёмы, чтобы понять, что хочет сказать нам автор этого рассказа.
- Таким образом, то о чём хочет сказать автор ,это главная мысль произведения, а именно – идея произведения. Ради идеи оно и написано.
Л.Н.Толстой. Акула.
3 класс.