1. Образовательная:
2. Развивающая:
3. Воспитательная:
научатся: различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования; сравнивать переживания героев ранее прочитанных произведений, читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения
Этапы урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | |
Ι. Организационный момент | - Здравствуйте, дети! Меня зовут Тамара Владимировна. Я рада встрече с вами! Надеюсь, сегодня вы порадуете меня. На уроке не робей, будь, пожалуйста, смелей. Если знаешь – отвечай. И ошибки – примечай. Дойдет время – расскажи, И, конечно, - покажи! Будь внимателен, дружок, Начинается урок. - Улыбнёмся и пожелаем мысленно себе и друг другу удачи. Детям заранее раздаю листочки для самооценки. | Выполняют действия | 1 мин. |
Ι Ι.Актуализация знаний. | Звучит песня « Бескозырка белая» - Как вы думаете, можно ли эту песню как-то связать с жизнью Б. Житкова? (Слайд 1) (Слайд 2, 3, 4, 5) Отец Бориса был преподавателем математики, а трое братьев отца плавали на военных кораблях. Вот от них-то и перешла к племяннику страстная любовь к морю, к дальним путешествиям. Ему не было и 10-ти лет, а он уже великолепно плавал, нырял, один уходил на лодке в далекое море. Он быстрее всех своих одноклассников мог вязать морские узлы, грести, управлять парусником и отлично изучил морское дело. - Все виды морской службы прошел Житков – от юнги до помощника капитана. Он считал, что море закаляет дух, воспитывает в человеке стойкость к трудностям, ответственность за свои действия, чувство локтя и надежного плеча. Морская наука неодолимо манила его. Именно о море, пароходах, морском деле много рассказов написал Б. С. Житков. Один из таких рассказов вы читали дома. Этот рассказ из цикла «Морские истории». Ребята, у вас лежат листы самооценки. Оцените начало урока. Поставьте плюсик в нужную колонку. | Слушают песню ( 1 куплет) Дети рассуждают. Усваивают информацию о писателе Называют рассказ, который прочитали на прошлом уроке | 3 мин |
IΙI. Введение в тему урока и постановка целей. | - Что является главным в рассказе? - Определите тему сегодняшнего урока Какие задачи поставим на урок? - Сегодня на уроке мы попробуем правильно оценить поступок героя. | - герой и его поступки. Учащиеся формулируют тему и задачи урока | 2 мин. |
Ⅳ. Работа по теме урока | - Ребята, от чьего имени ведется рассказ? - Назовите предмет его обожания. Слайд 6 - Найдите описание пароходика. Прочитайте об этом. (просмотр 1 фрагмента мультфильма) - Какое впечатление произвело на героя увиденное? - Найдите строки, подтверждающие ваш ответ. - Что странного было в пароходике, по мнению мальчика? (просмотр 2 фрагмента мультфильма) - Какие хитрости придумывал Боря, чтобы увидеть человечков? (просмотр 3-4 фрагментов мультфильма) - Что пережил герой, когда увидел пустой пароходик? - Как эти чувства его характеризуют? (просмотр 5 фрагмента мультфильма) - Дети, оцените 1 шаг. | - от имени мальчика -Пароходик Находят описание парохода. Высказывают свое мнение. Зачитывают отрывки, подтверждающие ответ. - Мальчик думал, что в пароходике живут человечки. Дети находят в рассказе. Высказывают своё мнение. | 15 мин. |
Ⅴ. Продолжение работы над темой урока | - Какой момент рассказа вы считаете самым напряженным? (просмотр фрагмента мультфильма) - Почему заплакал Боря? Как это его характеризует? - - Таким вы представляли Борю во время чтения рассказа? - Как последние слова Бори в рассказе характеризуют его? - Оцените 2 шаг | Дети составляют рассказ в группах - Боялся наказания бабушки, стыдно, не сдержал слово, бабушка расстроится, не хотел огорчать бабушку, сломал пароходик, так и не увидел человечков Раскаивается, переживает, испытывает чувство стыда, разочарования. | 10 минут |
V I. Физминутка | - Если нравится тебе, то делай так… | Повторяют движения | 2 мин |
ⅤII. Продолжение работы над темой | -Подготовь рассказ о мальчике по плану (как я ловил человечков) (СЛАЙД 7) 1. кто герой произведения? 2. какой он по характеру? 3. какое событие в жизни героя стало началом его приключений? 3. какой поступок совершил мальчик ? 4.как ты к нему относишься? 5. как автор относится к своему герою? Примерный ответ: Главный герой произведения мальчик Боря, которого отвезли пожить у бабушки. Мальчик он любознательный, большой выдумщик, способный замыслить и довести начатое до конца. Приключение по ловле человечков началось в тот момент, когда Боря увидел необычайно интересный, очень похожий на настоящий, только маленький, пароходик на полке над столом в бабушкином доме. Мальчик придумал целый план поимки таинственных обитателей корабля. Долго наблюдал, прикармливал человечков. Наконец, исхитрившись, остался один дома и вскрыл игрушечный пароходик, отогнув палубу и повредив при этом веревочные лесенки. Но напрасно - никого там не было. Это был плохой поступок, ведь Боря поклялся бабушке не трогать игрушку - дорогую память. Фантазия и любопытство победили обещание. Автор осуждает любопытного внука. В рассказе бабушка заботится о Боре, а он совершает такой необдуманный поступок - портит памятную вещь и нарушает обещание. Автор не описывает гнев бабушки. Нам и без того становится понятно раскаяние фантазера. Выслушивается 2 рассказа. -Оцените 3 шаг - Как вы думаете, что было бы, когда бабушка узнала о поступке Бори? | Работают в группе Высказывают свое мнение. | |
ⅤIII. Рефлексия | - Этот прекрасный кораблик был мечтой не только героя рассказа, но и самого Бориса Житкова. Он сделал честные шаги к осуществлению своей мечты и стал морским офицером. -- А что вы посоветуете герою? Составим синквейн Детям даются памятки 1.Одно ключевое слово – имя существительное. 2.Два прилагательных, характеризующие данное понятие. 3.Три глагола, обозначающие действия в рамках данной темы. 4. Короткое предложение из 4 слов. 5.существительное – синоним данного слова Теперь, ребята, дайте общую оценку уроку . Вот красивый кораблик. Давайте украсим парус. Цвет выбирайте сами: если Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно». Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями». Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!». Д.З. Подготовить пересказ от имени главного героя | - Так не поступать: не обманывать старших; быть послушным; не нарушать данное слово | |