I. Организационный момент | Эмоцио- нальная, психологическая и мотивацион-ная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проверка готовности к уроку. Наличие общей установки на урок. Приветствие учащихся. Фиксирование отсутствующих. Проверим готовность к уроку. – Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбки ваши располагают к приятному общению. На уроке нас ждёт большая и интересная работа. Вы покажете свои знания, умение работать самостоятельно и в группах. Помните, что важно не только самому выполнить задание, но ещё и помочь товарищам. Ведь важен как личный результат, так и результат всей группы. На каждом этапе урока вы оцениваете свою работу, а результат отмечаете в листе итогов. В конце урока мы увидим результат нашей работы. Я желаю вам успеха! Помните, что вы ребята способные, умные и, конечно, поможете мне вести урок. На вас надеюсь я, друзья! Мы хороший дружный класс, Всё получиться у нас! | Сообщают о готовности к уроку | Фрон-тальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место | Устный опрос |
II. Речевая разминка | Речевая разминка в игровой форме. Система упражнений | Речевая разминка для развития техники чтения: правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава; осознание читаемого текста. Быстро, четко повторите и отгадайте чистоговорки: • Ро-ро-ро, ро-ро-ро – Любим пить в жару ... (ситро). • Ро-ро-ро, ро-ро-ро – У Мальвины друг – ... (Пьеро.) Рыбачку вот на крючок есть отличный червячок | Выпол-няют речевую зарядку. Отвеча-ют на вопросы | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха, связывая достижения с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – сравнивают объекты по нескольким основаниям; находят закономерности, продолжают их по правилу | Наблю-дение. Устные ответы |
.III Подготов-ка к вос-приятию произведения. Сообще-ние темы урока | Вступитель-ное слово учителя. Сообщение темы урока. Определение целей урока. Антиципация названия произведения. Определение задач чтения. Составление плана работы с произведени-ем | Какую главу мы изучаем? (Пытаемся понять, почему люди фантазируют) – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… БИОГРАФИЯ писателя – Поднимите руку, кто данное произведение ещё не читал. – Как вы думаете, о чём это произведение? -Мы сегодня познакомимся с одним из рассказов цикла «Морские истории» Б. Житкова «Как я ловил человечков». - А теперь послушаем этот рассказ и узнаем, о чем написал Житков. | Обсуждают тему урока. Отвеча-ют на вопросы учителя, формулируют цель урока. По назва-нию произведения опреде-ляют темати-ческую и эмоцио-нальную направ-лен-ность текста | Фронталь-ная | Познавательные: ориентируются в учебной книге, читают язык условных обозначений; находят нужный текст по страницам раздела «Содержание»; отыскивают в специально выделенных разделах нужную информацию; работают с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту). Регулятивные: определяют тему и цели урока; устанавливают последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний | Устные ответы |
IV. Первичное восприятие текста | Первичное чтение текста. Проверка первичного чтения. Работа с толковым словарем | Чтение учителя. – Понравилось произведение? – Что вам особенно понравилось в этой истории? – Чему учит это произведение? – Какие мысли и чувства возникли у вас после чтения? – Объясните значение слов: Корма – задняя часть судна. Модель – образец изделия, уменьшенный или сделанный в натуральную величину. – Где в тексте вы встретились с понятием «модель»? – От чьего имени идет повествование? – Назовите предмет обожания мальчика | Опреде-ляют задачи чтения и составляют план чтения. Осущест вляют самостоятельное чтение (слеже-ние, слуша-ние) произведения. Соотно-сят высказанные Предпо-ложения с прочи--танным произведением | Работа в группе | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: работают с дополнительной литературой; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке; выполняют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | Устные ответы. Работа с толковым словарем |
V. Мотивация к анализу и перечитыванию текста | Постановка проблемной задачи. Перечитывание текста с целью решения проблемной задачи. Беседа по содержанию произведения. Решение проблемной задачи | Создание проблемной ситуации на уроке. Определение путей разрешения ситуации. Перечитывание произведения с использованием технологии критического мышления для обучения чтению и письму (чтение с остановками). Организация диалога (беседы по прочитанному). Определение событийной стороны текста (поступки, события, герои). – – Прочитайте первый отрывок из произведения Б. Житкова «Как я ловил человечков». – Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы показать восхищение? (Сравнение.) – Какое из данных средств художественной выразительности отметили? (Будочка – домик, винт – розочка, два черных пояса – метафора.) | Отвеча-ют на вопросы учителя-с опорой на текст. Аргументируют свою точку зрения. Проявляют интерес к высказываниям товари-щей. Отвеча-ют развернуто, исполь-зуя элемен-ты переска-за, вырази-тельного чтения. Опреде-ляют тему текста. Осуществляют выборочное чтение, чтение по цепочке | Фронтальная. Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха, связывая достижения с усилиями, трудолюбием. Познавательные: умеют ориентироваться в учебнике: отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке; соотносят сделанную работу с образцом, предложенным учителем; производят оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | Самос-тоятельное чтение. Выбо-рочное чтение. Устные ответы |
VI. Синтетическая (обобщающая) работа с текстом | Обобщающая беседа по тексту (определение смыслового погружения в текст). Выполнение творческих заданий | Беседа по тексту. Определение смыслов в тексте. Организация коллективной дискуссии. Выбор творческого задания. Работа иллюстрацией. Подробный пересказ по картинному плану с опорой на подбор слов из текста. Определение главных и второстепенных героев. Сравнение героев. Знакомство с книгой. – Докажите, что бабушка дорожила пароходиком. Почему она им дорожила? Памятная вещь, которой дорожат в каждом доме, называется реликвией. – Чем пароходик особенно понравился мальчику? (Пароходик особенно понравился мальчику тем, что был маленький, но совсем как настоящий: все его детали были очень подробно и искусно сделаны.) -Почему бабушка отказалась дать его внуку поиграть? (Бабушка отказалась дать пароходик внуку поиграть, сказав, что это для нее дорогая память. Бабушка очень боится, как бы внук не повредил, не сломал пароходик. Она говорит: «Не то играть – трогать не смей. Никогда!» и «Дай честное слово, что не прикоснешься». Бабушка даже хочет спрятать пароходик: «…лучше спрячу-ка от греха подальше».) – Найдите и перечитайте описание пароходика. Он увиден глазами мальчика? («Я такого никогда не видал» (в начале), «Ах, какие замечательные (якоря)! Если б хоть один у меня такой был!» (в конце). Мальчик использует слова в уменьшительно-ласкательной форме: «...будочка, как домик»; «с окошечками и дверкой»; «...винт, как медная розочка».) – Докажите, что мальчик из семьи, в которой есть моряки. Подтвердите и то, что мальчик очень наблюдательный. (Можно предположить, что в семье бабушки или среди друзей были моряки и этот пароходик – подарок от какого-то близкого человека, память о нем.) Обратите внимание на то, что мальчик знает правильные названия разных частей корабля, знает, из чего их обычно делают. Мальчик свободно использует эту терминологию при описании пароходика: «От мачт шли к бортам веревочные лестницы»; «А уж совсем на корме – медное рулевое колесо. Снизу под кормой – руль. И блестел перед рулем винт…»; «На носу два якоря». – Наблюдательность мальчика подтверждается именно тем, как подробно и точно он описывает пароходик, замечая мельчайшие детали. Почему мальчик решил, что на пароходике живут человечки? Какими способами он пытался это проверить? Можно ли назвать мальчика хитрецом? (Пароходик был настолько тщательно и детально сделан, что все больше и больше казался мальчику настоящим («И непременно должна дверца в будочке отворяться»), поэтому его фантазия заселила пароходик человечками. Чтобы увидеть человечков, мальчик подолгу наблюдает за пароходиком: «Я стал ждать, не поглядит ли кто из них в окошечко»; «Я долго глядел, пока был в комнате один. Никто не выглянул». Чтобы застать человечков врасплох, он идет на всевозможные хитрости: прячется за дверь и глядит в щелку на пароходик; просит бабушку зажечь на ночь ночник и наблюдает за пароходиком из-под одеяла.) – Удалось ли ему обмануть бабушку и выдуманных человечков? (Мальчику удалось обмануть бабушку: она поверила, что внук боится спать без света. Его хитрая уловка подействовала и в отношении выдуманных человечков: мальчику показалось, будто дверка на пароходике приоткрылась.) – Можно ли мальчика назвать фантазером и выдумщиком? Верит ли он в собственную выдумку? (Мальчик – герой рассказа – обманывает и хитрит не из корыстных соображений (он никому не хочет причинить зла), а потому, что он фантазер и верит в собственную выдумку.) а) Ролевая игра «Обвинители» и «Защитники» с выборочным чтением. Помогать нам будет в этом уже знакомая ролевая игра «Обвинители» и «Защитники». Поднимите руку те, кто желает выступить в роли «обвинителей»? В роли «защитников»? По ходу обсуждения на доске ученики будут прикреплять комплект печатного материала: в первом столбике будут записаны качества мальчика, которые нравятся ученикам, а в другом – те, что дети осуждают – Найдите и прочитайте строчки, из которых видно, что мальчик очень хорошо представляет себе человечков: их рост, их поведение и привычки. (Учащиеся читают первый и второй абзацы на с. 126.) – Обратите внимание на то, как искренне расстроился мальчик, когда подумал, что спугнул человечка скрипом кровати. – Как будет бабушка разговаривать с внуком? А внук? Как называется разговор двух героев? (Диалог ) . СИНКВЕЙН Теперь попробуйте выразить свое эмоциональное отношение к главному герою, составив стихотворение по алгоритму – Синквейн. 1. Кто? Что? Существительное 2. Какой? 2 прилагательных 3. Что делает? 3 глагола 4. Что думает автор о данном персонаже? Фраза из 4 слов 5. Кто? Что? Существительное (Новое имя героя) Мальчишка Маленький всезнайка, Крутил, мечтал, заглядывал Мечтай, мечтай, но меру знай. Фантазер -А вы какие чувства испытываете после чтения рассказа? - Была ли у вас похожая ситуация? Работа по картинному плану | Участвуют в коллективной беседе и дискуссии. Определяют главную мысль произведения под руководством учителя. Выполняют творческое задание под руководством учителя в парах, группах Есть, что сказать «Обвинителям»? Зачиты-вают подтверждение своих слов из текста. Есть, что сказать «защитникам»? Зачитывают подтверждение своих слов из текста. | Фронталь-ная. Индивиду-альная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинахсвоего успеха или неуспеха, связывая достижения с усилиями, трудолюбием; выполняют оценку жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. Познавательные: свободно ориентируются в корпусе учебных словарей и быстро находят нужную словарную статью; ориентируются в учебной книге, читают язык условных обозначений; быстро находят выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; отыскивают в специально выделенных разделах нужную информацию; работают с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту). Регулятивные: самостоятельно подготавливают свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; устанавливают цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно; определяют план выполнения заданий на уроке; корректируют деятельность в дальнейшем; производят оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении; подтверждают строчками из текста прозвучавшую точку зрения; понимают, что разные точки зрения имеют разные основания. Коммуникативные: в рамках коммуникации как сотрудничества: содействуют с соседом по парте: распределяют работу между собой и партнером, выполняют свою часть деятельности, осуществляют взаимопроверку сделанной работы; выполняют задание по цепочке; в рамках коммуникации как взаимодействия: видят разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяются к одной из них; находят в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения - | Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Развернутые ответы на вопросы |
VII. Подведе-ние итогов урока. Рефлексия | Обобщающие вопросы учителя. Выработка критериальной базы для оценки результатов обучения | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и результатов чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Педагог проводит беседу по вопросам: – С каким произведением мы сегодня познакомились? – Кто автор? – Что нового вы узнали об авторе? – Что мы сегодня исследовали? Для чего нам нужно это знать? – Оцените итоги своей работы на уроке, используя данные критерии оценивания: • Чуть-чуть неясно… • Ещё придётся потрудиться… • Урок полезен и понятен… • Да, трудно всё-таки учиться… Заполнение оценочного листа – Кому на уроке было комфортно, кто получил удовлетворение от работы, предлагаю наклеить зелёный парус к мачте кораблика – Тем ребятам, кто чувствовал себя не совсем уверенно, предлагаю наклеить жёлтый парус к мачте кораблика. Тем ребятам, кому урок совсем не понравился предлагаю наклеить красный парус к мачте. – Что на уроке было самым интересным? Трудным? – Довольны своей работой на уроке? – Удалось ли достигнуть поставленной цели? | Отвеча-ют на вопросы Опреде-ляют свое эмоцио-нальное состоя-ние на уроке. Прово-дят самоо-ценку, рефлек-сию | Индиви-дуаль-ная, фрон-тальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения производят оценку результатов работы. Коммуникативные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | Оценива-ние работы обучаю-щихся на уроке |