СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по музыке для 3 класса "Портрет в музыке"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: знакомство с выразительными и изобразительными средствами музыки на примере произведений С. Прокофьева

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке для 3 класса "Портрет в музыке"»

План – конспект урока по музыке

Конспект урока по музыке

Учитель: Кусова М.А.

Дата: 18.10.2022

Класс: 3

Тема четверти: День полный событий

Тема урока: Портрет в музыке

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель: знакомство с выразительными и изобразительными средствами музыки на примере произведений С. Прокофьева

Планируемые результаты:

Личностные – формировать певческие навыки, исполнительскую и слушательскую культуру; быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; не бояться собственных ошибок; осознание алгоритма своего действия.

Предметные - познакомить с композитором С. Прокофьевым; прослушать произведения Болтунья, балет «Золушка» (фрагменты), Джульетта – девочка из балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева; изучить новые понятия интонация, выразительность и изобразительность в музыке.

Метапредметные – литература, изобразительное искусство.

Ресурсы: презентация

Ход урока

1. Организационный этап

Музыкальное приветствие

2. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.

- Что нужно, чтобы зазвучала музыка? (композитор, исполнитель, слушатель)

- Как называется вокальный жанр музыки - сольная песня с инструментальным сопровождением? (романс);

-Как называется многочастное произведение для солиста, хора и оркестра? (кантата)

- Какие композиторы отражали в своих произведениях времена года и даже время суток? (Чайковский, Мусоргский, Григ);

3.Актуализация знаний

Тема сегодняшнего урока - «Портрет в музыке».

Вопрос обучающимся:

-Что такое «портрет?» (изображение человека)

На уроках музыки мы часто говорим о том, что музыка способна выразить не только чувства, мысли, характер человека, но и рассказать о них. Это называется в музыке - музыкальная выразительность.

Сегодня мы с вами продолжим знакомство с произведениями русского композитора С. Прокофьева и на примере его персонажей увидим, какими возможностями обладает музыка, какими средствами она может изобразить человека.

4. Первичное усвоение новых знаний.

С. Прокофьев очень любил детей и посвятил им много чудесных страниц своей жизни. Одни его произведения непосредственно обращены к юным слушателям, другие предназначены для исполнения маленьким музыкантам. У Сергея Прокофьева есть несколько песен, написанных специально для детей.

Одна из них – «Болтунья», на стихи А. Барто.

Все мы – разные. Одни – молчуны. Другие - любят поговорить, иногда на них говорят: «Болтуны». Есть ли у вас такие ребята в классе? Откройте учебник на стр. 26. Прочитаем фрагмент стихотворения А. Барто «Болтунья».

Вопросы обучающимся:

- О ком идет речь в стихотворении? (о девочке);

Учитель: ее зовут Лида.

- Когда человек быстро говорит, как называется такая речь? (скороговорка);

Давайте прослушаем теперь песню «Болтунья» С Прокофьева. Обратите внимание во время слушания на характер музыки и попробуйте представить себе образ этой девочки.


Слушание песни «Болтунья» С. Прокофьева


Вопросы обучающимся:

- О чем поет Лида в своей песне?

- Какой вы себе представляете эту девочку?

- В каком темпе звучит песня? (то быстро, то умеренно)

Откройте учебник на стр. 28.

Прочитаем название темы: В каждой интонации спрятан человек

Вопросы обучающимся:

- Что такое интонация?

Например, слово «да» можно сказать по-разному, например, утвердительно - «да». А теперь задание вам, ребята: сказать слово «да» с выражением, какое я укажу. (вопросительно, восхищенно, зло, мечтательно, хитро, радостно, грустно (если получил двойку). Видите, какое значение имеет выражение, с которым люди обращаются друг к другу. Мы говорим интонационно, осмысленно, выразительно. Это в разговорной речи. Говоря о музыке, обязательно надо упомянуть об интонации, ибо без нее музыка просто невозможна. Так что же такое интонация?

В музыке под словом «интонация» подразумевается мелодический оборот небольшой по протяженности (может состоять даже из двух нот), но имеющий самостоятельное выразительное значение.

Следующая героиня из сказки французского писателя Шарля Перро «Золушка» получила вторую жизнь в балете «Золушка» С. Прокофьева. Все вы очень хорошо знаете сказку «Золушка» и ее героев. Вот что о Золушке говорил сам Прокофьев, когда писал свой балет: «Самую Золушку я вижу не только как сказочный персонаж, но и как живого человека, чувствующего, переживающего и волнующего нас. Я стремился, чтобы зритель не оставался равнодушным к горестям и радостям скромной, мечтательной Золушки».

Послушаем фрагмент из балета «Золушка», который называется «Па-де-шаль», т.е. «Танец с шалью».


Слушание фрагмента «Па-де-шаль»


Вопросы обучающимся:

-Какой вы представляете себе Золушку?

-Какая музыка по характеру?

Следующий музыкальный образ переносит нас в Италию. Очень давно, в итальянском городе Верона произошла одна из мировых трагедий, которую написал великий драматург Вильям Шекспир. Это- «Ромео и Джульетта». Две знатных семьи Монтекки и Капулетти этого города постоянно враждовали друг с другом. Эта вражда была настолько непримирима, что родители этих семейств не заметили и не обратили внимание на один факт: их дети выросли и полюбили друг друга. Их звали Ромео и Джульетта. Вражда двух семей привела к трагической гибели их единственных детей. С. Прокофьев написал музыке к балету «Ромео и Джульетта», в котором есть немало красивейших музыкальных тем. Фрагмент из балета, который мы прослушаем называется «Джульетта – девочка».

Комната Джульетты в доме Капулетти. В комнате сидит Кормилица. Вбегает Джульетта с куклой, начинает играть с Кормилицей. Но Кормилица напоминает ей: детство уже кончилось, вскоре ей предстоит выйти замуж.

Джульетта шалит, поддразнивает кормилицу, и лишь вошедшая мать прекращает веселую возню. Джульетта теперь — невеста Париса и должна вести себя с достоинством.


Слушание фрагмента Джульетта – девочка»


Вопросы обучающимся:

- Какой вы представляете себе Джульетту?

-Какой была музыка по характеру?


Учитель:

- Удивительно просто и вместе с тем предельно точно нарисовал Прокофьев образ очаровательной, беззаботной Джульетты. Музыка нам показывает то одну, то другую черту ее характера- то веселую резвость, то удивительную задумчивость. Образ становится живым, правдивым, полнокровным. Сегодня мы увидели на примере героев произведений Сергея Прокофьева насколько точно, ярко может музыка своей выразительностью и интонацией показать, изобразить портрет человека.

5.Вокально- хоровая работа.

6. Итог урока.

Вопросы обучающимся:

- Что нового узнали на уроке?

- С какими произведениями познакомились?

- Назовите автора этих музыкальных произведений.

- Какими средствами обладает музыка?

Рефлексия

«Рефлексивный экран»

Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

У меня получилось…

Меня удивило…

Д.з. Нарисовать рисунок к произведению С. Прокофьева, которое понравилось, повторить материал для проведения итогового урока в четверти.



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!