СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Что такое приставка" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Что такое приставка" 3 класс»

Тема урока «Что такое приставка? Как найти в слове приставку?»

Цель: познакомить с приставкой как значимой частью слова.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Добрый день, мой милый друг!

Посмотри-ка ты вокруг!

Здесь есть ты, здесь есть я,

Будем вместе мы, друзья!

(Дети по тексту выполняют движения: рукопожатия, оглядываются по сторонам, кладут руку на плечо соседа, затем себе на грудь, хлопают по руке соседа).

Пусть хорошее настроение сохранится у вас в течение всего урока. А девизом его станет фраза: «У нас все получится!»

  1. Актуализация знаний.

Сегодня на урок к нам пришел Вопросик. Что это означает? (Урок открытия новых знаний). Откройте тетради, запишите число.

  1. Минутка чистописания. Буквы и буквосочетания О, У, С, ДО, ПРИ

  2. Работа в парах «Третий лишний» (нахождение однокоренных слов)

Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисенок.
Лось, лоскут, лосенок.
Горный, горка, городок.
Пес, песочный, песок
Проверка по образцу, самооценивание на листах самооценки.

Запишите однокоренные слова.

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Сделать слово из частей.

- Назовите части слова, с которыми мы уже познакомились.( поезд на доске)

- Без какой части слово не может существовать? ( без корня)

- Что такое корень? (общая часть родственных слов)

- Как найти в слове корень? (надо подобрать родственные слова)

Выделите корень у однокоренных слов.

- Что такое окончание? (изменяемая часть слова)

- Для чего служит окончание? ( для связи слов в предложении)

- Как найти в слове окончание? (надо изменить форму слова)

Выделите окончание у однокоренных слов.

Оцените свою работу. Какие были затруднения?

  1. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

Задание на подбор однокоренных слов к слову бег.

Выполняется индивидуально (Бег - бегун, бежит, беговая)

Вопросик предлагает записать слово бежит, приставив перед ним те буквосочетания, которые дети прописывали на чистописании.)

Получились слова прибежит, убежит, сбежит, добегит, обежит.

Это родственные слова? А можем ли мы их назвать однокоренными? Выделите корень. А что за часть слова стоит вначале? Можете ли вы ее выделить? (Мы не знаем этого.)

А как вы можете узнать, как называется часть слова перед корнем? (Из учебника, из объяснений учителя…)

Да, действительно. Но мы с Вопросиком предлагаем вам сначала самим поразмышлять и выбрать названия из предложенных.

Заставка, примыкание, приставка, предкорень, суффикс.

На что опирались при выборе? Почему выбрали именно это название? (Эту часть слова прибавили, приставили к корню.)

— О чём же мы будем говорить на уроке? 

— Тема нашего урока «Что такое приставка?»,

Какую учебную задачу поставим перед собой на сегодняшний урок?

Узнать, что такое приставка.

Научиться, как находить приставку в слове.

  1. Открытие новых знаний.

1. Работа в группах.

- А теперь я предлагаю вам стать исследователями. Мы будем исследовать новую часть слова.

- Работать мы будем по группам. Проанализируйте слова, записанные на ваших листах, и ответьте на вопросы, которые у вас есть, а затем сделайте вывод, что такое приставка.

- Вспомним правила работы в группе.

На карточках слова:

1 группа: ушёл, зашёл, вышел

2 группа: завернул, вывернул, свернул

3 группа: зашить, перешить, дошить

4 группа: уехал, заехал, выехал, приехал.

5 группа: укрыл, закрыл, прикрыл ,открыл.

6 группа: прибежал, забежал, убежал, выбежал

Вопросы:

- Что такое приставка? Приставка – это ____________________

- Где находится? Находится _______________________________

- Для чего служит? Служит _________________________________

- Как обозначается? Обозначается ______

2. Работа по учебнику.

 Откройте учебники на с. 84, найдите понятие, прочитайте. Правильно. ли мы сформулировали понятие ?

- Что нового вы узнали из учебника? (обозначение приставок)

Каким значком будем обозначать эту морфему? (Прямым уголком).

Вернемся к нашим словам, как называется часть слова, которая стоит в начале. Как мы её выделяем. Выделите.

На с.85 упр. 154. Прочитаем хором приставки и запомните их написание: они всегда пишутся одинаково. (проговаривание приставок).

приставки пишутся одинаково, независимо от того, как они произносятся

5.Закрепление знаний.

С какой новой частью слова мы познакомились сегодня на уроке?

- Вернемся к нашим задачам. Как же найти приставку в слове?

Допустим, надо разобрать слово подходит.

  1. Что будем делать сначала? (Подбирать однокоренные слова: ходить, ходики, подход, приходить…)

  2. Далее? (Выделяем корень.)

  3. А теперь? (Та часть слова, которая стоит перед корнем и будет приставкой.)

Составим алгоритм нахождения приставки в слове.

Как найти приставку:

- Подбери однокоренные слова

- Выдели корень

- Отметь ту часть слова перед корнем, которой различаются слова.

Прочитаем правило на стр. 86.

- Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Выделите в словах приставки.

Не спорю — не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В берёзовой роще. (Подберёзовик.)

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его - серёжки.

На земле лежат листки -

Маленькие лопушки.

Нам он - как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук. (Подорожник.)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,

Зовусь я — ... (подосиновик).


6. Осознание и осмысление учебной информации.

1. Самостоятельная работа в ТПО с.45 №109

2. Работа с разноуровневыми карточками. 

Уровень 1.

Образуйте от данных слов однокоренные слова с помощью приставки:

Кричать - …, кипеть - …, дрожать - …, говорить - … .

Уровень 2.

С какими приставками надо употребить данные слова, чтобы действие уже закончилось? Приставки выделите:

Читал - …, строил - …, шил - …, смотрел - … .

Уровень 3.

Как сказать одним словом?

-Соединить с помощью клея два листа бумаги.

-Соединить  два куска ткани с помощью иголки и нитки.

- Соединить с помощью веревки.

Проверка


7. Итог урока

Тест

1. Приставка – это:

а) главная часть слова

б) значимая часть слова

2. Приставка стоит:

а) перед корнем

б) после корня

3. Приставка служит:

а) для связи слов в предложении

б) для образования новых слов

4. Приставка – это:

а) изменяемая часть слова

б) неизменяемая часть слов

5. Чтобы найти приставку в слове надо:

а) изменить форму слова

б) подобрать однокоренные слова

6. В каком слове есть приставка:

а) записка

б) замок

8. Рефлексия

– Закончите предложения:

• Урок помог мне…

• Для меня было сложным…

• Мне понравилось…

— Выберите, пожалуйста, тот смайлик, который покажет, как вы поняли новую тему.

9. Домашнее задание: с.85 упр.155, ТПО с.45 №110













корень

приставка

суффикс

окончание

Состав слова

основа





Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисенок.
Лось, лоскут, лосенок.
Горный, горка, городок.
Пес, песочный, песок.




Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисенок.
Лось, лоскут, лосенок.
Горный, горка, городок.
Пес, песочный, песок.



Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисенок.
Лось, лоскут, лосенок.
Горный, горка, городок.
Пес, песочный, песок.



Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисенок.
Лось, лоскут, лосенок.
Горный, горка, городок.
Пес, песочный, песок.



Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисенок.
Лось, лоскут, лосенок.
Горный, горка, городок.
Пес, песочный, песок.



Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисенок.
Лось, лоскут, лосенок.
Горный, горка, городок.
Пес, песочный, песок.

Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисенок.
Лось, лоскут, лосенок.
Горный, горка, городок.
Пес, песочный, песок.





Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисенок.
Лось, лоскут, лосенок.
Горный, горка, городок.
Пес, песочный, песок.



Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисенок.
Лось, лоскут, лосенок.
Горный, горка, городок.
Пес, песочный, песок.



Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисенок.
Лось, лоскут, лосенок.
Горный, горка, городок.
Пес, песочный, песок.



Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисенок.
Лось, лоскут, лосенок.
Горный, горка, городок.
Пес, песочный, песок.



Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисенок.
Лось, лоскут, лосенок.
Горный, горка, городок.
Пес, песочный, песок.