РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Глагол как часть речи
Цели:
Создать условия для формирования понятия «Глагол как часть речи»;
Создать условия для активизации познавательной деятельности учащихся;
Способствовать развитию умения определять глагол в тексте, работать по алгоритму;
Обогащать речь учащихся глаголами;
Способствовать развитию умения работать самостоятельно и в группе;
Развивать коммуникативные качества учащихся;
Воспитывать умение слушать и слышать соседа.
Ход урока
I. Орг. момент
1. Прозвенел звонок – начинаем мы урок. (Ученики сели).
Руки? – на месте. Помним об этом в течение урока, следим за собой,
Ноги ? – на месте. помогаем соседу, работаем быстро, дружно.
Локти? – у края. Работаем под девизом «У нас все получится!»
Спинка? – прямая.
2. (В парах): Один костер весь мир согревает (солнце).
Из конвертика достать все, собрать солнышко с лучиками, узнать – какое солнышко?
(веселое, ясное, теплое, игривое, лучистое)
- Это слова какой части речи? Надеюсь, что солнышко поддержит вас.
- Узнаем, что будем делать. Переверните лучики (рассуждать, думать, наблюдать, слушать, доказывать)
- О чем будем думать? Над чем наблюдать? Что слушать и доказывать? Хотите узнать?
- Прочитать четверостишие:
(На доске): Одеяло __________
________ простыня,
И подушка, как лягушка,
_____________ от меня.
Все сразу понятно?
Какие слова пропущены? Кто их знает? ( Прикрепить карточки пропущенных слов).
Вот мы и подошли к новой важной теме «Глагол».
У каждого лежит листочек «Сегодня на уроке я постараюсь…» - продолжите предложение.
Пусть эта цель будет перед вашими глазами, стремитесь ее достичь.
Основная цель нашего урока: узнать побольше о глаголах, уметь их находить, задавать вопросы к ним.
II. Новый материал
1. Прочитать правило
2. – Итак, что узнали о глаголе? (устные ответы)
Рассказать по кластеру (на доске)
Что делает?
часть речи ГЛАГОЛ действие предмета
единственное – множественное число
3. «Найди пару» (самостоятельно). Соединить подходящие пары слов.
№1.
Самолет лечит
Маляр плавает
Конь прыгает
Врач красит
Рыба скачет
Кузнечик летит
Проверка: прочитать, задавая вопрос (+ или -).
- Кому было легко выполнять задание?
Самооценка ☼.
- В каком числе стоят глаголы?
- Что они обозначают в единственном числе? (действие 1-ого предмета)
- Измените на множественное число – (устно).
- Записать 1 предложение во мн.ч.
Самолеты летят.(подчеркнуть главные члены предложения)
- Чем выражено сказуемое?
-Что можно добавить в кластер?
4. Работа по карточкам ВОЗ.
ВОЗ – 1. – по своей карточке №1 – послушали друг друга.
- поменяли карточки - № 2.
1. Выпиши из текста глаголы, рассуждай по алгоритму. (Рассказать соседу, как определили глагол).
2. Выпиши глаголы.
ВОЗ – 2
ВОЗ – 3
ВОЗ - 4 - Самопроверка по ключу.
- Все ли удалось правильно сделать?
- Что помогло?
- Самооценка ☼ .
5. Физминутка.
- Глаголы постоянно находятся в движении, они помогают оживить картинку. Подвигаемся вместе с ними:
Раз - мы встали, потянулись,
Два – согнулись, разогнулись.
Три – руками три хлопка,
А четыре – под бока,
Пять – руками помахали,
Шесть – за парты тихо сели.
- Какие глаголы услышали в физминутке?
6. необходимо закончить предложение на определенную тему, добавив как можно больше глаголов. Записать предложения в тетради. (устно)
1) При ремонте дома рабочие (что делают?) …
2) На уроке труда мы (что делаем?) …
3) На концерте дети (что делали?)…
4) В библиотеке ученики (что делают?)…
5) Повар в столовой (что делает?)…
6) Во дворе ребята (что делают?) …
7) В школе ученики (что делают?) …
- Проверка: чтение предложений.
- Назовите свои глаголы.
- Какие еще глаголы можно добавить?
7. Работа по учебнику
Упр 523 – устно
Упр 524 – у доски.
Работа по рядам- упр 526
III. Рефлексия.
- Какую цель ставили на уроке? (узнать, что такое глагол; находить их в тексте, ставить к ним вопросы).
- Научились это делать?
- Сегодня на уроке мы что делали? (читали, писали, составляли кластер, находили глаголы, задавали вопросы, формулировали правило).
- Что же такое глагол? – «Я – глагол».
- Расскажите: Сегодня на уроке:
Я научился …
Было интересно …
Было трудно …
Показалось важным …
- С каким настроением подошли к концу урока?
(За работу на уроке учитель вручает " Орден правильного ответа").
Д/з. – стр , № , выучить правило.
Приложение к уроку.
КАРТОЧКА 2 УРОВЕНЬ
Моя цель: ______________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Сегодня на уроке я постараюсь __________________________________________
_______________________________________________________________________
№ 1. «Найди пару».
Самолёт лечит
Маляр плавает
Конь прыгает
Врач красит
Рыба скачет
Кузнечик летит
☼
№ 2.- Прочитай:
Бабочка
Ветер
Волна Бежит, кружит, порхает, завывает, летает, дует, накатывает.
- Запиши к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика.
- Слова, которые обозначают действие предмета, подчеркни двумя чертами.
- Проверь себя по ключу. ☼
Сегодня на уроке:
Я научился ________________________________________________________
__________________________________________________________________
Было интересно ____________________________________________________
__________________________________________________________________
Было трудно _______________________________________________________
__________________________________________________________________
Показалось важным ________________________________________________
__________________________________________________________________
КАРТОЧКА 3 УРОВЕНЬ
Моя цель: ______________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Сегодня на уроке я постараюсь __________________________________________
_______________________________________________________________________
№ 1. «Найди пару».
Самолёт лечит
Маляр плавает
Конь прыгает
Врач красит
Рыба скачет
Кузнечик летит
☼
№ 2. - Прочитай:
Кот поет, глаза прищуря.
Мальчик дремлет на ковре.
На дворе играет буря.
Ветер свищет на дворе.
- Выпиши слова, которые отвечают на вопрос Что делает?,вместе со словами, к которым они относятся.
- Подчеркни подлежащее и сказуемое.
- Проверь себя по ключу.☼
Сегодня на уроке:
Я научился ________________________________________________________
__________________________________________________________________
Было интересно ____________________________________________________
__________________________________________________________________
Было трудно _______________________________________________________
__________________________________________________________________
Показалось важным ________________________________________________
__________________________________________________________________
КАРТОЧКА 1 УРОВЕНЬ
Моя цель: ______________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Сегодня на уроке я постараюсь __________________________________________
_______________________________________________________________________
№ 1. «Найди пару».
Самолёт лечит
Маляр прыгает
Конь Плавает
Врач красит
Рыба скачет
Кузнечик летит
☼
№ 2. «Кто как голос подаёт?»
- Добавь нужные по смыслу слова:
Собака (что делает?) ……….…
Корова (что делает?) …………
Змея (что делает?) ……………
Воробей (что делает?) ……..…
Сорока (что делает?) …………
Подчеркни слова, которые обозначают действие предмета, двумя чертами.☼
Сегодня на уроке:
Я научился ________________________________________________________
__________________________________________________________________
Было интересно ____________________________________________________
__________________________________________________________________
Было трудно _______________________________________________________
__________________________________________________________________
Показалось важным ________________________________________________
__________________________________________________________________
ВОЗ – 1
1. Из данных слов выпиши глаголы:
Книга, рисовал, растет, длинный, прыгает, крокодил, плавает, зеленый.
Алгоритм рассуждения:
1) Читаю слово;
2) Задаю к нему вопрос;
3) Определяю, что обозначает слово.
2. Выпиши глаголы:
Слонёнок, попугай, удав и мартышка, жили в Африке. Каждый день они собирались вместе, играли, рассказывали разные истории.
ВОЗ – 2
1. Из данных слов выпиши глаголы:
Пальто, решают, цветёт, широкая, мяукает, коза, прыгает, пушистый.
Алгоритм рассуждения:
1) Читаю слово;
2) Задаю к нему вопрос;
3) Определяю, что обозначает слово.
2. Выпиши глаголы:
Дедушка идёт на речку. Рядом с ним бежит наш кот. Дед рыбачит. А кот ждёт рыбку.
ВОЗ – 3
1. Из данных слов выпиши глаголы:
Ветер, шумный, дует, морозит, горка, снежная, кукарекает, книга, яркая, рисуют.
Алгоритм рассуждения:
1) Читаю слово;
2) Задаю к нему вопрос;
3) Определяю, что обозначает слово.
2. Выпиши глаголы:
Марина поливает цветы. Игорь моет доску. Нина и Оля подметают пол.
ВОЗ – 4
1. Из данных слов выпиши глаголы:
Окно, мыть, зеркало, чистое, сверкает, комната, прыгают, ковёр, пушистый, чистят.
Алгоритм рассуждения:
1) Читаю слово;
2) Задаю к нему вопрос;
3) Определяю, что обозначает слово.
2. Выпиши глаголы:
На пеньке лежала змейка. В кустах кто-то зашуршал. Оттуда выскочил заяц.