Дата__________________
Урок 5 3. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне
Цели: учить видеть и проверять безударные гласные в корне; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать формы слова и однокоренные слова, видеть орфограмму в слове; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
Ход урока
Организационный момент
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Актуализация знаний
Орфографическая минутка
(На доске записаны слова.)
Лес, зимой, русский, хорош.
Берез, инея, стволы, согнулись, от, молодых.
Зеленые, покрыты, ветви, елей, шапками, снега, белыми.
Из слов каждой строки составьте предложения.
Прочитайте текст, который у вас получился. (Хорош русский лес зимой. Стволы молодых берез согнулись от инея. Зеленые ветви елей покрыты белыми шапками снега.)
Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
Какие словарные слова здесь встретились? (Хорош, русский, берез, иней.)
В каких словах есть безударная гласная в корне? (Зимой, стволы, молодых, зеленые.)
Подчеркните основу во втором и третьем предложении.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Работа по теме урока
Упр. 150 (с. 98).
(Выполняется с комментированием по цепочке.)
Как подбирали проверочные слова для первой группы? (Написано слово, обозначающее один предмет, мы писали много предметов.)
Как подбирали проверочные слова для второй группы? (Написано слово, обозначающее много предметов, мы писали один предмет.)
Сделайте вывод: как подобрать проверочное слово для написания безударной гласной в корне?
Упр. 151 (с. 98).
Как правильно написать пропущенные буквы? (Подобрать проверочное слово, чтобы безударный звук стал ударным.)
Спишите, устно проверьте безударную гласную и вставьте пропущенные буквы.
(Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка.)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Физкультминутка
Солнце глянуло в кроватку,
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки в стороны пошире —
Раз, два, три, четыре.
Наклониться — это пять —
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку —
Любим делать мы зарядку!
Закрепление изученного материала
Упр. 152 (с. 99).
Прочитайте слова первой строки Докажите, что слова однокоренные. (Общая часть боль-. Слова, близкие по значению. Их значение можно объяснить словом боль. Болит —есть какая-то боль. Больница — место, где лечат от боли.)
(Аналогично разбирают остальные слова.)
Какое слово будет проверочным для каждой группы? (Первое.)
Почему? (Гласная буква в корне обозначает ударный звук.)
Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните их.
Сделайте вывод: как пишется корень в однокоренных словах? (Одинаково.)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рефлексия
Упр. 153 (с. 99).
(Самостоятельное выполнение. Самопроверка. Сверка с ли
стом контроля.)
Лист контроля Стеной (стены)
В лесу (лес) лесной (лес) сидит (сидя) сова (совы) трава (травы) трава (травы) слова (слов) Оцените себя с помощью «светофора».
Зеленый — все понял, могу двигаться дальше.
Желтый — сомневаюсь. Нужно еще поупражняться. Красный- нужно остановиться и разобраться.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подведение итогов урока
Чему научились сегодня на уроке?
Что осталось непонятым?
На что вам нужно обратить внимание на следующем уроке?
Домашнее задание
Выполнить упр. 154 (с. 100).
Программный уровень. Записать еще два слова, которые можно проверить так же.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________