Урок № 127 Предмет: Русский язык 3 класс Дата: 19.03.19
Тема. Обобщение знаний об имени прилагательном.
Цели: закреплять знания об имени прилагательном; развивать умения разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке, определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения.
Тип урока: обобщение знаний и способов действий.
Планируемые результаты:
Предметные: распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление); замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи; наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам, уточнять их значение; пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Личностные: развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь; ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке; становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения.
Метапредметные:
Познавательные: общеучебные – умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; логические – владеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Регулятивные: выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках); планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания.
Оборудование: учебник, таблицы «Изменение имен прилагательных по родам и числам», «Падежные окончания имен прилагательных», презентация «Проверь себя» (по теме имя прилагательное), приложение к учебнику на электронном носителе (диск), мультимедийная доска, проектор, ноутбук, карточки.
Ход урока
Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
– Здравствуйте, ребята. Много интересного будем выполнять,
Слышите звонок? Значит, будут нам нужны
Это начинается новый наш урок. Книжка и тетрадь.
Хорошо известно вам, что должен ученик
При себе всегда иметь ручку и дневник.
А теперь, ребятки, ротики закрыть,
Будем мы по теме только говорить.
Актуализация знаний и способов действий.
Игра «Волшебники». Превратите существительные в прилагательные.
Река, овощ, хищник, рука, ночь, молоко, скука, мощь, сердце, цветок, яйцо, удача.
Игра «Редактор». Укажите сочетания слов, в которых имена существительные и прилагательные не согласованы в роде или числе. (Запись на доске).
Серые гуси, новая шампунь, белое бумага, громкий крик, быстрая такси, синее небо, скромная ученица, строгая руководитель, шерстяные брюки, глубокая озеро.
(Дети выходят к доске и красным мелом исправляют ошибки).
Работа с диском (приложение к учебнику).

Минутка каллиграфии.
Игра «Всё наоборот» (словарный диктант). Замените имена прилагательные противоположными по значению словами. Запишите новые слова. Обозначьте орфограмму.
Трудный, жёсткий, высокий, горький, широкий, частый, далекий, шершавый, непрочный, неуклюжий, смелый.
- Проверьте записанные слова (на экране записаны слова, подчеркнуты орфограммы).
(Лёгкий, мягкий, низкий, сладкий, узкий, редкий, близкий, гладкий, крепкий, ловкий, робкий).
- Какая орфограмма встретилась в записанных словах? (Парные согласные).
- Как проверить слова с этой орфограммой?
Постановка учебной задачи.
- Проанализируя всё то, что мы сказали и выполнили, давайте ответим на вопрос: «О чем пойдет речь сегодня на уроке?» (О прилагательном)
- Так как это последний урок по данной теме, давайте, более точно определим тему урока.
(Обобщение знаний об имени прилагательном.)
- Ориентируясь на тему урока попробуем определить его цели.
(Закрепить знания об имени прилагательном; проверить себя в умении определять изученные грамматические признаки имени прилагательного.)
- Я буду рада вашей активной работе на уроке и вашим правильным ответам.
VI. Обобщение и систематизация знаний учащихся.
1. Работа по учебнику и с презентацией.
-Откройте, пожалуйста, учебник на с.89. Рубрика «Проверь себя». Задания из этой рубрики помогут нам достичь поставленных целей.
-Прочитайте задание 1. Выполнить это задание нам помогут таблицы и презентация. Посмотрите на экран (слайд 2). Закончите предложения.

-Прочитайте остальные задания. Выполнять эти задание вы будете, работая в парах.
Самостоятельно работают. Проверка выполняется фронтально, используя слайды презентации (каждая пара по очереди зачитывает свои ответы)).
2. Физминутка
Скачет шустрая синица, (Прыжки на двух ногах.)
Ей на месте не сидится: (Прыжки на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Покружиться.)
Вот присела на минутку, (Присесть.)
Почесала клювом грудку (Встать, наклоны головы влево и вправо.)
И с дорожки на плетень, (Прыжки на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на двух ногах.)
3. Продолжение работы с учебником.
Учитель организует работу с упражнением 153 с. 87. Комментирует задания, контролирует их выполнение.
- Сначала прочитайте задание каждый про себя.
- Что нужно нам сделать? ( дополнить предложения подходящими по смыслу словосочетаниями).
- Рассмотрите внимательно картинку к упражнению.
- Что вы можете рассказать, смотря на нее?
- Кто изображен на картине? ( лисица и заяц)
- Что вы можете сказать о животных?
- Какое время года?
- Какая погода на улице?
- Какие явления природы вы видите?
- Что можете сказать про небо?
- Какое время суток?
- Найдите под картинкой словосочетания, которые нужно вставить в текст.
- Обратите внимание, что в именах прилагательных пропущены буквы, которые вам нужно вставить.
- В какой части слова пропущена орфограмма? ( окончание)
- Как будем вставлять окончание? Что будем делать? ( определим род, зададим вопрос)
- Какими словосочетаниями нужно дополнить предложения?
- 1 словосочетание: веселОЕ зимнЕЕ солнце (какое?).
- Как определим род? ( солнце – ср.р.)
- От какого слова будем задавать вопрос? ( от имени сущ)
- Какой вопрос зададим? (какое?)
- Что делаем дальше? ( ср.р., в вопросе окончание ОЕ, значит, в именах прилагательных, связанных по смыслу с именем сущ. Солнце, окончание будет ОЕ и ЕЕ)
И т.д.
- Прочитайте получившийся текст про себя.
- Назовите тему текста. Какой заголовок подойдет к тексту? (Ночной лес зимой, Зимний лес ночью, Лес зимней ночью).
- Запишите в следующей строчке после упражнения название текста.
- А сейчас по цепочке каждый читает по предложению из текста и вставляет на место пропусков подходящее по смыслу словосочетание.
- Спишите текст, заполняя пропуски с выделением орфограмм.
- Как будем выделять орфограммы? ( выделять окончание)
- Найдите последнее предложение в тексте.
- Кто прочтет его?
- Найдите в последнем предложении слова, которые вы подобрали к схеме. Разберите их по составу.
- Напомните алгоритм разбора слов по составу? ( окончание, основа, корень ,приставка и суффикс).
- Какие слова у вас получились? (охотники, красивые, звериных).
3 ученика выходят к доске и разбирают по одному слову.
- Давайте вспомним, как делать морфологический разбор имен прилагательных. Откройте с. 145 учебника, прочитайте еще раз «Памятку 2» и выполните самостоятельно разбор любого имени прилагательного. (Выборочная проверка).
4. Физминутка для глаз.
5. Работа в группах по карточкам.
КАРТОЧКА № 1
Подчеркнуть прилагательные во множественном числе, поставить к ним вопросы.
ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ.
С детства мне запомнились осенние прогулки. Мы возвращались из рощ и парков богатые, как короли. На столе раскладывались блестящие коричневые каштаны. Рядом с каштанами мь: осторожно клали плоды шиповника. Они были похожи на блестящие, гладкие и яркие кораллы. Потом мы разбирали листья. Красные листья барбариса, жёлтые листья берёзы, пурпурные листья осины, цветные, пятнистые, оранжевые листья клёна. (По А. Жуковой)
КАРТОЧКА № 2
Подчеркнуть прилагательные женского рода, поставить к ним вопросы.
ЛЕСНЫЕ ЗАГАДКИ.
Шелесты и шорохи. Щебет и крики. Извилистая лесная тропинка уводит в чащу. На пне пёстрый дятел сидит. На ёлке белка шишку грызёт. Скрипит старое дерево. Качается задетая кем-то ветка. Вмятина на земле от когтистой лапы, борозды на коре от острых зубов, потерянное перо. На каждом шагу лес загадывает загадки. А ты идёшь и стараешься их разгадать. (По Н. Сладкову)
КАРТОЧКА № 2
Подчеркнуть прилагательные мужского рода, поставить к ним вопросы.
СЕРАЯ ШЕЙКА ОСТАЛАСЬ ОДНА.
Пожелтела осенняя трава. Первый осенний холод привёл всех птиц в большую тревогу. Все начали готовиться в далёкий путь. Только молодая уточка Серая Шейка держалась в стороне Ещё весной у неё было переломлено крыло. Но зато как она плавала, как ныряла! Серая Шейка осталась на реке одна. Она долго провожала глазами улетевший косяк.
(По Д. Мамину-Сибиряку)
Взаимопроверка. (Проверка работы групп: 1-я группа читает - 2-я проверяет, 2-я читает – 3-я проверяет, 3-я –читает – 1-я проверяет.)
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
- Сегодня вы были :
Умные
Внимательные
Активные
Красивые
Добрые
Воспитанные
- Какую часть речи я использовала, чтобы похвалить вас?
- Итак, о чем мы говорили на уроке?
– Какая учебная задача стояла перед вами?
– Как она была решена?
– Что получилось хорошо?
– Какие задания вызвали у вас затруднения? Как вы думаете, почему?
– Какие задания не вызвали затруднений при их выполнении?
- Что у вас сегодня получилось лучше, чем всегда?
- Что еще нужно повторить и закрепить?
- Чем был полезен урок для вас?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке? Покажите цветом: зеленый – доволен собой; желтый – испытывал легкое затруднение; красный – мне было трудно выполнять задания.
Домашнее задание: упр.155 с. 88