Конспект урока по русскому языку по теме «Правописание проверяемых безударных в корне слова»
Цели урока: формирование умения находить орфограммы с безударными гласными в корне слова и умения находить способы проверки, развитие фонематичского слуха, коррекция орфографической зоркости и памяти, воспитание интереса к урокам русского языка.
ХОД УРОКА
Психологическая подготовка к уроку.
-Здравствуйте, дети. После переменки успокоились. Тихо садитесь и приготовь
тесь меня внимательно слушать.
Организационный момент
На доске таблица «Слова с корнем –един- « со словами: единица, единственный, объединить, единство, единичный
- Ребята, прочитайте слова. Я сейчас буду зачитывать выражения, а вы замените их словами из таблицы.
1) Крайне редко встречающийся случай ( единичный)
2) Цельность, неразделенность( единство)
3) Только один факт (единственный)
4) Сплотить вокруг себя ( объединить)
- Что это за слова? ( однокоренные)
-Какой корень? (един). Верно,-един- -«один»,устареышее слово.
Запись в словарях (тетрвдях для словарной работы) трудных слов с корнем –един- и приставкой –об: единый, объединить, объединение. А прежде массаж рук: « Погрейте руки», « Разогрейте каждый пальчик», «Скалка», « Готовим тесто», «Аплодисменты»
Работа по теме урока
- Какая буква пишется после «д» во всех словах, которые даны в приведенной таблице? Почему? Какое правило действует в этих словах? Вот и тема сегодняшнего урока «Правописание безударных гласных в корне слова».
* Чтение и запоминание точной формулировки правила по учебнику.
* Дети читают заранее выученные стихотворения:
БЕЗУДАРНЫЕ ГАСНЫЕ
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты ее немедленно
Поставь под ударение.
****
Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударение,
Чтоб развеять все сомнения.
ВЕСЕЛЫЕ РИФМЫ
Речной, лесной, гористый,
Морской, родной, гористый.
Проверь слова, да не спеши,
Красиво, грамотно пиши.
На берегу растет сосна,
А рядом с нею сосны.
Горит прекрасная звезда,
А рядом с нею звезды.
А на траве лежит роса,
А рядом с нею росы.
Вот по траве спешит коса,
А рядом с нею косы.
- А сейчас послушайте сказку Феликса Кривина. О чем эта сказка ответите мне.
СКАЗКА
-А здравствуйте!
-Извините, я не А, я О.
-О, значит тезка. А голос у тебя совсем ,как у А.
-Стань на мое место , тогда посмотрим, какой у тебя будет голос.
- Что же это у тебя за место такое?
-Периферия. Ты вот в центре, тебе все внимание, а обо мне кто помнит7
Разговор происходит между двумя гласными: ударным О и безударным О
- Конечно,- жалуется Безударный,- слог у меня не тот. В твоем положении легко звучать. Я бы на твоем месте еще не так звучал!
- Но ведь я под ударением. Стань под ударение – и звучи! Кто тебе мешает!
Безударный произносит какой-то звук, больше напоминающий А, чем О, и умолкает.
-Так, оговорились? – не унимается Ударный. – Ты станешь Ударным, а я Безударным.
Молчит Безударный, хмурится. Ему не хочется меняться. Кому же охота ставить себя под удар.
***
- что значит «ставить» под удар себя? Какая здесь игра слов? Постарайтесь превратить сказку в правило и еще раз сформулируйте его сами.
Работа с учебником
* Упражнение письменно.
Вывод: как проверить гласную в слабой позиции- в безударном положении?
Надо изменить форму слова: колосья- колос ( изменили число)
* Упражнение устно.
Указать в ряду слов проверочные: ночевать, ночь; оживать-жить; небесный, небо и тд.
Физминутка
Одолела нас дремота,
Шевельнуться не охота
(Дети потягиваются, руки вверх)
Все мы делаем зарядку.
Надо нам присесть и встать,
Руки вытянуть пошире,
1,2,3,4,5.
Наклониться-3,4.
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
*Осложненное списывание с обоснованием.
- Помните, что необходимо различать корни слов, вдумываться в их смысл, понимать значение.
(Пишут) Сп_ши стихи;(спешка) не СП_ши, не торопись; (ласка) пол_скать собачку; (полощут) пол_скать белье, (петь) зап_вать песню, (пить) зап_вать лдекарство; (сидя) пос_деть на стуле;(сед) пос_деетьот горя.
*Комментированное письмо.
Списать с доски предложения и прокомментировать выбор той или иной гласной.
На мачте разв…вался флаг.
В отд…лени в…днелись картофельные поля.
Растение хороо разв…вается.
Ребята ум…ляли взять их на чочь на рыбалку.
Закр…пи полозья саней, чтобы они не скр…пели.
Домашнее задание: выучить правило, упражнение.
Итог урока, оценки за урок
- Над какой темой мы сегодня работали? Как можно проверить гласную в безударном положении? ( два способа: изменить число, подобрать однокоренное слово)