СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Конституция РФ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Конституция РФ"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Конституция РФ"»

Разработка урока по обществознанию в 9 класса

Тема: «Конституция – основной закон РФ»


Цель урока:

- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данной темы; воспитывать уважение к истории РФ и Основному Закону страны - Конституции РФ;

Задачи:

- организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий: Конституция, Федеральное собрание, Совет Федераций, Государственная Дума, конституционные права и обязанности человека;

- создать условия по обеспечению у школьников умений анализировать, выделять главное в познавательном объекте;

- содействовать развитию у детей умений общаться, вести спор, уважать чужое мнение.

Тип учебного занятия: первичное закрепление новых знаний и способов

деятельности

Форма проведения: традиционный урок.

Логика урока:

1. Организационный этап.

2 Стадия вызова. – этап актуализации субъектного опыта учащихся

3. Стадия осмысления – этап изучения новых знаний и способов деятельности, первичной проверки понимания изученного, закрепление и применение изученного.

4. Стадия рефлексии – этап обобщения и систематизации изученного.


  1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте ребята. Рада приветствовать Вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что он пройдет плодотворно, во взаимопонимании и взаимоуважении.


Проверка знаний

Эпиграф:


Учитель: Москва,

Как много в этом звуке

Для сердца русского, слилось

Как много в нем отозвалось!

А. С. Пушкин


Почему такие сокровенные чувства мы испытываем, видя этот город или читая о нем? (Обсуждение).


Ответы детей: Это самый главный город России. Это столица нашей Родины.

Учитель: А что такое Родина?

Ответы детей: Государство, где ты родился, учился, живешь.

Учитель: Как называется наша Родина?

Ответы детей: Россия, Отечество, Русь.

Учитель: Кто является главой нашего государства?

Кто является главой нашей республики, главой нашего района, главой поселения?

Ответы детей: Президент, Владимир Владимирович Путин.

Алексей Самбуевич Цыденов, Сергей Валерьевич Гонжитов, Баир Бадмацыренович Очиров.

Учитель: Какие государственные символы Вы знаете?

Ответы детей: Флаг, Герб, Гимн.

Учитель: Ребята, а как ведут себя граждане во время исполнения гимна?

Ответы детей: Все встают, снимают головные уборы и исполняют гимн.

Учитель: Предлагаю Вам видеоролик.

Играет видеоролик, звучит гимн, дети встают.

Учитель: Спасибо, присаживайтесь!

Введение в тему урока

Учитель: Вы, наверное, успели заметить, что данный ролик раскрывают масштабы нашей Великой Родины, ее многонациональный состав, территориальную целостность, свободу и независимость граждан, идеологию и суверенитет государства.


Учитель: Ребята, а в каком документе закреплены все эти принципы?

Ответы детей: Конституция

Учитель: Совершенно верно, таким документом является Конституция. И тема сегодняшнего нашего урока «Конституция – основной закон РФ». Запишите, пожалуйста, тему урока в свою тетрадь.

Дети записывают тему в тетради.

Учитель: Самым важным документом для нашего государства, является Конституция. А с чем у вас ассоциируется это слово? Давайте попробуем подобрать к нему ассоциации.

Ответы детей: Это закон, президент, власть, устройство, государственный и политический строй.

Показывает слайд

Учитель: Итак, КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution установление, устройство).

Учитель: Цели урока:

  • Ознакомится с Основным Законом страны;

  • Расширить правовой кругозор, ознакомиться с понятиями: Конституция, Совет Федерации, Федеральное собрание, Государственная Дума, законодательная инициатива;

  • Выяснить как происходит процесс принятия законов.

Предоставление новой информации

Учитель: Конституция – Основной Закон государства, определяющий:

  • Как устроено государство

  • Как образованы органы власти

  • Каковы права и обязанности граждан.

Учитель: Возвратимся в прошлое, чтобы проследить путь развития конституционного строя в России.


С середины XIX в. начинается медленный процесс вызревания конституционного строя. Наиболее активно этот процесс пошел в период царствования Александра II. Россия XIX в. не была еще готова к переходу от царского самодержавия к установлению власти права и закона. Следующий серьезный шаг на пути к Конституции был сделан в начале XX в, в годы правления последнего императора, Николая II.

17 октября 1905 г. был подписан Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», который даровал населению страны гражданские права и свободы, а также орган законодательной власти – Государственную думу. В 1918 г. большевики принимают 1-ю Конституцию Советской России, после которой еще три – 1924 г., 1936 г., 1977 г. С распадом СССР советские Конституции изжили себя и 12 декабря 1993 г., прошел референдум – всенародное голосование, где была принята первая российская конституция. Как основной закон страны, она обладает высшей юридической силой.

Работа с учебником

Учитель: Используя текст учебника на стр. 90, докажите, что Конституция – это основной закон страны. (имеет высшую юридическую силу, все законы должны ориентироваться на конституцию)

Вывод Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ.

Учитель: как вы думаете? Как она построена? Из чего она состоит?

Учитель: Конституция РФ — не только сложный, но и достаточно большой политико-правовой документ: он состоит из краткой вступительной части (преамбулы) и двух разделов. В первом разделе содержатся все основные положение Конституции. В нем 9 глав, 137 статей. Доказательством того, что народ принял Конституцию является первая строка преамбулы: «Мы – многонациональный народ…»

Обратите внимание на ст. 3 прочтите ее.

Вывод: Что единственным источником власти является народ.

Учитель: Ребята предлагаю Вам немного отдохнуть. Смотрите на экран и повторяйте движения.

Физминутка

Работа в группах по изучению Конституции РФ.

Работа в группах

Учитель: До начала урока мы с Вами разделились на группы. У каждой группы есть задание. Используя текст Конституции РФ Вам необходимо выполнить эти задания и представить свои ответы и выводы и ответы по данной теме.

Глава 1 Конституции РФ, заполните схему форма государства, подтверждая правильность заполнения статьями Конституции. На работу 5 мин.

Итак, назовите форму нашего государства (республика)





Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина». Составьте схему «Классификация основных прав и свобод». 



Классификация прав и свобод

Глава 3 «Федеративное устройство». Заполните схему «Типы субъектов РФ».

Затем определите основные направления деятельности субъектов РФ.

Глава 4 «Президент РФ». Составьте кластер «Полномочия президента».



Глава 5 «Федеральное собрание». Заполните таблицу.


Парламент РФ
(Федеральное собрание)

Парламент субъекта Федерации

Название палат

Совет Федерации

Государственная Дума

Областная Дума

Как формируется

По 2 представителя от субъектов Федерации

Выборы

Выборы

Количественный состав палат

176

450

35 депутатов

Какая из палат является верхней, а какая нижней


верхняя

нижняя


Какая из палат может быть распущена, кем?


Президентом

Согласно статьям Устава



Глава 6 «Правительство РФ», запишите полномочия Правительства.



Укажите полномочия Правительства РФ.



Глава 7 «Судебная власть и прокуратура». Составьте схему «Полномочия судов РФ» и схему «Стадии законодательного процесса». 




Учитель: Итак, на основе изученного Вами материала, мы можем сделать следующий вывод: конституция закрепляет нормы взаимоотношений граждан и государства, права личности, правовое равенство всех граждан, описывает характер государства, статус власти, взаимоотношения парламента, президента, правительства и суда, а также структуру и порядок функционирования органов управления.

Видеоролик

Подведение итогов урока

Учитель: Давайте подведем итоги. Какое место среди других законов занимает конституция?

Ответы детей: Первое т.к. является основным законом и имеет высшую юридическую силу!!!

Учитель: А идеальна ли наша Конституция, как основной закон страны?

Ответы детей: Конституция не может быть идеальной.

Учитель: Конституцию можно и нужно модифицировать, это «живой» документ, но делать это нужно взвешенно, не потворствуя желаниям группы лиц.

Учитель: Спасибо всем, что вы высказали свое мнение. Мы с вами не должны забывать о своих обязанностях по отношению к обществу и государству, вырабатывая в себе активную жизненную позицию.

Тестирование

Тест по теме: «Конституция»

1. Какое краткое определение соответствует понятию «Конституция»?

а) это крупный юридический акт, содержащий все законы страны;

б) это присяга на верность государству;

в) это основной закон государства, определяющий его устройство, систему властей и т.д.


2. Когда на территории нынешней России впервые был принят документ, имевший в названии слово «Конституция»?

а) в 1905 г.; б) в 1918 г.; в) в 1924 г.


3. Когда была принята ныне действующая Конституция РФ?

а) 22 августа 1991 г.; б) 12 декабря 1993 г.; в) 6 октября 1994 г.


4. Что (кто) является высшей ценностью в России, по Конституции?

а) промышленный потенциал; б) государство; в) человек, его права и свободы.


5. На что, по Конституции, направлена политика Российского государства?

а) на укрепление «силовых» министерств; б) на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человечества; в) на приобретение иностранных займов.


6. Какой раздел считается важнейшим в конституциях цивилизованных, правовых государств?

а) о государственных символах; б) о судебной системе; в) о правах человека.


7. Где, главным образом, представлены основные положения прав человека в российском законодательстве?

а) во 2-ой главе Конституции РФ; б) в Меморандуме о правах человека; в) в Государственной записке о правах человека.


8. Что, кроме прав и свобод человека и гражданина, закреплено во 2-ой главе Конституции РФ?

а) санкции за нарушения прав; б) обязанности; в) меры поощрения.


9. Государственную власть в РФ осуществляют:

а) Генеральный прокурор РФ; б) Президент РФ; в) Центральный Банк РФ; г) Демократическая партия России; д) Федеральное Собрание; е) Правительство РФ; ж) аппарат президента РФ; з) суды РФ.


10. Чем является, по государственному устройству, Россия?

а) Федерацией; б) конфедерацией; в) унитарным государством.


Рефлексия


Закончите предложение:

Сегодня на уроке я…

Больше всего мне понравилось…

Я бы хотел(а)…


Домашнее задание:

П. 11, стр.90-96, вопросы.