Разработка урока по обществознанию в 9 класса
Тема: «Конституция – основной закон РФ»
Цель урока:
- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данной темы; воспитывать уважение к истории РФ и Основному Закону страны - Конституции РФ;
Задачи:
- организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий: Конституция, Федеральное собрание, Совет Федераций, Государственная Дума, конституционные права и обязанности человека;
- создать условия по обеспечению у школьников умений анализировать, выделять главное в познавательном объекте;
- содействовать развитию у детей умений общаться, вести спор, уважать чужое мнение.
Тип учебного занятия: первичное закрепление новых знаний и способов
деятельности
Форма проведения: традиционный урок.
Логика урока:
1. Организационный этап.
2 Стадия вызова. – этап актуализации субъектного опыта учащихся
3. Стадия осмысления – этап изучения новых знаний и способов деятельности, первичной проверки понимания изученного, закрепление и применение изученного.
4. Стадия рефлексии – этап обобщения и систематизации изученного.
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте ребята. Рада приветствовать Вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что он пройдет плодотворно, во взаимопонимании и взаимоуважении.
Проверка знаний
Эпиграф:
Учитель: Москва,
Как много в этом звуке
Для сердца русского, слилось
Как много в нем отозвалось!
А. С. Пушкин
Почему такие сокровенные чувства мы испытываем, видя этот город или читая о нем? (Обсуждение).
Ответы детей: Это самый главный город России. Это столица нашей Родины.
Учитель: А что такое Родина?
Ответы детей: Государство, где ты родился, учился, живешь.
Учитель: Как называется наша Родина?
Ответы детей: Россия, Отечество, Русь.
Учитель: Кто является главой нашего государства?
Кто является главой нашей республики, главой нашего района, главой поселения?
Ответы детей: Президент, Владимир Владимирович Путин.
Алексей Самбуевич Цыденов, Сергей Валерьевич Гонжитов, Баир Бадмацыренович Очиров.
Учитель: Какие государственные символы Вы знаете?
Ответы детей: Флаг, Герб, Гимн.
Учитель: Ребята, а как ведут себя граждане во время исполнения гимна?
Ответы детей: Все встают, снимают головные уборы и исполняют гимн.
Учитель: Предлагаю Вам видеоролик.
Играет видеоролик, звучит гимн, дети встают.
Учитель: Спасибо, присаживайтесь!
Введение в тему урока
Учитель: Вы, наверное, успели заметить, что данный ролик раскрывают масштабы нашей Великой Родины, ее многонациональный состав, территориальную целостность, свободу и независимость граждан, идеологию и суверенитет государства.
Учитель: Ребята, а в каком документе закреплены все эти принципы?
Ответы детей: Конституция
Учитель: Совершенно верно, таким документом является Конституция. И тема сегодняшнего нашего урока «Конституция – основной закон РФ». Запишите, пожалуйста, тему урока в свою тетрадь.
Дети записывают тему в тетради.
Учитель: Самым важным документом для нашего государства, является Конституция. А с чем у вас ассоциируется это слово? Давайте попробуем подобрать к нему ассоциации.
Ответы детей: Это закон, президент, власть, устройство, государственный и политический строй.
Показывает слайд
Учитель: Итак, КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution установление, устройство).
Учитель: Цели урока:
Ознакомится с Основным Законом страны;
Расширить правовой кругозор, ознакомиться с понятиями: Конституция, Совет Федерации, Федеральное собрание, Государственная Дума, законодательная инициатива;
Выяснить как происходит процесс принятия законов.
Предоставление новой информации
Учитель: Конституция – Основной Закон государства, определяющий:
Учитель: Возвратимся в прошлое, чтобы проследить путь развития конституционного строя в России.
С середины XIX в. начинается медленный процесс вызревания конституционного строя. Наиболее активно этот процесс пошел в период царствования Александра II. Россия XIX в. не была еще готова к переходу от царского самодержавия к установлению власти права и закона. Следующий серьезный шаг на пути к Конституции был сделан в начале XX в, в годы правления последнего императора, Николая II.
17 октября 1905 г. был подписан Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», который даровал населению страны гражданские права и свободы, а также орган законодательной власти – Государственную думу. В 1918 г. большевики принимают 1-ю Конституцию Советской России, после которой еще три – 1924 г., 1936 г., 1977 г. С распадом СССР советские Конституции изжили себя и 12 декабря 1993 г., прошел референдум – всенародное голосование, где была принята первая российская конституция. Как основной закон страны, она обладает высшей юридической силой.
Работа с учебником
Учитель: Используя текст учебника на стр. 90, докажите, что Конституция – это основной закон страны. (имеет высшую юридическую силу, все законы должны ориентироваться на конституцию)
Вывод Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ.
Учитель: как вы думаете? Как она построена? Из чего она состоит?
Учитель: Конституция РФ — не только сложный, но и достаточно большой политико-правовой документ: он состоит из краткой вступительной части (преамбулы) и двух разделов. В первом разделе содержатся все основные положение Конституции. В нем 9 глав, 137 статей. Доказательством того, что народ принял Конституцию является первая строка преамбулы: «Мы – многонациональный народ…»
Обратите внимание на ст. 3 прочтите ее.
Вывод: Что единственным источником власти является народ.
Учитель: Ребята предлагаю Вам немного отдохнуть. Смотрите на экран и повторяйте движения.
Физминутка
Работа в группах по изучению Конституции РФ.
Работа в группах
Учитель: До начала урока мы с Вами разделились на группы. У каждой группы есть задание. Используя текст Конституции РФ Вам необходимо выполнить эти задания и представить свои ответы и выводы и ответы по данной теме.
Глава 1 Конституции РФ, заполните схему форма государства, подтверждая правильность заполнения статьями Конституции. На работу 5 мин.
Итак, назовите форму нашего государства (республика)

Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина». Составьте схему «Классификация основных прав и свобод».
Классификация прав и свобод

Глава 3 «Федеративное устройство». Заполните схему «Типы субъектов РФ».

Затем определите основные направления деятельности субъектов РФ.
Глава 4 «Президент РФ». Составьте кластер «Полномочия президента».

Глава 5 «Федеральное собрание». Заполните таблицу.
| Парламент РФ (Федеральное собрание) | Парламент субъекта Федерации |
Название палат | Совет Федерации | Государственная Дума | Областная Дума |
Как формируется | По 2 представителя от субъектов Федерации | Выборы | Выборы |
Количественный состав палат | 176 | 450 | 35 депутатов |
Какая из палат является верхней, а какая нижней | верхняя | нижняя | |
Какая из палат может быть распущена, кем? | | Президентом | Согласно статьям Устава |
Глава 6 «Правительство РФ», запишите полномочия Правительства.

Укажите полномочия Правительства РФ.
Глава 7 «Судебная власть и прокуратура». Составьте схему «Полномочия судов РФ» и схему «Стадии законодательного процесса».

Учитель: Итак, на основе изученного Вами материала, мы можем сделать следующий вывод: конституция закрепляет нормы взаимоотношений граждан и государства, права личности, правовое равенство всех граждан, описывает характер государства, статус власти, взаимоотношения парламента, президента, правительства и суда, а также структуру и порядок функционирования органов управления.
Видеоролик
Подведение итогов урока
Учитель: Давайте подведем итоги. Какое место среди других законов занимает конституция?
Ответы детей: Первое т.к. является основным законом и имеет высшую юридическую силу!!!
Учитель: А идеальна ли наша Конституция, как основной закон страны?
Ответы детей: Конституция не может быть идеальной.
Учитель: Конституцию можно и нужно модифицировать, это «живой» документ, но делать это нужно взвешенно, не потворствуя желаниям группы лиц.
Учитель: Спасибо всем, что вы высказали свое мнение. Мы с вами не должны забывать о своих обязанностях по отношению к обществу и государству, вырабатывая в себе активную жизненную позицию.
Тестирование
Тест по теме: «Конституция»
1. Какое краткое определение соответствует понятию «Конституция»?
а) это крупный юридический акт, содержащий все законы страны;
б) это присяга на верность государству;
в) это основной закон государства, определяющий его устройство, систему властей и т.д.
2. Когда на территории нынешней России впервые был принят документ, имевший в названии слово «Конституция»?
а) в 1905 г.; б) в 1918 г.; в) в 1924 г.
3. Когда была принята ныне действующая Конституция РФ?
а) 22 августа 1991 г.; б) 12 декабря 1993 г.; в) 6 октября 1994 г.
4. Что (кто) является высшей ценностью в России, по Конституции?
а) промышленный потенциал; б) государство; в) человек, его права и свободы.
5. На что, по Конституции, направлена политика Российского государства?
а) на укрепление «силовых» министерств; б) на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человечества; в) на приобретение иностранных займов.
6. Какой раздел считается важнейшим в конституциях цивилизованных, правовых государств?
а) о государственных символах; б) о судебной системе; в) о правах человека.
7. Где, главным образом, представлены основные положения прав человека в российском законодательстве?
а) во 2-ой главе Конституции РФ; б) в Меморандуме о правах человека; в) в Государственной записке о правах человека.
8. Что, кроме прав и свобод человека и гражданина, закреплено во 2-ой главе Конституции РФ?
а) санкции за нарушения прав; б) обязанности; в) меры поощрения.
9. Государственную власть в РФ осуществляют:
а) Генеральный прокурор РФ; б) Президент РФ; в) Центральный Банк РФ; г) Демократическая партия России; д) Федеральное Собрание; е) Правительство РФ; ж) аппарат президента РФ; з) суды РФ.
10. Чем является, по государственному устройству, Россия?
а) Федерацией; б) конфедерацией; в) унитарным государством.
Рефлексия
Закончите предложение:
• Сегодня на уроке я…
• Больше всего мне понравилось…
• Я бы хотел(а)…
Домашнее задание:
П. 11, стр.90-96, вопросы.