I.Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности | Заливистый школьный звонок Позвал нас на урок Будьте внимательны, А ещё старательны. -Подарите друг другу улыбку, ведь она улучшает настроение, а с хорошим настроением любая работа спорится! -Присаживайтесь. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? -Помните о правильной осанке. | Проверяют готовность к уроку Слушают учителя |
II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | - На прошлых уроках мы путешествовали в космос. Вспомним, что мы уже знаем: выполним тест. Если согласны с утверждением, поставьте знак «+», если не согласны – «- У обучающихся на партах карточки самооценки с заданиями.(Приложение 1) -Возьмите листы самооценки. Работаем в строке под номером 1. 1.Солнце – это ближайшая к земле звезда.(+) 2.Солнце – это самая большая звезда .(-) 3.Луна больше Земли (-) 4.Луна – это естественный спутник Земли(+) 5.На луне есть воздух и вода(-) 6.Луна не испускает свет, а отражает свет Солнца(+) 7.С земли люди всегда видят круглую форму Земли(-) -Проверьте свою работу с эталона (слайд 2) -Кто справился с работой без ошибок? У кого 1-2 ошибки? -Проанализируйте свою работу :зелёный кружок- я отлично справился, жёлтый – 1-2 ошибки, красный – мне пока нужна помощь. | Вспоминают изученный материал Отвечают на вопросы |
III. Этап выявления места и причины затруднения | - На нашей удивительной планете Земля происходят самые разнообразные явления. -Закройте глаза, расслабьтесь, послушайте. Звучит шум дождя, шум ветра. -Что вы услышали? (если дети затрудняются, можно загадать загадки) Он пришёл, наполнил кадки, Поливал усердно грядки, С шумом окна промывал, Побродил по крыше вволю И ушёл по лужам в поле. ( Дождь) Носится, свищет, Мечется, рыщет, Где пробежит – листик дрожит. Где пронесётся – дерево гнётся. (Ветер) - Предположите, о чём сегодня пойдёт на уроке. ( О дожде и ветре) -Прочитайте тему урока на с. 36 учебника. (Почему идёт дождь и дует ветер?) -Что бы вы хотели узнать о дожде и ветре? - Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой | Высказывают свои предположения Формулируют тему урока Формулируют цели и задачи урока |
V. Этап реализации построенного проекта | 1.Звучит стихотворение Мокнет дождик, мокнет птичка, Мокнет в поле электричка, Мокнут ветки и соседки: Не успели до беседки. Мокнут зонтики и шляпы, Мокнут чьи-то мамы, папы. Мокнут лавочки, ограды. Лишь лягушки очень рады: Скачут, в лужах пляшут И зелёным флагом машут (слайд 4) -Какое у вас возникло настроение при чтении стихотворения? -А какое у вас бывает настроение во время летнего дождя? 2. –А какую пользу приносит дождь? -Откуда берётся дождь? (предположения детей) По ходу совместных рассуждений на экране появляется схема (слайд 5 ) -На Земле очень много водоёмов: ручейки и реки, пруды и реки, моря и океаны. Солнце нагревает поверхность водоёмов. Вода испаряется. Она превращается в прозрачный пар и поднимается кверху, туда, куда увлекает её за собой тёплые потоки воздуха, потому что тёплый воздух легче холодного, он всегда стремиться умчаться вверх. Пар тёплый, а когда он прикасается к холодному воздуху, то превращается в крохотные капельки воды. Их очень много и очень лёгкие, они образуют облако. Постепенно капелек становится всё больше. В верхней части облака они превращаются в льдинки (там очень холодно), растут, тяжелеют. Облако превращается в тучу. Опыт -Ребята, у вас на столах маленькие «облака» (показываю ватный диск). Сожмите свои «облака» в комочки и опустите их в блюдца с водой. -Что происходит? -Наши «облака» тяжелеют и превращаются в тучи. -Поднимите их над блюдцем. Что происходит? Туча, туча, что несёшь? Отвечает туча…(дождь) -Правильно, дождинки не могут держаться в туче и падают вниз. Физминутка Дождь Капля - раз, капля - два, Очень медленно сперва, (Хлопки руками на каждое слово) А потом, потом, потом - Все бегом, бегом, бегом. (Бег). Стали капли поспевать, Капля каплю догонять. (Хлопки руками на каждое слово) Кап-кап, кап-кап.(Свободные движения пальчиками.) Зонтики скорей раскроем, От дождя себя укроем. (Соединить руки над головой) | Слушают стихотворение Высказывают предположения Слушают указания Проводят опыт Выполняют разминку |
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | -Что такое туча ? (Темное, густое облако.) -Из чего состоит туча ? (Из тяжелых капелек воды.) -Почему капли падают на землю, и получается дождь? (Они тяжелые и не могут долго держаться в небе.) -Какие бывают дожди? На доске карточки с надписями: ливень, ситничек, косохлёст -Как вы думаете, о каких дождях идёт речь? ((дети выдвигают свои предположения. После каждого объяснения на доске появляется слайд с объяснением. (слайды 5 – 8) Подвести детей к объяснению: Ситничек – сито – однокоренные слова, косохлёст образовано из двух слов: косо, хлещет. -Вода, испаряясь из водоёмов, образует тучи. Но тогда дожди должны идти только над водоёмами: реками,озёрами, морями…Как же тучи оказываются над любыми участками суши? (гонит ветер) -Можете ли вы сделать ветер? (если дети не догадаются, как это сделать, подсказать им, помахав веером или просто листом бумаги -Что такое «ветер?» -Как же образуется ветер на Земле? Об этом мы увидим в фильме Просмотр учебного видеофильма. После просмотра фильма задаю вопрос -Какую работу выполняет ветер? Физминутка | Работают с учебником Отвечают на вопросы Смотрят видеофильм |
VIII. Этап включения в систему знаний и повторения | -Вспомните учебную задачу урока. Выполнили мы эту задачу? -Что сегодня на уроке вам особенно запомнилось? -Чем бы вам хотелось поделиться с родителями? –Почему идёт дождь? Почему дует ветер? Прочитайте то, о чем мы с вами говорили на уроке, и что нужно запомнить на странице 37( выделено жирным шрифтом) | Отвечают на вопросы Подводят итоги урока |
IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Мне бы хотелось, чтобы вы оценили свою работу на уроке по плану: (рассматриваем слайд) Я знал… Я узнал… Мне бы хотелось больше узнать о…. - Спасибо! Вы отлично сегодня потрудились, надеюсь, что узнали много нового и интересного. Спасибо вам за урок! Вы все - молодцы! | Анализируют свою работу |