СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Почему идёт дождь и дует ветер?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Почему идёт дождь и дует ветер?"»



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Дата: 05.03

Предмет: окружающий мир

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Тема урока:

Почему идёт дождь и дует ветер?

Цель содержательная:

Формирование представления о причинах возникновения природных явлений

Цель деятельностная:

Расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов

Задачи

  • 1) расширить и уточнить представления детей о погодных явлениях – дожде и ветре; раскрыть значение этих явлений для жизни растений, животных, человека;

  • 2) развивать познавательный интерес, умение наблюдать и анализировать;

3) учить соблюдать чистоту, формировать бережное отношение к окружающему миру.

  • Основное содержание темы, термины и понятия: дождь, ветер

Личностные результаты:

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • -совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

  • -работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

Познавательные УУД:

  • -ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

  • -отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • -добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Коммуникативные УУД:

  • -доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • -доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

  • -слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения..

Предметные умения:

- расширить и уточнить представление детей о дожде и ветре; уметь различать их разновидности;
- объяснить причины возникновения природных явлений;

- раскрыть значение этих явлений для жизни растений, животных и человека;

Межпредметные связи: литературное чтение

Формы работы

Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах

Ресурсы

учебник, компьютер, презентация, карточки с заданием для работы в пар, группе






Ход работы


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности


Заливистый школьный звонок

Позвал нас на урок

Будьте внимательны,

А ещё старательны.

-Подарите друг другу улыбку, ведь она улучшает настроение, а с хорошим настроением

любая работа спорится!

-Присаживайтесь. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?

-Помните о правильной осанке.



Проверяют готовность к уроку


Слушают учителя

II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

- На прошлых уроках мы путешествовали в космос. Вспомним, что мы уже знаем: выполним тест. Если согласны с утверждением, поставьте знак «+», если не согласны – «-

У обучающихся на партах карточки самооценки с заданиями.(Приложение 1)

-Возьмите листы самооценки. Работаем в строке под номером 1.

1.Солнце – это ближайшая к земле звезда.(+)

2.Солнце – это самая большая звезда .(-)

3.Луна больше Земли (-)

4.Луна – это естественный спутник Земли(+)

5.На луне есть воздух и вода(-)

6.Луна не испускает свет, а отражает свет Солнца(+)

7.С земли люди всегда видят круглую форму Земли(-)

-Проверьте свою работу с эталона (слайд 2)

-Кто справился с работой без ошибок? У кого 1-2 ошибки?

-Проанализируйте свою работу :зелёный кружок- я отлично справился, жёлтый – 1-2 ошибки, красный – мне пока нужна помощь.









Вспоминают изученный материал




Отвечают на вопросы


III. Этап выявления места и причины затруднения


- На нашей удивительной планете Земля происходят самые разнообразные явления.

-Закройте глаза, расслабьтесь, послушайте.

Звучит шум дождя, шум ветра.

-Что вы услышали? (если дети затрудняются, можно загадать загадки)

Он пришёл, наполнил кадки,

Поливал усердно грядки,

С шумом окна промывал,

Побродил по крыше вволю

И ушёл по лужам в поле. ( Дождь)

Носится, свищет,

Мечется, рыщет,

Где пробежит – листик дрожит.

Где пронесётся – дерево гнётся. (Ветер)

- Предположите, о чём сегодня пойдёт на уроке. ( О дожде и ветре)

-Прочитайте тему урока на с. 36 учебника. (Почему идёт дождь и дует ветер?)

-Что бы вы хотели узнать о дожде и ветре?

- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой






Высказывают свои предположения







Формулируют тему урока



Формулируют цели и задачи урока



IV. Этап построения проекта выхода из затруднения


V. Этап реализации построенного проекта













    1. Беседа, работа по учебнику

1.Звучит стихотворение

Мокнет дождик, мокнет птичка,

Мокнет в поле электричка,

Мокнут ветки и соседки:

Не успели до беседки.

Мокнут зонтики и шляпы,

Мокнут чьи-то мамы, папы.

Мокнут лавочки, ограды.

Лишь лягушки очень рады:

Скачут, в лужах пляшут

И зелёным флагом машут (слайд 4)

-Какое у вас возникло настроение при чтении стихотворения?

-А какое у вас бывает настроение во время летнего дождя?

2. –А какую пользу приносит дождь?

-Откуда берётся дождь? (предположения детей)

По ходу совместных рассуждений на экране появляется схема (слайд 5 )

-На Земле очень много водоёмов: ручейки и реки, пруды и реки, моря и океаны. Солнце нагревает поверхность водоёмов. Вода испаряется. Она превращается в прозрачный пар и поднимается кверху, туда, куда увлекает её за собой тёплые потоки воздуха, потому что тёплый воздух легче холодного, он всегда стремиться умчаться вверх.

Пар тёплый, а когда он прикасается к холодному воздуху, то превращается в крохотные капельки воды. Их очень много и очень лёгкие, они образуют облако.

Постепенно капелек становится всё больше. В верхней части облака они превращаются в льдинки (там очень холодно), растут, тяжелеют. Облако превращается в тучу.

Опыт

-Ребята, у вас на столах маленькие «облака» (показываю ватный диск).

Сожмите свои «облака» в комочки и опустите их в блюдца с водой.

-Что происходит?

-Наши «облака» тяжелеют и превращаются в тучи.

-Поднимите их над блюдцем. Что происходит?

Туча, туча, что несёшь?

Отвечает туча…(дождь)

-Правильно, дождинки не могут держаться в туче и падают вниз.

Физминутка

Дождь

Капля - раз, капля - два,

Очень медленно сперва, (Хлопки руками на каждое слово)

А потом, потом, потом -

Все бегом, бегом, бегом. (Бег).

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять. (Хлопки руками на каждое слово)

Кап-кап, кап-кап.(Свободные движения пальчиками.)

Зонтики скорей раскроем,

От дождя себя укроем. (Соединить руки над головой)


Слушают стихотворение















Высказывают предположения







Слушают указания












Проводят опыт










Выполняют разминку

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи


-Что такое туча ? (Темное, густое облако.)

-Из чего состоит туча ? (Из тяжелых капелек воды.)

-Почему капли падают на землю, и получается дождь? (Они тяжелые и не могут долго держаться в небе.)


-Какие бывают дожди?

На доске карточки с надписями: ливень, ситничек, косохлёст

-Как вы думаете, о каких дождях идёт речь? ((дети выдвигают свои предположения. После каждого объяснения на доске появляется слайд с объяснением. (слайды 5 – 8)

Подвести детей к объяснению:

Ситничек – сито – однокоренные слова, косохлёст образовано из двух слов: косо, хлещет.

-Вода, испаряясь из водоёмов, образует тучи. Но тогда дожди должны идти только над водоёмами: реками,озёрами, морями…Как же тучи оказываются над любыми участками суши? (гонит ветер)

-Можете ли вы сделать ветер? (если дети не догадаются, как это сделать, подсказать им, помахав веером или просто листом бумаги

-Что такое «ветер?»

-Как же образуется ветер на Земле? Об этом мы увидим в фильме

Просмотр учебного видеофильма.

После просмотра фильма задаю вопрос

-Какую работу выполняет ветер?

Физминутка





Работают с учебником






Отвечают на вопросы



Смотрят видеофильм

VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Самостоятельная работа.

-Узнайте виды дождя на иллюстрациях. Соедините название дождей с их изображением. ( Приложение 2)

-Какой бывает ветер?

-У вас на оценочных листах под номером 2 варианты ответов на этот вопрос. Выберите и подчеркните слова, которые характеризуют ветер.

-Проверим, используя наши сигнальные карточки и эталон на слайде 

Работают самостоятельно

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения


-Вспомните учебную задачу урока. Выполнили мы эту задачу?

-Что сегодня на уроке вам особенно запомнилось?

-Чем бы вам хотелось поделиться с родителями?

–Почему идёт дождь? Почему дует ветер?

Прочитайте то, о чем мы с вами говорили на уроке, и что нужно запомнить на странице 37( выделено жирным шрифтом)

Отвечают на вопросы


Подводят итоги урока


IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Мне бы хотелось, чтобы вы оценили свою работу на уроке по плану:

(рассматриваем слайд)

Я знал…

Я узнал…

Мне бы хотелось больше узнать о….

- Спасибо! Вы отлично сегодня потрудились, надеюсь, что узнали много нового и интересного.

Спасибо вам за урок! Вы все - молодцы!

Анализируют свою работу