Формирование потребности 3 мин 2 мин. | и Метод проблемного обучения Техника формирующего оценивания – лист самодиагностики | Актуализация знаний Диалог: Прочтите предложение, записанное на доске, Правильно ли оформлена запись с т. з. пунктуации, расставьте недостающие знаки препинания. В.И. Даль сказал Причастие - часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного. Как вы понимаете это высказывание? Какие признаки прилагательного есть у причастия? Чем отличается причастие от прилагательного? Каковы признаки глагола у причастия? Запишите в тетради число. Определение темы урока Из записанных на доске словосочетаний выпишите те, в состав которых входят причастия. Светлеющий горизонт, светлое небо, светлые облака, светящий маяк. Выпишите словосочетания с причастиями, обозначьте главное слово, задайте вопрос к зависимому. Как вы думаете, а может ли причастие быть в словосочетании главным словом, т.е. иметь при себе зависимые? Составьте словосочетания по схеме: Светлеющий ( где?) Светящий (как?) Разбор словосочетания, указание главного слова. Постановка проблемного вопроса. Предлагаю вам на некоторое время стать лингвистами, языковедами, предположите, как в лингвистике называется причастие с зависимыми словами? - Предположите, какова тема сегодняшнего урока? Восстановите запись темы. - Запишите тему урока в тетради. Заполните лист самодиагностики, оценив свои знания о причастном обороте в начале урока. | Мм Повторение ЗП в предложениях с прямой речью. (Опорная карточка) Причастие –самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопрос какой?(какая?какое?какие?) Причастие изменяется по числам, падежам и только в единственном числе по родам, в предложении обычно бывает определением, реже – сказуемым. Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Оборот- способ словесного выражения, словосочетание. Лист самодиагностики. Причастный оборот………………………причастного оборота запятыми. |
Формирование образа желаемого результата 5 мин | Ситуативная беседа | 3. Новая тема. На какой вопрос мы сегодня должны ответит? Сформулируйте его. В каком случае выделяется причастный оборот запятыми? Что нам поможет ответить на проблемный вопрос? (учебник, анализ предложений, правило) Я предлагаю составить алгоритм из 4 шагов, который поможет логично выстроить вашу работу по нахождению ПО и выделению его запятыми. - Каким должен быть алгоритм? - Давайте разработаем к нему критерии: выберите необходимые для алгоритма определений из ряда: понятный, длинный, точный, сложный, полезный, результативный) | Когда причастный оборот выделяется запятыми? Учебник, стр. 46 Разбор предложений Алгоритм – последовательность действий, направленных на решение задачи. Критерии: Понятный Точный Полезный Результативный |
Выполнение действий 3 мин. | Работа по плану. Фронтальная работа. 2 мин Работа в парах. 5 мин Фронтальная работа. 3 мин Групповая работа 3 мин 2 мин. Работа в парах,. Апробация алгоритма | Шаг первый: Распределительный диктант. Распределите данные словосочетания на две группы: X | Х | X | а) прич. | +сущ., б) прич. + сущ | сущ. | Учитель: Какие из них можем назвать причастным оборотом? Летящие журавли, летящие клином, шуршащие под ногами, серое небо, бодрящий воздух, моросящий часами, вымытый дождем. Составьте 1 предложение на осеннюю тему, используя причастный оборот. Запишите, укажите причастный оборот и определяемое слово, подчеркните причастный оборот как член предложения. Летящие клином журавли громко курлычут. Шаг 2. Отличать причастный оборот от одиночного причастия, нахождение причастного оборота в предложении(в парах) Проверка (по цепочке). Каждая пара презентует результат своей работы. Шаг третий: Какое место может занимать причастный оборот в предложении по отношению к определяемому слову? От какого условия зависит выделение ПО запятыми? Шаг четвертый и пятый: Для подтверждения наших предположений обратимся к учебнику. Стр.47, читаем правило, составляем вопрос, задаем однокласснику. Вернитесь к предложению, записанному на доске. Выделите причастный оборот запятыми. Физкультминутка. Составьте предложение из рассыпанных слов, расставьте необходимые знаки препинания ( по рядам). Запишите предложение на доске. Обозначьте причастный оборот, определяемое слово.. Перестройте предложение, поменяв причастный оборот и определяемое слово местами. Если останется время Упражнение 89. Запишите предложение с причастным оборотом, обозначьте границы причастного оборота, расставьте пропущенные запятые, перестройте предложение. | Работа с 1 и 2 шагом алгоритма Задания на карточках Работа с алгоритмом 3 шаг. Работа с теоретическими сведениями учебника, заполнение алгоритма. Шаг 4 Шаг 5 Используйте алгоритм. Собравшиеся в стаи перелетные птицы готовились к отлету в теплые края. Белки, сменившие к зиме свои шубки, прятали желуди про запас. Запишите получившееся предложение, укажите в нем причастный оборот и определяемое слово, объясните постановку знаков препинания, выполните синтаксический разбор предложения. Не забудьте использовать алгоритм. |
Анализ результата 3 мин | Самостоятельная работа Апробация продукта. Метод контроля и самоконтроля Метод проблемного обучения Техника формирующего оценивания – лист самодиагностики 2 мин | - Оценивание по критериям. Проверочная работа. Выполните проверочную работу, пользуясь алгоритмом. Самопроверка, выставление оценки (по ранее разработанным критериям) -Давайте вернемся к цели нашего урока - Ответьте на проблемный вопрос, при необходимости пользуясь алгоритмом. -Заполнение листа самодиагностики. - Сравните свои результаты с началом урока. 4.Домашнее задание: п.14, упр.89 (4 предложения) | Критерии: Понятный Четкий Полезный Результативный. Тест Первый уровень сложности 1) Продолжите высказывание, выбрав вариант ответа: причастный оборот – это …. а) два и более причастия в предложении, б) причастие с зависимыми словами, в) причастие с определяемым словом. 2) Каким членом предложения является причастный оборот? а) подлежащим, б) определением, в) дополнением. 3)Слово, от которого зависит причастие, называется… а) зависимым, б) определяемым. 4.Верно ли утверждение : причастный оборот всегда выделяется запятыми на письме. а) да б) нет 5) Найдите предложение, в котором причастный оборот не выделяется запятыми: а) У берега заросшего осокою я слушал журчание воды. б) Вдруг я заметил двух птиц летевших прямо к водопаду. в) Отряд построили на опушке леса подступавшего к школьному участку. г) Окруженные серой мглой птицы сбивались с пути. Критерии оценивания : «5» -5 правильных ответов «4» - 4 правильных ответа «3» - 3 правильных ответа. Лист самодиагностики (см в приложении) |