СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Причастный оборот.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Причастный оборот.»

Технологическая карта урока

Программная тема урока « Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми»

Тема учебной деятельности Изучение нового материала

Предмет Русский язык

Класс 7

Образовательные результаты 

Предметные

- отличает причастный оборот от одиночного причастия;

-находит причастный оборот в предложении, определяет его границы;

- находит определяемое слово;

- понимает условия выделения причастного оборота запятыми.

Метапредметные

коммуникативные УУД

- договаривается с партнером в паре, находит общий язык, слушает напарника, доверяет ему;

регулятивные УУД:

- понимает учебную задачу этапа урока и стремится ее выполнить;

- планирует собственную деятельность с помощью учителя;

- определяет и формулирует цели деятельности на уроке с помощью учителя;

познавательные УУД:

- сравнивает, анализирует, опираясь на полученные знания.

Личностные

- положительно относится к учению, к познавательной деятельности;

- проявляет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

- осознаёт свои трудности и стремится к их преодолению.

- оценивает свою деятельность на уроке;

Цель

 - Сформировать представление о причастном обороте, рассмотреть условия выделения причастного оборота запятыми.











Содержание учебной деятельности


Этап деятельности

Методы (способы) организации деятельности, техники формирующего оценивания

Учебные задачи

Дидактика


Формирование потребности

3 мин

























2 мин.

и































Метод проблемного обучения









Техника формирующего оценивания – лист самодиагностики




  1. Актуализация знаний


Диалог:

Прочтите предложение, записанное на доске,

Правильно ли оформлена запись с т. з. пунктуации, расставьте недостающие знаки препинания.

В.И. Даль сказал Причастие - часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного.

Как вы понимаете это высказывание?

Какие признаки прилагательного есть у причастия?

Чем отличается причастие от прилагательного?

Каковы признаки глагола у причастия?

Запишите в тетради число.


  1. Определение темы урока

Из записанных на доске словосочетаний выпишите те, в состав которых входят причастия.

Светлеющий горизонт, светлое небо, светлые облака, светящий маяк.

Выпишите словосочетания с причастиями, обозначьте главное слово, задайте вопрос к зависимому. Как вы думаете, а может ли причастие быть в словосочетании главным словом, т.е. иметь при себе зависимые?

Составьте словосочетания по схеме:

Светлеющий ( где?)

Светящий (как?)

Разбор словосочетания, указание главного слова.

Постановка проблемного вопроса.

Предлагаю вам на некоторое время стать лингвистами, языковедами, предположите, как в лингвистике называется причастие с зависимыми словами?

- Предположите, какова тема сегодняшнего урока? Восстановите запись темы.

- Запишите тему урока в тетради.

Заполните лист самодиагностики, оценив свои знания о причастном обороте в начале урока.



Мм


Повторение ЗП в предложениях с прямой речью. (Опорная карточка)


Причастие –самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопрос какой?(какая?какое?какие?)

Причастие изменяется по числам, падежам и только в единственном числе по родам, в предложении обычно бывает определением, реже – сказуемым.


Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени.























Оборот- способ словесного выражения, словосочетание.




Лист самодиагностики.


Причастный оборот………………………причастного оборота запятыми.



Формирование образа желаемого результата


5 мин



Ситуативная беседа
















3. Новая тема.

На какой вопрос мы сегодня должны ответит? Сформулируйте его.

В каком случае выделяется причастный оборот запятыми?

Что нам поможет ответить на проблемный вопрос?

(учебник, анализ предложений, правило)


Я предлагаю составить алгоритм из 4 шагов, который поможет логично выстроить вашу работу по нахождению ПО и выделению его запятыми.

- Каким должен быть алгоритм?

- Давайте разработаем к нему критерии: выберите необходимые для алгоритма определений из ряда: понятный, длинный, точный, сложный, полезный, результативный)


Когда причастный оборот выделяется запятыми?






Учебник, стр. 46

Разбор предложений



Алгоритм – последовательность действий, направленных на решение задачи.




Критерии:

  1. Понятный

  2. Точный

  3. Полезный

  4. Результативный



Мотивация

1 мин

Метод стимулирования положительной мотивации


Диалог, ответ на вопрос:

- Подумайте и скажите, для чего вам может пригодиться этот алгоритм?



Целеполагание

1 мин

Формулирование цели обучающимися с помощью учителя по образцу


- Сформулируйте для себя цель на урок?

Что мы должны научиться делать?



Планирование

3 мин

Фронтальная работа по обсуждению плана.

Фиксация плана.


Работа с планом, предложенным учителем, беседа.

- Предлагаю выстроить работу в форме шагов нашего алгоритма.

Шаг первый : находить причастие



  1. Находить

  2. Отличать

  3. Определять

  4. Выделять или не выделять

Выполнение действий




3 мин.

Работа по плану.





Фронтальная работа.


















2 мин










Работа в парах.



5 мин



Фронтальная работа.


3 мин







Групповая работа


3 мин



2 мин.


Работа в парах,.

Апробация алгоритма







Шаг первый: Распределительный диктант.

Распределите данные словосочетания на две группы:  

X

  Х

 X

а) прич.

+сущ.,                       б) прич. +    сущ                          

сущ.

Учитель: Какие из них можем назвать причастным оборотом?

Летящие журавли, летящие клином, шуршащие под ногами, серое небо, бодрящий воздух, моросящий часами, вымытый дождем.

Составьте 1 предложение на осеннюю тему, используя причастный оборот. Запишите, укажите причастный оборот и определяемое слово, подчеркните причастный оборот как член предложения.

Летящие клином журавли громко курлычут.

Шаг 2. Отличать причастный оборот от одиночного причастия, нахождение причастного оборота в предложении(в парах)


Проверка (по цепочке). Каждая пара презентует результат своей работы.

Шаг третий: Какое место может занимать причастный оборот в предложении по отношению к определяемому слову?

От какого условия зависит выделение ПО запятыми?


Шаг четвертый и пятый: Для подтверждения наших предположений обратимся к учебнику. Стр.47, читаем правило, составляем вопрос, задаем однокласснику.

Вернитесь к предложению, записанному на доске. Выделите причастный оборот запятыми.


Физкультминутка.

Составьте предложение из рассыпанных слов, расставьте необходимые знаки препинания ( по рядам). Запишите предложение на доске. Обозначьте причастный оборот, определяемое слово.. Перестройте предложение, поменяв причастный оборот и определяемое слово местами.



Если останется время

Упражнение 89. Запишите предложение с причастным оборотом, обозначьте границы причастного оборота, расставьте пропущенные запятые, перестройте предложение.
























Работа с 1 и 2 шагом алгоритма












Задания на карточках



Работа с алгоритмом 3 шаг.




Работа с теоретическими сведениями учебника, заполнение алгоритма.

Шаг 4

Шаг 5



Используйте алгоритм.




Собравшиеся в стаи перелетные птицы готовились к отлету в теплые края.

Белки, сменившие к зиме свои шубки, прятали желуди про запас.



Запишите получившееся предложение, укажите в нем причастный оборот и определяемое слово, объясните постановку знаков препинания, выполните синтаксический разбор предложения. Не забудьте использовать алгоритм.

Анализ результата


3 мин



Самостоятельная работа

Апробация продукта.



































Метод контроля и самоконтроля





Метод проблемного обучения




Техника формирующего оценивания – лист самодиагностики

2 мин


- Оценивание по критериям.



Проверочная работа.

Выполните проверочную работу, пользуясь алгоритмом.































Самопроверка, выставление оценки (по ранее разработанным критериям)




-Давайте вернемся к цели нашего урока

- Ответьте на проблемный вопрос, при необходимости пользуясь алгоритмом.

-Заполнение листа самодиагностики.

- Сравните свои результаты с началом урока.


4.Домашнее задание:

п.14, упр.89 (4 предложения)


Критерии:

  1. Понятный

  2. Четкий

  3. Полезный

  4. Результативный.


  1. Тест Первый уровень сложности

1) Продолжите высказывание, выбрав вариант ответа: причастный оборот – это ….
а) два и более причастия в предложении,
б) причастие с зависимыми словами,
в) причастие с определяемым словом.
2) Каким членом предложения является причастный оборот?
а) подлежащим,
б) определением,
в) дополнением.

3)Слово, от которого зависит причастие, называется…

а) зависимым,

б) определяемым.

4.Верно ли утверждение : причастный оборот всегда выделяется запятыми на письме.

а) да

б) нет
5) Найдите предложение, в котором причастный оборот не выделяется запятыми:
а) У берега заросшего осокою я слушал журчание воды.
б) Вдруг я заметил двух птиц летевших прямо к водопаду.
в) Отряд построили на опушке леса подступавшего к школьному участку.
г) Окруженные серой мглой птицы сбивались с пути.


Критерии оценивания :

«5» -5 правильных ответов

«4» - 4 правильных ответа

«3» - 3 правильных ответа.






Лист самодиагностики (см в приложении)