СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Сказочные богатыри"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект ИНТЕГРИРОВАННОГО БИНАРНОГО урока «Сказочные богатыри», 2 класс

Литературное чтение и музыка.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сказочные богатыри"»

План-конспект ИНТЕГРИРОВАННОГО БИНАРНОГО урока

 «Сказочные богатыри»

    Форма урока: урок-беседа

    Тип урока: комбинированный.

    Цель: Сравнить богатырскую сказку и былину, рассмотрев образы богатыря в различных видах искусства (музыка, литература, изо).

– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения;

– формируем умение производить сравнительный анализ произведений различных жанров.

    Задачи:

    Обучающие:

      1.Учить анализировать образ богатыря-героя на примере музыкальных произведений.

      2.Учить создавать графическую партитуру «Богатырской» симфонии    

      А.П. Бородина

3. Учить производить сравнительный анализ произведений различных жанров.

    Развивающие:

      1.Создавать условия для  познавательно-активной          деятельности.

      2.Развивать музыкальное мышление, чувство ритма, воображение  

    Воспитательные:

      1.Создавать условия для воспитания патриотизма у обучающихся на примерах исторических и современных событий с использованием музыкальных произведений.

      2.Формировать образ будущего героя - богатыря, защитника своей Родины.

    Оборудование урока:

      1.фортепиано;

      2.интерактивная доска;

      3.проектор;

    Иллюстрации:

      Портреты:  А.П. Бородин, Картины художников: В. Васнецов «Три богатыря»;

      Фотографии детей-героев.

    Музыкальный материал:

      1.М.Мусоргский «Богатырские ворота»                

      2. А.П. Бородин «Богатырская» симфония;

      3. С. Никитин «Маленький трубач».

    Методы:

       1.  словесный;

       2.  проблемно-поисковый;

       3. наглядно-иллюстративный;

       4.  пластическое интонирование;

                       

    Формы работы:

     - фронтальная;

     - индивидуальная;

                         

                                            Ход урока:

1.Организационный момент:

    Презентация. Слайд №1.

    Слайд №1. Звучит музыка М.Мусоргского «Богатырские ворота».

     Учитель: «Здравствуйте, люди добрые! Сядьте на места, да послушайте.               Собрались мы с Вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. Расскажем мы вам о богатырях русских».


     Слайд № 2 

Так начинается  былинный сказ вещего Баяна  о подвигах      русских богатырей. Свой былинный сказ начнём и мы с вами.

 2. Актуализация знаний: 

Выступление учителя начальных классов

Сравнение Былины и богатырской сказки по сравнительной таблице

Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД,



Ι. Актуализация знаний.






Проверка домашнего задания.

Чтение былины.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.


II. Развитие умений.































ΙΙΙ. Итог.








ΙV. Домашнее задание.



Сравнение богатырской сказки и былины.

Каждую позицию ребята обсуждают, вывод подтверждают примерами, которые зачитывают или пересказывают.

После выполнения задания таблица выглядит так:

Признаки

Былина

Богатырская сказка

1. Что лежит в основе?

2. Герои.

3. Построение.

4. Волшебные силы и персонажи.

5. Есть ли гипербола (сильное преувели-чение с целью

усиления впечатления)?

6. Песенный характер.

7. Язык.






8. Троекратный повтор.

9. Автор.


Историческое событие

Богатыри

Есть зачин, концовка

+



+

+

Повторы, архаизмы

(устаревшие слова), постоянные эпитеты, параллельные конструкции

Устное народное творчество

+



+

Устойчивые обороты,

постоянные эпитеты




Устное народное творчество


Вывод о том, что объединяет былину и богатырскую сказку, в чём их отличие.

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Былины – это рассказы о том, как Русь сражалась с врагами, и о том, что были на нашей земле люди – богатыри, защищавшие свою Родину.

Например, родной дядя великого князя Владимира – Добрыня Никитич; Микула Селянинович, богатырь-пахарь, в трудные для Родины дни стал её защитником. Но Илье Муромцу равного нет, хотя не это главное. Главное, что люди, подобные былинному герою, были выходцами из простых крестьян, именно они оставили глубокий след в русской истории.

– С каким настроением уходите с урока?

– Как бы вы сами оценили свою работу?


Мальчики рисуют оружие богатырей.

Девочки рисуют образцы одежды того времени.

Можно предложить выучить отрывок из былины наизусть.



Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.


Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Духовно-нравственное развитие и воспитание

1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4. Воспитание здорового образа жизни.

5. Экологическое воспитание.

6. Эстетическое воспитание.

     Учитель: Ребята, назовите, пожалуйста,  имена известных Вам  богатырей?

     Ученики: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич, Святогор, Вольга Святославович.

     Учитель: 

                        Какие главные качества характеризуют богатырей?

     Ученики: Сила, стать, ум, смекалка, храбрость, решительность.

     Учитель: Где могут проявиться эти качества?

     Ученики: В бою, защищая других.

     

     Учитель: Богатырь - это могучий  человек, наделённый необыкновенным умом и смекалкой. Защитник своей земли. ГЕРОЙ.

      Герой – это человек способный на поступок.

      Учитель: Правильно.

      Последуем примеру великого полководца, и сделаем гимнастику.

      Слайд №12.

5. Ритмическая гимнастика:

                                           Дружно встали – раз, два, три.                  

                                           Мы теперь богатыри.

                                           Мы ладонь к глазам приставим,

                                           Ноги крепкие расставим.

                                           Поворачиваясь вправо,

                                           Оглядимся величаво

                                           И налево надо тоже

                                           Поглядеть из-под ладошек.

                                           И направо  и ещё, через левое плечо.

                                           Буквой Л расставим ноги,

                                           Точно в танце – руки в боки.

                                           Наклонились влево, вправо.

                                           Получается на славу.


 3. Новый материал:

     Учитель: «Богатырская тема» с давних пор звучала в русском искусстве (народное творчество, литература, музыка, живопись, театр,кино). Это от того,  что с древних времён и до наших дней со всех концов на Русь нападали враги, пытаясь завладеть нашими землями, поработить наш народ.  Образ богатыря родился в русском искусстве, как образ могучего защитника Родины, в котором так нуждалась земля-матушка. Существует взаимосвязь различных видов искусств, поэтому каждое искусство создало этот образ, отразило одно и тоже историческое событие.

     

      Учитель: Ребята, а в наше время есть богатыри? А дети-богатыри? Маленький богатырь-какое интересное сочетание слов. Но ведь такие, действительно, есть. Во все времена были свои герои. Теперь, послушайте, ребята, «Балладу о маленьком человеке» Р. Рождественского.


      Слайд №15.

           На земле безжалостно маленькой  жил да был человек маленький

           У него была служба маленькая  и маленький очень портфель.

           Но однажды прекрасным утром постучалась к нему война.

           Автомат ему выдали маленький, сапоги ему выдали маленькие

           И маленькую по размеру шинель.

           А когда он упал,  некрасиво, неправильно в атакующем крике вывернув рот,

           то на всей земле не хватило бы мрамора,

           Что бы вырубить парня в полный рост!


      Учитель: Можно ли этого маленького человека,  назвать богатырем, героем, патриотом своей земли?

      Ученики: Да. Потому что он совершил  подвиг, огромного значения. Подвиг с большой буквы.

      Учитель: И маленький может быть богатырем, героем. У подвига нет возраста. Песня, которую мы сегодня исполним вместе, тоже посвящена героям, точнее герою, достойному звания богатыря.

     

      Учитель: Что героического совершил маленький трубач (посмотрите текст песни).

      Ученики: Заиграл на трубе, не растерялся и повёл за собой солдат в бой. Убежденность в правоте, сила духа, любовь к Родине - удесятеряет силу человека, кроме этого сила музыки помогает ему в этом.

Исполнение «Песни о маленьком трубаче» (муз. С.Никитина, ст. С.Крылова).

      Учитель: Такие разные вы приходите в этот мир, и в ваших руках сделать этот мир лучше. Именно вы, дорогие ребята будущее  России, защитники нашей Родины.

Когда-то богатырь Добрыня Никитич, собирая войско, произносил богатырские заповеди.

       - Заповедь первая: Добро на земле творить; и не для себя – для людей жить.

       - Заповедь вторая: Силу взрастить великую Богатырскую; и не гневом с врагом сражаться, а любовью ту силу  направлять, чтобы вверх над приятелем держать.

       - Заповедь третья: Мудрость иметь, чтобы рассудить, где зло, где добро. Чтоб невинного не погубить, чтоб виновного не озлобить, а исцелить, чтоб Добру силы прибавить.

      Учитель: Какие верные слова «добру силы прибавить».

                             И хочется добавить: «когда ты смел и чист душой, то доброта всегда с тобой».


Русский  художник, Виктор Михайлович Васнецов горячо любил Родину и гордился ею. Всем известна картина «Три Богатыря».  

        Учитель: Перед нами Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович.

    Учитель: Как ведут себя богатыри на картине?

    Ученики: Зорко вглядываются вдаль богатыри и чутко прислушиваются, нет ли где ворога, не обижают ли где кого.

    Учитель: Глядя на эту картину, мы понимают, что хотел сказать художник: со злом надо бороться! Крепко сидят в седле богатыри. И мы не сомневаемся, не сдобровать тем на кого они обрушат свой справедливый гнев.

                  Когда Васнецов завершил свою работу над картиной «Три богатыря», он говорил, что ему хотелось написать так,    чтобы картина «звучала как музыка, пелась как былина, волновала, как родная песня». И получилось именно так.

                        Русский композитор Бородин А.П. написал симфонию, которая называется «Богатырской». Недаром А.П. Бородина    называют богатырем русской музыки.

     Учитель: Мы послушаем  с Вами фрагмент из 1 части-это экспозиция.

-На уроке изобразительного искусства вы будете работать под музыку Бородина «Богатырскую симфонию»


Заключение:

      Учитель: Сегодня на уроке мы раскрыли богатырскую тему в музыке,  в литературе, в картинах, разобрали отличия и сходства богатырской сказки и былины.

- С каким настроением уходите с урока

- Как бы вы сами оценили свою работу на уроке?

Домашнее задание. Вместе с родителями найти современные песни о героях.

      Спасибо. Урок окончен. До свидания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!