- организовать деятельность учащихся по выделению в словах звуков [б], [б'], запоминанию образа буквБ, б и умению анализировать читаемый текст;
- развивать умение осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности;
- воспитывать уважительное отношение к товарищам, бережное отношение к животным.
- совершенствовать навык сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке;
- развивать способность к самооценке.
- овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
- работать с информацией, представленной в разных формах под руководством учителя и самостоятельно.
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-развивать умение взаимодействовать в парах и группах.
- научиться выделять звуки [б], [б'], узнавать буквы Б, б среди других букв, читать слоги, слова, предложения с буквами Б, б;
- развивать фонематический слух, речь.
Этап урока. Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организационно -мотивационный. Цель: создание положительного эмоционального настроя на работу | Создаёт эмоциональный настрой на урок, проверяет готовность детей к уроку. Прозвенел звонок для нас Все зашли спокойно в класс! Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Мы легонечко вздохнем И работать все начнем. | Контролируют и оценивают свою готовность к уроку. | Личностные УУД Создание положительного эмоционального настроя. Умение мотивировать себя на учение. |
2. Актуализация знаний. Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | - Сегодня вам нужно отгадать загадку, чтобы узнать нашу гостью Посмотри на наше чудо, Что другим иметь не худо. Отгадай: она при всех Золотой грызет орех. Изумрудец вынимает, А скорлупку собирает.(Белка-картинка на доску) - Давайте заглянем в азбуку на с. 96 и проверим так ли это. Прочитайте стихотворение под иллюстрацией. (отрывок читает хорошо читающий ребенок, продолжает учитель:) Приложение 1. -Скорлупки, ядра сложит в ряд, Сразу…(бусы) заблестят. (на доске появляется картинка с бусами). Приложение 2. - Рассмотрите иллюстрацию на странице азбуки, назовите, что на ней изображено? - К какой сказке подходит данная иллюстрация? - Назовите автора сказки. Сегодня волшебная белочка у нас в гостях. | Читают стихотворение, определяют слов-отгадки (белка, бусы) | Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества совместно с учителем. |
3. Постановка учебной задачи. Цель: подведение детей к формулированию темы урока и задач урока. | - Произнесите про себя слова-названия картинок, определите, с какой буквы они начинаются, и сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Назовите задачи нашего урока. -У нашей Белочки неприятность: несколько волшебных орешков потерялись. Белочка загрустила. Подарим ей орешки с нашими знаниями. Если вы будете выполнять правильно все задания, белочка вернёт свои орешки. Орешек знанья тверд, Но все же мы не привыкли отступать! Нам расколоть его поможет Девиз ребят: «Хочу всё знать!». Приложение 3. | Выполняют задания учителя, формулируют тему и задачи урока. - Звуки [б], [б'], Буквы Б,б. - Познакомиться со звуками [б], [б']. -Научиться читать слоги, слова, тексты с буквами Б, б. | Познавательные УУД Извлечение необходимой информации из представленных слов, анализ слов. Соотнесение заданий с темой и задачами урока. Регулятивные УУД Умение определять тему урока,формулировать цель и ставить учебные задачи. Умение планировать свои действия. |
4. Открытие нового знания. Цель: организация мыслительных операций для открытия нового знания, обеспечения сотрудничества в поиске и характеристике новых звуков. | Определение первых звуков в словах БУСЫ и БЕЛКА -Произносим слово БУСЫ, выделяя в нем первый звук. - Назовите выделенный звук. -Посмотрите друг на друга,еще раз, произнесите звук [б], определите, что-то мешает или воздух идет свободно; каков характер его звучания; какой звук следует за ним. Сделайте необходимые выводы. - Дайте краткую характеристику звука [б], пользуясь таблицами азбуки (согласный, звонкий, твердый). В схеме закрашиваем синим цветом. - Пора нам познакомиться с Белкой. Произнесите слово БЕЛКА, выделяя в нем первый звук. - Назовите этот звук. - Произнесите звук [б'] перед друг другом. Сравните, какая есть разница в расположении видимых органов речи при произнесении звуков [б] и [б']. - Теперь произнесите звук [б'] еще раз и охарактеризуйте его, доказывая свои мысли. - Коротко охарактеризуйте звук [б'], используя таблицы азбуки. (согласный, звонкий, мягкий). В схеме закрашиваем зелёным цветом. Молодцы! Нашелся один орешек для белочки. Учительприкрепляет на доску карточки с разными буквами. - Найдите среди них ту, которая обозначает звуки [б] и [б']. - Как называется эта буква? - На что похожа буква Б? -Заштрихуйте заглавную букву Б красным карандашом сверху вниз, а строчную б зеленым слева направо.Приложение 4. -А теперь подумайте на что похожа буква Б и превратите букву Б в кого-нибудь или во что-нибудь. - Произнесите звук [б], назовите глухой согласный с такой же преградой. -Произнесите звук [б’], назовитеглухой согласный с такой же преградой. - В какой квадратик на ленте букв мы поместим букву Б? Молодцы! Вот и еще один орешек белочка получает в свой сундучок! | Отвечают на вопросы учителя, наблюдают за произношением звуков, работая в парах. - При произнесении звука [б] воздух встречает преграду. Значит, он согласный. В его произношении участвует голос и шум. Значит, он звонкий. За ним следует звук [у]. Значит, он твердый. - При произнесении звука [б’] воздух встречает преграду. Значит, он согласный. В его произношении участвует голос и шум. Значит, он звонкий. Он произносится мягко. Учащиеся находят нужную букву, отвечают на вопросы учителя, штрихуют буквы, выполняют творческое задание. -Глухой согласный звук [п] - Глухой согласный звук [п’] - Мы поместим букву Б в синий квадратик, так как она обозначает согласный, на верхний этаж, так как она обозначает звонкие звуки, над буквой П, так как они парные. | Личностные УУД Проявление интереса к новому материалу, активное включение в творческую деятельность. Познавательные УУДОбщеучебные – осознанное и произвольное высказывание по изученным звукам; логические – анализ изучаемых звуков, умение соотнести звук и букву. Коммуникативные УУД Инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и выборе информации. Регулятивные УУД: Действие с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватное восприятие оценки учителя. |
5. Физкультминутка | По деревьям скок-скок, Да орешки щелк-щелк! Наша белка попрыгунья! Наша белка хлопотунья. Приложение 5. | Выполняют упражнения. | |
6. Первичное восприятие и усвоение материала Цель: научиться отличать звуки [б], [б'] от других звуков, научиться различать их между собой. | - Работая в группах, выберите карточки, где изображены предметы, в названиях которых встречаются звуки [б], [б']. (Слова для игры: приложение 6). - У белочки есть два сундука, в которые ей нужно разложить предметы со звуками [б], [б']. Подумайте, как ей помочь? - Распределите слова на две группы. Самопроверка. - Сверьтесь с ответами на доске. У всех ли так получилось? - Как вы считаете, справились ли вы с заданием? Можем ли мы положить белочке еще один орешек? | Учащиеся собираются в группы, выбирают предметные картинки, в которых встречаются звуки [б], [б'], распределяют картинки на две группы: слова со звуком [б] - в первый сундучок, слова со звуком [б'] - во второй сундучок. | Познавательные УУД Умение моделировать свой ответ. Умение ориентироваться в своей системе знаний, выделение информации. Регулятивные УУД Умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Умение оценивать правильность выполнения действия. Коммуникативные УУД Умение работать в группах. Умение точно выражать свои мысли в устной форме, умение слушать и понимать речь других. |
7. Повторение изученного материала в ходе активного взаимодействия. Цель: организация упражнений для усвоения новых знаний. | - А теперь вас ждут задания в волшебных окошках. Приложение 7. 1 окошко.Чтение слогов, составление слов, чистоговорок. 2 окошко.Чтение слов хором в азбуке с. 97, с постановкой ударения. -Давайте поиграем. Если вы прочитаете слово со звуком [б], хлопаете один раз, если со звуком [б'] — два раза. Если в слове не окажется этих звуков [б] и [б'], то не хлопаете совсем. 3 окошко. Чтение текста в учебнике. Подбор заголовка, ответы на вопросы. - Прочитайте в парах текст в учебнике на стр. 97. Озаглавьте его. Ответьте на вопросы: -Какие деревья растут в парке? -Кого встретили ребята? -Что брала белка? - Кто из вас видел белку? Расскажите о ней. Молодцы! Белочка получает еще один орешек в подарок. | Читают слоги по слоговым таблицам, распределяют их на группы, из слогов составляют слова, читают и составляют чистоговорки. Читают слова в азбуке и различают звуки [б], [б'] Читают текст, озаглавливают его, отвечают на вопросы учителя. | Познавательные УУДФормирование умения поиска информации. Умение ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов. Регулятивные УУД Умение оценивать правильность выполнения действия Самостоятельное решение проблемы, осуществление контроля. Коммуникативные УУД Умение работать в парах, умение выражать свои мысли. Активное использование речевых средств. Осуществление самоконтроля. |
8. Физкультминутка. | | Повторяют движения белочки под музыку. | |
9. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков. Цель: самостоятельно применить полученные знания и умения. | - Расставьте строчки скороговорки в правильном порядке, научитесь её произносить и определите сколько раз встречается буква Б. «Белый снег, белый мел, Белой даже не была. Белый заяц тоже бел, А вот белка не бела,» Приложение 8. - Прочитайте скороговорку друг другу. Молодцы! Можем ли мы положить белочке еще один орешек? | Составляют скороговорку, учатся её читать, определяют количество букв Б, употребляемых в скороговорке. | Познавательные УУД Умение ориентироваться в своей системе знаний, выделение информации. Регулятивные УУДУмение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, развивать самостоятельность. Коммуникативные УУД Умение сотрудничать, оценивать учебные действия. |
10. Подведение итогов урока. Цель: обобщить знания об изученных звуках и букве. | Белочка собрала все орешки знаний в свой сундучок и благодарит вас за помощь. - С какой буквой мы познакомились на уроке? -Какие звуки она обозначает? - Дайте характеристику звукам [б], [б']. - Как вы теперь можете применить свои знания? | Отвечают на вопросы, подводят итог урока. Обобщают полученные знания. | Познавательные УУД Умение принимать учебные задачи, активно использовать речевые средства для решения познавательных задач. Регулятивные УУД Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной самооценки. Личностные УУД Понимание и принятие значения знаний. |
11. Рефлексия. | Организует самооценку учебной деятельности. Закрепите свой смайлик: -я все понял на уроке на золотом сундучке белочки; -мне было не все понятно на изумрудном сундучке белочки; -я ничего не понял на урокена железномсундучке белочки. Приложение 9. | Учащиеся прикрепляют выбранные смайлики на сундучки и осуществляют самооценку деятельности на уроке. | Личностные УУД Умение оценивать свою деятельностьна уроке. Регулятивные УУД Умение вносить необходимые коррективы в действие после завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |