«Звук и буква Ж»
Цель: автоматизация правильного произношения звука [ж] в речи детей, знакомство с буквой Ж.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательная:
закрепить правильное произношение звука [ж], познакомить детей с буквой Ж.
2. Коррекционно-развивающие:
продолжать развивать фонематический слух и восприятие, навыки звукового анализа и синтеза, умение употреблять приставочные глаголы, согласовывать числительное с именем существительным, развивать логическое мышление;
3. Коррекционно-воспитательная:
Воспитывать вежливость, чувство доброты и взаимопомощи.
Оборудование: сказочные герои пчела Жужа, жеребенок, корзинка с заданиями, цифры 1, 2, 5, панно (речевая полянка, семена, палочки, кассы букв и слогов).
Ход занятия
1. Организационный момент. Выдели зук Ш голосом и проговори слово правильно:
МЫШКА, КОШКА, КАМЫШ, ШАПКА, МАША, ПЕТУШОК, МАШИНА, ПОДУШКА, ШАЛАШ, ШУБА. (автоматизация изученного на предыдущем занятии звука [Ш]) .
2. Изучение нового материала. Свои ушки напряги, третий звук мне назови: лужа, ножик, сижу, рыжик, может, ложа, тужу, бежит, пожар, лыжи, кожа, лужок. Какой звук вы услышали? Молодцы, сегодня мы будем говорить о звуке [ж], познакомимся с буквой, которая его обозначает.
3. Знакомство с пчелой Жужей. Это пчела Жужа. Она прилетела к нам из страны Жужжандии.
Пчела жужжит: «Жу-жу-жу»
Я живу не тужу
Я на ветке сижу.
И жужжу, и жужжу, и жужжу.
Как жужжит пчела? Дети «жужжат» (ж-ж-ж-ж)
Какой это звук?
4. Характеристика звука Ж согласный, всегда твердый, звонкий. Каким цветом обозначается этот звук? Давайте поселим звук в замок.
5. Автоматизация звука [ж]. Пчела Жужа прилетела к вам в гости не просто так, она приготовила вам задания, которые вы должны выполнить. А еще у нее для вас наказ: «Говорить всегда красиво, четко и неторопливо».
(Пчела с корзинкой, в которой на отдельных листах приготовлены задания).
Задание №1: «Подарим подарки Жанне и Маше». Жук, ежик, шапка, шахматы, ножи, шина, шуба, машина, медвежонок, лыжи, уши, мышь, кошка, желуди. (Дети выбирают картинки со звуком [ж] для Жанны, а со звуком [ш] для Маши) .
Задание №2: «Загадочные картинки». Логопед показывает лист бумаги, на котором нарисованы контуры различных предметов со звуком [ж]. Дети, выбирая предмет, четко произносят звук [ж]. (Я вижу жирафа… (жук, ёжик, медвежонок, лыжи, жёлуди)
Задание №3: «Посчитай-ка». Согласование числительного с существительным. Считаем предметы, которые дети увидели в задании №2, при этом показываю им цифры 1 2 5 (один жираф-два жирафа – пять жирафов).
Задание №4: «Жеребенок». Употребление приставочных глаголов. С помощью речевой полянки, изготовленной из материала своими руками, дети перемещают игрушку – жеребенка, проговаривая при этом приставочные глаголы (жеребенок побежал, перебежал, выбежал и т. д.)
6. Физминутка. Подвижная игра «Медведь и пчелы». Дети (пчёлки) жужжат, бегая по группе, а медведь их догоняет. (Медведя заранее выбирают и надевают на него маску)
7. Знакомство с буквой Ж. Ребята, на что похожа буква Ж (показываю букву). Чтение стихотворения:
Эта буква широка и похожа на жука.
Да при этом точно жук издает жужжащий звук.
• Выкладывание буквы из семян и палочек;
• Работа в кассах (домик для буквы Ж) ;
• Звуковой анализ слова жуки.
8. Итог занятия.