Богатова Л.В.
Образовательные: знакомить учащихся с понятием «падеж», с названиями падежей, шестью парами падежных вопросов, способами определения падежей;
Воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения в паре, группе со сверстниками, воспитывать любовь к русскому языку
Н. А. Чуракова, М.Л. Каленчук, Т.А. Байкова, О.В. Малаховская. Русский язык. 3 класс: методическое пособие для учителя.- М.: Академкнига, 2008 г.
Т.А. Байкова, О.В. Малаховская, Е.Р. Ерышева. Рабочие тетради для самостоятельных работ №1.- М.: Академкнига, 2008 г.
№ п/п | Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1 | Организация начала урока. Этап самоопределения к учебной деятельности. | Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. Эмоциональный и психологический настрой на начало успешной работы. -Что вы хотите пожелать друг другу перед началом урока? -А я желаю вам отличного настроения, чтобы любое дело у вас спорилось!. | | Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные УУД построение монологического высказывания. Личностные УУД мотивация (самоопределения) к учебной деятельности |
2 | Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | 1. Прочитайте тему урока на доске. Найдите в разделе «Содержание» данную тему. Какую страницу должны открыть? Посмотрите условные обозначения для этого урока. Что понадобиться на уроке? Проверьте . 2. Какое слово в названии темы хорошо нам известно? Дайте определение. Какое новое слово в теме урока? Какая орфограмма в этом слове? Букву какого парного согласного звука необходимо писать в конце слова? Докажите. Как проверить парный согласный? Запишем это слово и проверочные слова на новой строке через запятую. Найдём в словаре толкование слова падеж. Прочитайте задание в упр 58. В каком предложении слова кошка подлежащее? Это слово стоит в этом предложении в начальной форме? В каких предложениях кошка - второстепенный член предложения? Это слово стоит там в других формах? Ты судишь только по окончаниям или ещё и по вопросам, на которые отвечает это слово в предложениях? В какие словосочетания входит слово кошка? На какие вопросы оно отвечает? Докажите, что слово кошка в разных предложениях стоит в разных формах. Сколько предложений в тексте? Сколько вопросов поставлено к формам слова кошка? Продолжите высказывания: Имена существительные могут изменяться по вопросам….. При изменении существительных по команде вопросов изменяется его … | Выполняют задания Толковый словарь, тетрадь ТПО. Имя существительное Падеж. Падеж – грамматическая форма, выражающая отношение имени существительного к другим словам в предложении. В 1 предложении Да. | Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные:логические – анализ объектов с целью выявления признаков. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание |
3 | Этап постановки учебной задачи. | Какой вид работы мы выполняли? Как по другому назвать это изменение? Прочитаем подсказку Летучей Мыши и объяснения Анишит Йокоповны. Что хотите узнать на уроке. Какие задачи русского языка мы должны решить сегодня на уроке? | Изменение слова кошка по вопросам. УУзнать названия падежей, вопросы к каждого падежа; Начать приобретать навык определения падежей имён существительных; навык в правильном употреблении падежных форм имён существительных; Развивать навыки грамотного письма. | |
4 | Этап построения проекта выхода из затруднения | Раб 1. Работа с Толковым словарём. Откройте словарь. Найдите любое слово, называющее предмет. Обратите внимание на пометы, которые даны к каждому слову: первая помета показывает окончание в Родительном падеже, вторая - род существительного. Найдите в словаре любое существительное, прочитайте его начальную форму, определите форму Р.п. по пометке в статье. 2. Работа с таблицей. Прочитайте название падежей, их сокращённое обозначение. И.п. | Именительный падеж | Р.п. | Родительный падеж | Д.п. | Дательный падеж | В.п. | Винительный падеж | Т.п. | Творительный падеж | П.п. | Предложный падеж | 3. Знакомство с приёмами запоминания падежей. А сейчас мы познакомимся с приёмом з запоминания падежей. Твои прапрапрабабушки и прапрапрадедушки запоминали порядок падежей с помощью шутливой присказки: И.п. | Именительный падеж | Иван | Р.п. | Родительный падеж | Рубит | Д.п. | Дательный падеж | Дрова | В.п. | Винительный падеж | Варвара | Т.п. | Творительный падеж | Топит | П.п. | Предложный падеж | Печку | 4. Заполнение таблицы «Знаю! Хочу! Узнал! Давайте заполним 1 колонку таблицы, что мы уже знаем по нашей теме урока. Что вы ещё хотите узнать сегодня на уроке и на следующих уроках? Запишите посоветовавшись в парах А вот третью колонку заполните в конце урока. 5. Знакомство со способами определения падежей. Познакомимся со следующей таблицей. Для верного определения падежей очень важно запомнить, на какие вопросы отвечают существительные в разных падежах. И.п. | ЕСТЬ | кто? что? | Р.п. | НЕТ | кого? чего? | Д.п. | ДАМ | кому? чему? | В.п. | ВИЖУ | кого? что? | Т.п. | ВОСХИЩАЮСЬ | кем? чем? | П.п. | ДУМАЮ | о ком? о чём? | Что вы заметили? Как быть в таких случаях? Обратите внимание на слова 2 столбика. Эти слова могут помочь в трудных ситуациях. Давайте вернёмся к упражнению 58. Найдите предложение, где слово кошка стоит в родительном падеже. Миша считает, что во 2-ом предложении, а Маша - что в 4-м предложении. Чтобы не ошибиться в определении падежей, воспользуйся словами-помощниками. Р.п. | НЕТ КОШКИ | В.п. | ВИЖУ КОШКУ | Давайте определим падежи у этого слова во всех остальных предложениях. Что для этого нужно сделать? 6. Знакомство с алгоритмом определения падежей. определи словосочетание, в которое входит это слово; поставь к этому слову вопрос от слова-командира; проверь, какой именно это падежный вопрос | Высказывания детей записываются во 2 столбик таблицы. У некоторых падежей вопросы совпадают. Различение этих падежей может вызвать затруднения, так как в этих падежах слова иногда отвечают на одинаковые вопросы | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция. Познавательные: общеучебные- самостоятельное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. |
6 | Этап первичного закрепления во внешней речи. . | Игра «День-ночь» День – дети смотрят на таблицу. Ночь – дети «засыпают». В это время учитель что-нибудь убирает в таблице. День – дети просыпаются. Находят изменения, проговаривают вопросы, названия падежей, слова-помощники. | Выполняют задание. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. |
7. | Физминутка | | | |
8 | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. . | 1. Упражнения в определении падежей имен существительных. Работа в парах. На листочках записаны пословицы и протдельные предложения. Нужно расставить их в такой попоследовательности, чтобы слово «труд» изизменялось по падежам попоследовательно. Указать, в каком падеже стоит слово «труд»: Человек трудом красен. Терпенье и труд всё перетрут. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. По труду о человеке судят. Человек воспевает труд. Есть много пословиц о труде. Что изменяется в словах при изменении его по падежам? Как будем действовать при определение падежа. 2. Проверка самостоятельной работы по эталону. 5. Человек трудом красен. (Т.п.) 1.Терпенье и труд всё перетрут. (И.п.) 2. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Р.п.) 3. По труду о человеке судят. (Д.п.) 4. Человек воспевает труд. (В.п.) 6. Есть много пословиц о труде. (П.п.) | Самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; Воспользуемся алгоритмом. Самопроверка по эталону | Познавательные УУД Применять усвоенный способ действий. Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Регулятивные УУД Уметь выполнять работу по предложенному плану. Проводить самоконтроль и взаимоконтроль по эталону и образцу. |
9 | Этап включения в систему знаний и повторения. . | Прочитайте отрывок из научной сказки «Котёнок и Медведь». О каком правиле рассказывает Котёнок Медведю? Как называется такое изменение слова, которое можно наблюдать в тексте? Определите падеж слова медведь. | . Котёнок говорит об изменении слова по падежам, или по команде вопросов. | Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
-
| Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | 1. Вспомним задачи урока. Сколько падежей в русском языке? К какому падежу относится существительное в начальной форме? Назовите вопросы падежей. Запишите третий столбик таблицы «Узнал!» Какие задания выполняли? Чему учились, выполняя их? Всё ли было понятно на уроке? Усвоил ли каждый из вас тему? Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно? Оцените свою работу и работу своих товарищей на уроке, дополняя предложения: Мне понравилось на уроке … Мне удалось на уроке… Я порадовался на уроке за … Я могу похвалить себя за … Мне надо еще поработать над … 2.Домашнее задание: Вспомнить всё то, о чём говорили сегодня на уроке. Выучить названия падежей, вспомогательные слова, падежные вопросы. Вспомнить алгоритм определения падежей. Выполнить упражнение в ТПО № 41 на стр. 35 | Нам удалось достичь цели урока, потому что вы были внимательны, сосредоточены и активны. Работают, оценивают свою деятельность. | Регулятивные УУД Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |