Тема: Личные местоимения
Цель: дать понятие о местоимении
Задачи:
Сформировать понятие о местоимении, как части речи;
Показать необходимость использования местоимений в речи;
Учить выделять местоимения в устной и письменной речи;
Воспитывать интерес к предмету через организацию исследовательской деятельности;
Развивать учебно - коммуникативную деятельность;
Развивать умение анализировать, выделять главное
Ход урока
1. Организационно - мотивационный момент.
Начать урок я хотела бы с пожелания, которое зашифровано в ребусе. (УСПЕХОВ) Я желаю вам успехов во всем: в учебе, быть любознательными, не уставать совершать открытия, так как это делают ученые, путешественники, исследователи.
Сегодня на уроке мы, как всегда, будем исследователями.
2. Выявление зоны актуального развития.
1. Ребята, а кого называют исследователями? Что означает это слово? (тот, кто занимается научными исследованиями)
Какая орфограмма в этом слове?
2. На минутке чистописания мы напишем согласную букву, обозначающую непарный звонкий звук (л). Запишите буквосочетания с гласными.
3. Образуйте от слова исследователь однокоренной глагол, имя прилагательное, употребите с предлогом.
4. Составьте предложение о себе, употребив любое из однокоренных слов.
Я читал книгу об исследователях.
3. Словарно – орфографическая работа
- Расшифруйте слова.
РАВЗДСТВУЙТЕ РЕСИНТЕНЫЙ НИКАЗЕМЛЯ АНИТРАК
ИНЕРЖЕН КАРФЕЛЬТО ЛЮРТСАК РАКВАРТИ
( Здравствуйте, земляника, инженер, интересный, картина, картофель, квартира)
- Составьте предложение с одним из слов и запишите его.
4.Объяснение нового материала.
1. Создание проблемной ситуации.
- Определите часть речи слова «я».
Обозначает ли слово «я» конкретный предмет?
Замените «я» другими словами.
Я — ученик, я — школьник, я — мальчик, я - Матроскин и т. д.
- Слово «Я» указывает на предмет, употребляется вместо имени существительного.
- К какой части речи относится слово «я»?
-Итак, тема нашего урока…
- В ходе исследований мы должны:
Ответить на вопрос: «Что называется местоимением?»;
Уметь определять местоимения в предложении:
Правильно использовать местоимения в речи.
6. Сбор информации о местоимении.
Исследователи очень много работают, что же помогает им узнавать как можно больше об изучаемых вещах. Я предлагаю открыть учебники на стр. 91.
-Мы начинаем новый раздел «Местоимения», изучая его мы будем учиться…
-Что вы знаете о местоимениях?
-Прочитайте местоимения в упр.156.
- Что же такое местоимение? Прочитаем определение.
- Почему эти местоимения называют личными?
(они указывают на лицо: 1 лицо - я сам, 2 лицо — собеседник, 3 лицо — не участвующий в разговоре.)
- В связи с этим местоимения делятся по лицам.
Личные местоимения
Ед.ч. Мн.ч.
1 лицо я мы
2 лицо ты вы
3 лицо он, она, оно они
5. Этап первичного закрепления.
1. - Выполним упр.157. Определите лицо и число местоимений, использованных в стихотворении.
2. - Знаете ли вы, что исследования можно проводить в разных областях науки, в том числе и в литературе? Прочитайте текст.
Ранней весной…. отправились к знакомому леснику. …. жил в лесной сторожке. Дорога шла лесом. …. вела прямо к избушке.
Обсуждение текста. Вставьте пропущенные слова. Как называются эти слова?
-Какую же роль играют местоимения? (заменяют существительные. Чтобы речь была правильной, красивой, лаконичной необходимо избегать повторов, а для этого нам нужны местоимения.
4. – Спишите предложения, в которых есть местоимения. Подчеркните основу предложения. Какую роль в предложении играют местоимения? На какие вопросы отвечают?
5. Выборочный диктант.
В свободную минуту исследователи любят читать художественную литературу. И всегда из всего извлекают пользу. Я предлагаю отрывки из произведений. Вы называете автора и название произведения, а в тетрадь выписываете местоимения.
«Чем вы гости торг ведете,
И куда теперь плывете?»
А. Пушкин
«Не сумел ты взять выкупа с рыбки. . . »
А. Пушкин
«Кабы я была царица, -
Говорит одна девица. . . »
А. Пушкин
«Мы объехали весь свет:
За морем житье не худо. . . »
А. Пушкин
6. Самостоятельная работа
стр.94, упр. 159
V. Рефлексия
- Какую часть речи исследовали? Что называется местоимением? Вместо какой части речи используется? Чем отличается от существительного?
VI. Домашнее задание
Выполнить упр. С. 94 упр.160