СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Детский фольклор"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: 1. Раскрыть роль книги в жизни человека; познакомить со структурой книги; 2. Обобщение знаний учащихся о малых жанрах детского фольклора – пословицах, поговорках, потешках, небылицах, загадках, считалках, скороговорках; обогащение словарного запаса учащихся; 3. Развитие речи учащихся через комментированное чтение пословиц; 4. Воспитание бережного отношения к книге; 5. Воспитание уважения к истокам культуры своего народа, интереса к детскому фольклору, истории русского народа. Деятельность учителя Работа учащихся I. Литература как учебный предмет (беседа) — Как назывались в начальной школе уроки, на которых вы учились читать? — Чему вы еще учились, что делали на этих уроках? — На наших уроках мы тоже будем читать книги, но наш предмет будет называться литература. Что это такое? Слово литература пришло к нам из языка древних римлян — из латинского языка. В переводе оно означает написанное. Запишем в тетрадях: Литература (лат.)-«написанное». Все, что написано людьми, можно разделить на несколько частей. Можно выделить литературу научную и художественную. Мы с вами будем изучать художественную литературу, которая рассказывает нам о жизни человека и природы, о чувствах, мыслях и желаниях многих поколений людей. Уроки чтения, литературного чтения. Учились читать, пересказывать, составлять план, рассказывать стихотворения наизусть, учились чувствовать ритм стихотворения, выразительно и по ролям читать рассказы. II. Книга и ее компоненты: обложка, титул, форзац и нахзац, сноски, оглавление. Создатели книги: автор, художник, редактор, корректор, оператор. Учебник литературы и работа с ним — Перед нами учебник литературы для 5 класса. Целый год мы будем читать и обсуждать произведения, включенные в этот учебник. Давайте познакомимся с этой книгой. — С чего начинается знакомство с книгой? Рассмотрим обложку, титульный лист, форзацы и нахзац, сноски. Обложка — бумажная (или другая мягкая) обертка книги, тетради, в отличие от твердого переплета. У нашего учебника переплет. Если мы хотим бережно относиться к книге, мы выберем для нее обложку. Форзац и нахзац — страницы в самом начале и в самом конце книги. В первой части учебника на форзаце помещена иллюстрация палехских художников к вступлению к поэме «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина, на нахзаце «Царевна-лягушка», а также отрывки из этих произведений. Титульный лист — страница, на которой напечатано название книги, фамилии авторов, год и место издания. III. Русский фольклор – Ребята, что такое “фольклор”? – Как вы понимаете эти три ключевых слова: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – А какие жанры фольклора вы знаете? Устное народное творчество, в переводе с английского обозначает “народная мудрость”, “народное знание”Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось. Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя. Творчество – от слова “творить”, то есть сочинять, придумывать. IV. Малые жанры русского фольклора. Детский фольклор. - Наш разговор сегодня пойдет о малых жанрах детского фольклора. Малые жанры фольклора — это небольшие по размеру фольклорные произведения. - Ребята,а у кого есть ответ на все случаи жизни, когда у тебя горе, когда радость? Молод ты, стар, болен, здоров, о делах своих задумался – на всякое переживание, на любую новость, даст разумный совет, наставление, утешит, развеселит… – Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а ваша задача – найти в нем пословицы. Ну, кто из вас не согласится, Что без труда мечта мертва; Что дело мастера боится, Что жизнь дана нам для добра; Что друг не тот, кто медом мажет, А тот, кто правду прямо скажет. Что долог день до вечера, Коли делать нечего, Что сам себя лишь тот погубит, Кто других совсем не любит. И, конечно, без труда Не вытащишь и рыбку из пруда. Помни! Тот, кто хочет много знать, Тот не должен долго спать. Согласитесь: лень и плут До добра не доведут. – Какие пословицы услышали? Итак, пословица – малый жанр фольклора, краткое изречение с нравоучительным уклоном. Пословица – народная мудрость, переходящая от поколения к поколению. Поговорка – жанр фольклора, образное выражение, которое вошло в повседневную речь. А еще в русском фольклоре есть загадки – веселое словесное искусство, затейливая игра, умная забава. Кто скрывался под кустом? Маленький трусишка, Он боится очень сильно Волка и лисицу. (Заяц.) Любит он играть, мяукать, Любит кушать и лакать. Он пушистый, как игрушка, Серый маленький зверюшка. (Котенок.) Кто кусает, Громко лает, К дому она не подпускает? (Собака.) – Первые фольклорные произведения мы слышим от бабушки и мамы в самом раннем возрасте. Из поколения в поколение передаются в народе колыбельные песни. Баю – баюшки – баю, Не ложися на краю. Придет серенький волчок И утащит во лесок Под ракитовый кусток. К нам, волчок, не ходи Нашу Машу не буди. *** Баю – баю – баиньки, Купим сыну валенки, Наденем на ноженьки, Пустим по дороженьке, Будет наш сынок ходит, Новы валенки носить. *** Баю – бай, Баю – бай, Поскорее засыпай! Прилетели гуленьки, Сели возле люленьки, Они стали ворковать, Нашу деточку качать. – Почему колыбельная песня исполняется ласково, напевно? Пение матери зависело от покачивания колыбели, от ее ритмического движения, поэтому в колыбельной очень важен ритм. -Пестушка — короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают движения ребенка, действия, в которых участвует ребенок в первые месяцы жизни. Например, когда дитя проснется, его гладят по животику, приговаривая: Потягунюшки, порастунюшки! Роток — говорунюшки, Руки — хватунюшки, Ноги — ходунюшки. Когда ребенок начинает учиться ходить, приговаривают: Ножки, ножки, Бегите по дорожке, Нарвите горошку. Слово “пестушки” произошло от пестовать – нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, воспитывать, холить, лелеять, ходить за малышом. Очень короткие. Если ребенок ушибься, то мама, поглаживая, какие слова может говорить? У сороки боли, У вороны боли, У Феденьки заживи! –Пестушки отличаются от потешек Потешки (прибаутки) – это особая забава взрослых с маленькими детьми, игра с пальчиками, ножками, ручками, короткие рассказики, обращение к детям, похвала отличительных признаков характера, красоты. Идет коза рогатая, Идет коза бодатая, Ножками топ-топ, Глазками хлоп-хлоп. Кто каши не ест, Молока не пьет, - Забодает, забодает, забодает. - Считалки – короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для выбора ведущего или распределения ролей в игре. Раз, два, три, четыре, пять Начинаем мы играть: В кошки-мышки, салочки, Прятки, догонялочки. Книжки будем мы читать, Будем очень много знать. – Частушка – один из самых популярных и любимых жанров народного творчества. Частушку можно услышать повсюду. Эй, девчушки-хохотушки, Начинаем петь частушки, Начинаем веселей, Чтоб порадовать гостей. *** Если б не было воды, Не было б и кружки, Если б не было девчат, Кто бы пел частушки? Пословица Без труда мечта мертва; Дело мастера боится, Жизнь дана нам для добра; Друг не тот, кто медом мажет, а тот, кто правду прямо скажет. Долог день до вечера, коли делать нечего, Сам себя лишь тот погубит, кто других совсем не любит. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Тот, кто хочет много знать, тот не должен долго спать. Лень и плут до добра не доведут. V.Вывод Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. С древних времен люди хранили и передавали народную мудрость в кратких и выразительных пословицах и поговорках. Старинные колыбельные песни наполнены материнской любовью. С маленьким ребенком общались с помощью пестушек и потешек: его развлекали и учили одновременно. Затем малыш учился закличкам и приговоркам. Чтобы ребенок различал предметы по признакам или действиям, ему загадывали загадки. Загадки испытывают сообразительность человека. Чтобы ребенок хорошо и чисто говорил, с ним разучивали скороговорки (которые иначе называли чистоговорками). В играх дети использовали веселые считалки.