СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Передача информации"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен конспект урока. Конспект разработан согласно ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Передача информации"»

Тема урока: «Передача информации»

Класс: 5

Форма проведения: «открытие» нового знания


Планируемые образовательные результаты:

предметные – общие представления о передаче информации как информационном процессе; представления об источниках информации, информационных каналах, приёмниках информации;

личностные – понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики;

метапредметные – понимание единой сущности процесса передачи информации;

познавательные – общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

коммуникативные – формулировать собственное мнение, слушать собеседника;

регулятивные - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно о передаче информации и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Решаемые учебные задачи:

  • раскрыть суть информационного процесса передачи информации, ознакомить учащихся со схемой передачи информации;

  • рассмотреть примеры передачи информации, научить выделять в них источники информации, информационные каналы, приёмники информации.

Используемые на уроке средства ИКТ:

  • персональный компьютер (ПК) учителя,

  • мультимедийный проектор,

  • экран;

  • Презентация (Приложение №1)

Методическая литература:УМК «Информатика и ИКТ» для 5-6 классов ФГОС, автор Босова Л. Состав УМК:
  • Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса

  • Информатика и ИКТ: электронная тетрадь для 5 класса

  • Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие

  • Информатика и ИКТ: учебная программа и поурочное планирование для 5–6 классов

  • Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 5 класса: методическое пособие

Интернет-ресурсы: http://ru.wikipedia.org/wiki/Передача_информации




Ход урока.

Организационный момент. Приветствие. (6 мин.)

(Слайд № 1)

Учитель.

Прозвенел звонок!
Позвал на урок!
Будем мы рассуждать, 
И друг другу помогать.

Давайте настроимся на урок, улыбнемся и поприветствуем друг друга!

Приветствие “Здравствуйте!”

 Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);

  • успеха (указательными);

  • большого (средними);

  • во всём (безымянными);

  • и везде (мизинцами);

  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)


(Слайд № 2)

Учитель.

Предлагается провести эксперимент. В кристаллизатор налить чистой воды (соблюдать правила техники безопасности). Заранее приготовить лист бумаги формата А5, на котором написать акварельными красками “Привет!”.


Учитель.

Вопрос учащимся:

Как вы думаете, что произойдет, если лист бумаги поместить в воду?

Достоверна ли будет информация, написанная на листе?

Что явилось причиной этого недоразумения? Ребята, на эти вопросы вы мне ответите, когда мы с вами вместе рассмотрим новую тему.


Учитель.

(Слайд № 3)

Перед вами несколько жизненных ситуаций. Давайте подумаем:

  • Учитель читает лекцию;

  • Подготовка доклада по истории;

  • Разговор двух подруг.


Учитель.

Что они все делают? Передают информацию.

Ребята, как вы думаете, что мы должны узнать на уроке? Цель нашего сегодняшнего урока:

(Слайд № 4)

  • повторить изученный материал;

  • рассмотреть примеры передачи информации;

  • научить выделять в них источники информации, информационные каналы, приёмники информации.


(Слайд № 5)

Учитель.

Следовательно, тема нашего сегодняшнего урока «Передача информации» (запись темы в опорный конспект).


Объяснение нового материала.

«Открытие нового знания» (20 мин.)

Учитель. Для того чтобы приступить к изучению новой темы, нам необходимо пройти несколько простых заданий.

(Слайд № 6) Экспресс-опрос по вопросам; (2 человека)

- Вопросы «спрятаны под фигурами». Выберите фигуру.

    • Информация. Виды информации по способу представления и по способу восприятия.

    • Устройства ввода-вывода информации.


Учитель.

(Слайд № 9) Ребята, для выполнения следующих заданий мне необходимо ваше участие.

1 группа: Работа в электронных тетрадях: тема «Носители информации» зад. № ____ (5 человек) – подведение итогов доступно в электроном пособии.

Работа с электронными тетрадями позволит указать информационный носитель и форму представления информации.

2 группа: Рассортировать предметы по группам: (5 человек) – предлагается сделать коллаж, а учащиеся 1 группы оценивают по пятибалльной системе.

    • Носители информации;

    • Устройства ввода-вывода информации;

    • Без категории.

Создание коллажа позволит учащимся рассортировать предметы по группам.


Учитель.

Развитие человечества было бы невозможно без обмена информацией. С давних времён люди из поколения в поколение передавали свои знания, извещали об опасности или передавали важную и срочную информацию, обменивались сведениями.

Учитель.

(Слайд № 10) Ребята, предлагаю вашему вниманию видеосюжет «Как передаётся информация» (Фиксики).


(Слайд № 11)Изобразим передачу информации в виде схемы

Приемник информации

Информационный канал

Источник информации



В каком направлении происходит передача информации?

(От источника к приемнику)

Источник информации –это человек, животное, устройство или явление передающее информацию.

Приемник информации – этолюди и всё живое на Земле, что способно воспринимать информацию, технические устройства, специально для этого созданные человеком.

Информационные каналы бывают: (Слайд № 12)

К техническим каналам относятся телефон, радио, телевидение, компьютерные сети.

К биологическим каналам относятся органы чувств.


Передача информации в природе. (Слайд № 13)

В живой природе постоянно происходит прием и передача информации.

Например:

  • Солнечные лучи, ветер, дождь тоже передают информацию, а растения и животные воспринимают ее и используют как управляющие сигналы в своей жизни. Так, свет и тепло, которые несут солнечные лучи, указывают растениям, когда надо распускать почки, а когда сбрасывать листья, готовясь к зиме.

  • Удивительным способом приема и передачи информации о том, где много цветов и можно собрать мед, пользуются пчелы. Это называется танец. Пчела, которая нашла цветущую поляну или липовую рощу, прилетает к своему улью и начинает «танцевать» в воздухе перед своими братьями, которые наблюдают за ней. После чего весь пчелиный рой отправляется в указанное место за нектаром.

  • Лесные и луговые цветы, испуская ароматы, сообщают насекомым о том, что в чашечках цветов заготовлен нектар, который можно взять, прихватив заодно и пыльцу для опыления других цветов.


Учитель.

(Слайд №14)

Давайте, с вами поиграем в игру «Сломанный телефон».

Игра «Сломанный телефон», ребятам дается два слова для передачи информации по часовой стрелке и против часовой стрелки. Результат сообщается учителю (саквояж, переправа).


(Слайд № 15)

Помехи при передаче информации:

    • искажение звука в телефоне,

    • шум, влияющий на работу радиоприёмника,

    • искажение или затемнение изображения в телевизоре,

    • ошибки при передаче по телеграфу.


(Слайд № 16)

Ситуация 1: играя в компьютерную игру, вы постоянно обмениваетесь информацией с компьютером: воспринимаете сюжет, правила и текущую ситуацию, анализируете полученную информацию и передаёте компьютеру некоторые управляющие команды.

Ответ: Двухсторонняя передача информации


(Слайд № 17)

Ситуация 2: просмотр телепередачи всей семьёй

Сколько источников и сколько приёмников информации?

Ответ: один источник – телевизор, приемников – четыре


(Слайд № 18)

Ситуация 3: вы готовите сообщение по информатике

Что источник и что приёмник информации?

Ответ: источник – книга, приемник – ученик


(Слайд № 19)

Вспомните сказку А.С. Пушкина о царе Салтане. Пока Салтан воевал, царица родила сына – царевича Гвидона(входят учащиеся одетые в русские народные костюмы и инсценируют сюжет из сказки):

…Шлёт с письмом она гонца,

Чтоб порадовать отца.

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Извести её хотят,

Перенять гонца велят;

Назовите источник информации, её приёмник и информационный канал. Кто в данной ситуации создавал помехи для передачи информации?

Ответ: источник – царица, приемник – царь Салтан, гонец – канал связи, помехи – ткачиха, повариха, Бабариха.


(Слайд № 20)

Вывод: Если есть передача информации, то обязательно есть её источник и её приёмник (получатель). В процессе передачи информация может утрачиваться, искажаться.



Учитель.

Это происходит из-за различных помех на канале связи. С такими ситуациями вы встречаетесь достаточно часто: искажение звука в телефоне, помехи при телевизионной передаче, ошибки телеграфа, неполнота переданной информации, неверно выраженная мысль, ошибка в расчётах.

Человечество всегда стремилось к передаче информации без помех, создавая всё новые и надёжные средства связи.

(Слайд № 21)

Ребята, вот и с нашей надписью «ПРИВЕТ» на листе произошли искажения. Так давайте же ответим на вопросы которые мы с вами ставили в начале урока.

  • Как вы думаете, что произошло, когда я лист бумаги поместила в воду?

  • Достоверна ли теперь информация, написанная на листе?

  • Что явилось причиной этого недоразумения?

Ответ детей - (произошло искажение информации, а именно помеха, источник помехи - вода).


(Слайд № 22)

Физкультминутка (1 мин.)

(Слайд № 23)

Закрепление нового материала (8 мин.)

Учитель.

Ребята, пора нам закрепить полученные знания, а для этого нам необходимо совместное выполнение заданий в электронных тетрадях по теме «Передача информации» зад. № 106-115.



(Слайд № 24)

Рефлексия учебной деятельности (4 мин.)

Учитель.

Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

Достигли ее?

Какую отметку вы бы поставили себе за работу на уроке? Оцените свою работу, с помощью рефлексивного дарца, поставив отметку в том месте, какую оценку вы заслужили.



(Слайд № 25)

Домашнее задание (1 мин.)

Учитель.

Учебник §6 (пересказ).

Заполнить таблицу. Определите источник, приемник и характер передачи информации.



Ф.И.________________________________


Ситуация

Источник

Приёмник

Характер передачи

Мальчик просыпается от звонка будильника

Будильник

Мальчик

односторонняя

Бабушка читает письмо

Письмо

Бабушка

односторонняя

Вывешен знак, запрещающий проезд по улице

Знак

Водители

односторонняя

Мальчик получил пригласительный билет на ёлку

Билет

Мальчик

односторонняя

Разговаривают две подруги Таня и Лена

Таня и Лена

Таня и Лена

двухсторонняя

Учитель объясняет новый материал всему классу

Учитель

Учащиеся класса

двусторонняя

Школьник читает текст в учебнике

Учебник

Школьник

односторонняя

Человек читает объявление в газете

Газета

Человек

односторонняя





































Самоанализ урока информатики в 5 классе

по теме «Передача информации».

Вы познакомились с уроком информатики в 5 классе. Раздел программы: Информация вокруг нас. Тема урока: Передача информации. По этой теме урок первый

Информатика преподается третий год, количество уроков в неделю – 1 час, в год – 34 часов. При преподавании предмета использую программу и рабочие тетради Л. Л. Босовой, электронные тетради Д. Тарасов. Тематический план составлен с учетом аппаратного и программного обеспечения, которым располагает наше образовательное учреждение. Соблюдается протяженность времени, которое учащиеся могут проводить за монитором – до 20 минут урока.

В настоящее время школе принадлежит особая роль выбрать эффективную систему оказания помощи ребенку в его подготовке к реальной жизни. Мотивы и потребности, привычки и ценности, практические навыки – багаж, которым они овладеют в школе, будет сопровождать наших детей всю последующую жизнь. Так как на уроках информатики с применением компьютеров учащиеся должны освоить ряд практических навыков и уметь применять их в дальнейшей своей деятельности, то весь учебный материал разделён на разделы. Поэтому все уроки курса информатики в этом классе являются взаимосвязанными, подчиненными цели: созданию собственного продукта, где сочетаются практические навыки + теория + собственное видение ребенка окружающего мира.

Тип урока: комбинированный.

На этом уроке я постаралась показать то, что считаю важным в преподавании информатики в 5 классе.

Задачи урока были выполнены.

Главная цель на этом уроке: повторение и обобщение изученного материала курса информатики, а также освоение нового знания по теме.

Методы и формы обучения на уроке учитывают специфику предмета информатики. Данный урок построен на деятельной основе с использованием элементов игровой технологии, работы в группах.

Считаю удачной выбранную структуру урока. В начале урока обучающимся легко дается концентрация внимания, исходя из этого, основная мыслительная нагрузка была в первой половине урока. В этом заключается логическая связь между этапами урока. А также поддерживается высокая работоспособность детей на уроке.

Контроль усвоения знаний был организован через различные виды работы. Урок получился результативным как для меня, так и для детей.





12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!