Тема урока: «Передача информации»
Класс: 5
Форма проведения: «открытие» нового знания
Планируемые образовательные результаты:
предметные – общие представления о передаче информации как информационном процессе; представления об источниках информации, информационных каналах, приёмниках информации;
личностные – понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики;
метапредметные – понимание единой сущности процесса передачи информации;
познавательные – общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
коммуникативные – формулировать собственное мнение, слушать собеседника;
регулятивные - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно о передаче информации и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Решаемые учебные задачи:
раскрыть суть информационного процесса передачи информации, ознакомить учащихся со схемой передачи информации;
рассмотреть примеры передачи информации, научить выделять в них источники информации, информационные каналы, приёмники информации.
Используемые на уроке средства ИКТ:
Методическая литература:УМК «Информатика и ИКТ» для 5-6 классов ФГОС, автор Босова Л. Состав УМК:
Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса
Информатика и ИКТ: электронная тетрадь для 5 класса
Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие
Информатика и ИКТ: учебная программа и поурочное планирование для 5–6 классов
Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 5 класса: методическое пособие
Интернет-ресурсы: http://ru.wikipedia.org/wiki/Передача_информации
Ход урока.
Организационный момент. Приветствие. (6 мин.)
(Слайд № 1)
Учитель.
Прозвенел звонок!
Позвал на урок!
Будем мы рассуждать,
И друг другу помогать.
Давайте настроимся на урок, улыбнемся и поприветствуем друг друга!
Приветствие “Здравствуйте!”
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
(Слайд № 2)
Учитель.
Предлагается провести эксперимент. В кристаллизатор налить чистой воды (соблюдать правила техники безопасности). Заранее приготовить лист бумаги формата А5, на котором написать акварельными красками “Привет!”.
Учитель.
Вопрос учащимся:
Как вы думаете, что произойдет, если лист бумаги поместить в воду?
Достоверна ли будет информация, написанная на листе?
Что явилось причиной этого недоразумения? Ребята, на эти вопросы вы мне ответите, когда мы с вами вместе рассмотрим новую тему.
Учитель.
(Слайд № 3)
Перед вами несколько жизненных ситуаций. Давайте подумаем:
Учитель.
Что они все делают? Передают информацию.
Ребята, как вы думаете, что мы должны узнать на уроке? Цель нашего сегодняшнего урока:
(Слайд № 4)
повторить изученный материал;
рассмотреть примеры передачи информации;
научить выделять в них источники информации, информационные каналы, приёмники информации.
(Слайд № 5)
Учитель.
Следовательно, тема нашего сегодняшнего урока «Передача информации» (запись темы в опорный конспект).
Объяснение нового материала.
«Открытие нового знания» (20 мин.)
Учитель. Для того чтобы приступить к изучению новой темы, нам необходимо пройти несколько простых заданий.
(Слайд № 6) Экспресс-опрос по вопросам; (2 человека)
- Вопросы «спрятаны под фигурами». Выберите фигуру.
Учитель.
(Слайд № 9) Ребята, для выполнения следующих заданий мне необходимо ваше участие.
1 группа: Работа в электронных тетрадях: тема «Носители информации» зад. № ____ (5 человек) – подведение итогов доступно в электроном пособии.
Работа с электронными тетрадями позволит указать информационный носитель и форму представления информации.
2 группа: Рассортировать предметы по группам: (5 человек) – предлагается сделать коллаж, а учащиеся 1 группы оценивают по пятибалльной системе.
Создание коллажа позволит учащимся рассортировать предметы по группам.
Учитель.
Развитие человечества было бы невозможно без обмена информацией. С давних времён люди из поколения в поколение передавали свои знания, извещали об опасности или передавали важную и срочную информацию, обменивались сведениями.
Учитель.
(Слайд № 10) Ребята, предлагаю вашему вниманию видеосюжет «Как передаётся информация» (Фиксики).
(Слайд № 11)Изобразим передачу информации в виде схемы
Приемник информации
Информационный канал
Источник информации
В каком направлении происходит передача информации?
(От источника к приемнику)
Источник информации –это человек, животное, устройство или явление передающее информацию.
Приемник информации – этолюди и всё живое на Земле, что способно воспринимать информацию, технические устройства, специально для этого созданные человеком.
Информационные каналы бывают: (Слайд № 12)
К техническим каналам относятся телефон, радио, телевидение, компьютерные сети.
К биологическим каналам относятся органы чувств.
Передача информации в природе. (Слайд № 13)
В живой природе постоянно происходит прием и передача информации.
Например:
Солнечные лучи, ветер, дождь тоже передают информацию, а растения и животные воспринимают ее и используют как управляющие сигналы в своей жизни. Так, свет и тепло, которые несут солнечные лучи, указывают растениям, когда надо распускать почки, а когда сбрасывать листья, готовясь к зиме.
Удивительным способом приема и передачи информации о том, где много цветов и можно собрать мед, пользуются пчелы. Это называется танец. Пчела, которая нашла цветущую поляну или липовую рощу, прилетает к своему улью и начинает «танцевать» в воздухе перед своими братьями, которые наблюдают за ней. После чего весь пчелиный рой отправляется в указанное место за нектаром.
Лесные и луговые цветы, испуская ароматы, сообщают насекомым о том, что в чашечках цветов заготовлен нектар, который можно взять, прихватив заодно и пыльцу для опыления других цветов.
Учитель.
(Слайд №14)
Давайте, с вами поиграем в игру «Сломанный телефон».
Игра «Сломанный телефон», ребятам дается два слова для передачи информации по часовой стрелке и против часовой стрелки. Результат сообщается учителю (саквояж, переправа).
(Слайд № 15)
Помехи при передаче информации:
искажение звука в телефоне,
шум, влияющий на работу радиоприёмника,
искажение или затемнение изображения в телевизоре,
ошибки при передаче по телеграфу.
(Слайд № 16)
Ситуация 1: играя в компьютерную игру, вы постоянно обмениваетесь информацией с компьютером: воспринимаете сюжет, правила и текущую ситуацию, анализируете полученную информацию и передаёте компьютеру некоторые управляющие команды.
Ответ: Двухсторонняя передача информации
(Слайд № 17)
Ситуация 2: просмотр телепередачи всей семьёй
Сколько источников и сколько приёмников информации?
Ответ: один источник – телевизор, приемников – четыре
(Слайд № 18)
Ситуация 3: вы готовите сообщение по информатике
Что источник и что приёмник информации?
Ответ: источник – книга, приемник – ученик
(Слайд № 19)
Вспомните сказку А.С. Пушкина о царе Салтане. Пока Салтан воевал, царица родила сына – царевича Гвидона(входят учащиеся одетые в русские народные костюмы и инсценируют сюжет из сказки):
…Шлёт с письмом она гонца,
Чтоб порадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Извести её хотят,
Перенять гонца велят;
Назовите источник информации, её приёмник и информационный канал. Кто в данной ситуации создавал помехи для передачи информации?
Ответ: источник – царица, приемник – царь Салтан, гонец – канал связи, помехи – ткачиха, повариха, Бабариха.
(Слайд № 20)
Вывод: Если есть передача информации, то обязательно есть её источник и её приёмник (получатель). В процессе передачи информация может утрачиваться, искажаться.
Учитель.
Это происходит из-за различных помех на канале связи. С такими ситуациями вы встречаетесь достаточно часто: искажение звука в телефоне, помехи при телевизионной передаче, ошибки телеграфа, неполнота переданной информации, неверно выраженная мысль, ошибка в расчётах.
Человечество всегда стремилось к передаче информации без помех, создавая всё новые и надёжные средства связи.
(Слайд № 21)
Ребята, вот и с нашей надписью «ПРИВЕТ» на листе произошли искажения. Так давайте же ответим на вопросы которые мы с вами ставили в начале урока.
Как вы думаете, что произошло, когда я лист бумаги поместила в воду?
Достоверна ли теперь информация, написанная на листе?
Что явилось причиной этого недоразумения?
Ответ детей - (произошло искажение информации, а именно помеха, источник помехи - вода).
(Слайд № 22)
Физкультминутка (1 мин.)
(Слайд № 23)
Закрепление нового материала (8 мин.)
Учитель.
Ребята, пора нам закрепить полученные знания, а для этого нам необходимо совместное выполнение заданий в электронных тетрадях по теме «Передача информации» зад. № 106-115.
(Слайд № 24)
Рефлексия учебной деятельности (4 мин.)
Учитель.
Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
Достигли ее?
Какую отметку вы бы поставили себе за работу на уроке? Оцените свою работу, с помощью рефлексивного дарца, поставив отметку в том месте, какую оценку вы заслужили.
(Слайд № 25)
Домашнее задание (1 мин.)
Учитель.
Учебник §6 (пересказ).
Заполнить таблицу. Определите источник, приемник и характер передачи информации.
Ф.И.________________________________
Ситуация | Источник | Приёмник | Характер передачи |
Мальчик просыпается от звонка будильника | Будильник | Мальчик | односторонняя |
Бабушка читает письмо | Письмо | Бабушка | односторонняя |
Вывешен знак, запрещающий проезд по улице | Знак | Водители | односторонняя |
Мальчик получил пригласительный билет на ёлку | Билет | Мальчик | односторонняя |
Разговаривают две подруги Таня и Лена | Таня и Лена | Таня и Лена | двухсторонняя |
Учитель объясняет новый материал всему классу | Учитель | Учащиеся класса | двусторонняя |
Школьник читает текст в учебнике | Учебник | Школьник | односторонняя |
Человек читает объявление в газете | Газета | Человек | односторонняя |
Самоанализ урока информатики в 5 классе
по теме «Передача информации».
Вы познакомились с уроком информатики в 5 классе. Раздел программы: Информация вокруг нас. Тема урока: Передача информации. По этой теме урок первый
Информатика преподается третий год, количество уроков в неделю – 1 час, в год – 34 часов. При преподавании предмета использую программу и рабочие тетради Л. Л. Босовой, электронные тетради Д. Тарасов. Тематический план составлен с учетом аппаратного и программного обеспечения, которым располагает наше образовательное учреждение. Соблюдается протяженность времени, которое учащиеся могут проводить за монитором – до 20 минут урока.
В настоящее время школе принадлежит особая роль выбрать эффективную систему оказания помощи ребенку в его подготовке к реальной жизни. Мотивы и потребности, привычки и ценности, практические навыки – багаж, которым они овладеют в школе, будет сопровождать наших детей всю последующую жизнь. Так как на уроках информатики с применением компьютеров учащиеся должны освоить ряд практических навыков и уметь применять их в дальнейшей своей деятельности, то весь учебный материал разделён на разделы. Поэтому все уроки курса информатики в этом классе являются взаимосвязанными, подчиненными цели: созданию собственного продукта, где сочетаются практические навыки + теория + собственное видение ребенка окружающего мира.
Тип урока: комбинированный.
На этом уроке я постаралась показать то, что считаю важным в преподавании информатики в 5 классе.
Задачи урока были выполнены.
Главная цель на этом уроке: повторение и обобщение изученного материала курса информатики, а также освоение нового знания по теме.
Методы и формы обучения на уроке учитывают специфику предмета информатики. Данный урок построен на деятельной основе с использованием элементов игровой технологии, работы в группах.
Считаю удачной выбранную структуру урока. В начале урока обучающимся легко дается концентрация внимания, исходя из этого, основная мыслительная нагрузка была в первой половине урока. В этом заключается логическая связь между этапами урока. А также поддерживается высокая работоспособность детей на уроке.
Контроль усвоения знаний был организован через различные виды работы. Урок получился результативным как для меня, так и для детей.
12