СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по литературному чтению на тему: басня И.А.Крылова «Мартышка и очки»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению»

ГАОУ СПО НСО

«Черепановский педагогический техникум»

Школа: МОУ СОШ№1

Предмет: литературное чтение

Участники: 3 «б» класс

Учитель: Светлана Юрьевна Гетманова

Методист: Иванова Елена Викторовна

Студент: Бурухина Людмила Сергеевна

Тема урока: басня И.А.Крылова «Мартышка и очки»

Тип урока: открытие нового знания

Цель: познакомить учащихся с басней И.А.Крылова «Мартышка и очки»; учить их читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; развивать творческие способности детей, навыки беглого чтения.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.

Формируемые универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные УУД:

Учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения.

Познавательные УУД:

Знать структуру басни, модель басни.

Коммуникативные УУД:

Понимать нравственный смысл басен, характер героев.

Личностные УУД:

Проявлять интерес к творчеству И.А.Крылова и чтению его басен.

Оборудование: интерактивная доска, учебник з класс, портрет И.А.Крылова, презентация

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

-Приветствие

-Организация класса

Отдых наш кончается,

Работа начинается.

Усердно будем мы трудится,

Чтобы чему-то научится.

Приветствие учителя

Подготовка к учебной деятельности

II. Речевая разминка

Скороговорка:

Слышен шорох в камышах,

От него шумит в ушах,

Сто бесстрашных лягушат

Цаплю шепотом страшат.

1.Читаем про себя

2.Читаем все вместе следя за указкой

3.Читаем в пол голоса

4. Читаем шепотом

5. Читаем быстро

Какой звук встречается в скороговорке? (ш)

6. Читаем скороговорку с выделением звука Ш

Мы провели разминку читали в пол голоса, шепотом, быстро, и с выделением звука Ш

Подготавливают речевой аппарат

Читают про себя

Читают все вместе





2-3 человека


2-3 человека

2-4 человека

Отвечают

2-3 человека

III. Актуализация знаний

-Откройте учебник на странице 134. Прочитайте название басни.

Как вы думаете, о чём она?



Отвечают на вопрос

IV. Создание проблемной ситуации

И.А.Крылов в отличии от Александра Сергеевича Пушкина тоже высмеивал людские пороки своих произведениях, но в отличии от Пушкина не разу не был сослан в ссылку, потому что он придумал хитрый ход.

-Как вы думаете что он придумал? (стал писать басни).

-Портрет И.А.Крылова (слайд 1).

Иван Андреевич Крылов русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук (1841). Писал трагедии и комедии. Родился в Москве. Крылов переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром. Крылов очень любил и уважал людей, хотел, чтобы они стали лучше. Басни его высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, наглую самоуверенность. Иван читал свои басни удивительно просто и искренне; вернее даже он не читал басни, а рассказывал, как бы беседуя со своими слушателями, непосредственно обращаясь к ним. Поэт выставлял своих басенных героев в смешном свете и вносил тем самым долю юмора, доброты и тепла при рассказывании.

- Какие басни Крылова вы уже знаете? (Стрекоза и муравей; Лебедь, рак и щука; Моська).

-Что такое басня? (слайд 2) (небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в которой высмеиваются пороки людей).

-Что всегда есть в басне?

-Что такое мораль? (это вывод, басня начинается, или заканчивается моралью, поучением, где объясняется смысл басни).

- Кто является главными героями басни? (животные)

-Чьи поступки высмеивает автор? (все недостатки людей, Крылов переносит на животных)

-А это обидно для человека? (нет)

-Как вы думаете указывал ли автор в баснях на недостатки конкретного человека? (Нет. Он просто высмеивал плохие поступки всех людей).

- И действительно ребята популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали друг другу и боевые генералы, и рядовые солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр I, и Николай II ими зачитывались.

Слушают учителя







Отвечают


Рассматривают портрет, слушая учителя.























Отвечают на вопросы



Дают определение басни





Мораль

Дают определение морали





Отвечают на вопросы











Слушают учителя

V. Открытие нового знания

Откройте учебник на странице 134, и посмотрите на иллюстрацию, что вы видите? (мартышка примеряет очки)

-Зачем она это делает?

-Сейчас вы прослушаете басню и сравните содержание.

-Настроить детей на слушанье басни.

-Проверка первичного восприятия.

Понравилась или не понравилась вам басня?

Чем она понравилась или не понравилась?

Какие чувства вызывает у вас эта басня?

Прочитайте про себя басню и подчеркните карандашом слова, которые вам не понятны в тексте.

-Словарная работа. ( слайд 3)

Мартышка - маленькая обезьяна

Слаба - ослабла зрением к старости

Слыхала - слышала

Большой руки - не большое горе

Полдюжины- 6

*Дюжина- 12

Темя - верхняя часть головы

Нанижет - оденет подряд на нитку или проволоку

Тьфу пропасть - бесполезно

Врак - враньё

Проку - нет толку

Досада - чувство раздражения, обида

Хватила - бросила

Невежда - необразованный человек

*Невежа - грубый, невоспитанный человек

К худу клонит- к плохому клонит

Познатней - знать, высший слой

-ФИЗМИНУТКА.

Раз - подняться, потянуться.

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка,

головою три кивка.

На четыре - ноги шире,

Пять - руками помахать.

Шесть - за парту есть опять

-Перечитайте басню.

Открывают учебник.

Отвечают на вопросы.




Слушают басню.





Отвечают на вопросы, полным ответом.





Выполняют задание.



Говорят не понятные слова





















Повторяют движения за учитилем







3 человека читают

VI. Анализ произведения

1.Что высмеивает Крылов в этой басне? (глупость необразованного человека)

2. Давайте найдём строчками мораль. Зачитаем её. (к несчастью, то ж ….)

3. Почему мартышка решила завести очки? (у неё было плохое зрение)

4. Достала она очки или нет? И сколько? (да, 6)

5. С каким настроением она их надевала? Зачитайте строчки. (вертит очками так и сяк..)

6. С какой интонацией мы будем читать эти строки? (сердито, обидно)

7. Как вы думаете, почему Крылов героиней басни выбрал именно мартышку? (мартышки - подвижные животные, они любят пародировать людей).

8. Почему мартышка решила, что люди её обманули? (она не знала, как пользоваться очками, и не поняла значение этого предмета).

9. В чём комичность ситуации? (Весёлость, юмор).

10. Ребята, а если бы не было в басне морали, то вы бы догадались, какие недостатки людей высмеивает Крылов? (Да).

11. (7 вопрос учебника) Обсудите с другом, похожи ли между собой слова невежда и невежа. Объясните смысл каждого из них.

Ответы детей на вопросы
































Невежда - необразованный человек.

Невежа - грубый, невоспитанный человек.

VII. Работа над выразительным чтением.

Сколько героев в басни? (2- автор, мартышка)

Чтение по ролям (5 минут на подготовку)

Давайте оценим детей, которые читали по ролям

Отвечают


Готовятся к чтению по ролям

VIII. Итог урока

С каким автором познакомились? (И.А. Крылов)

С каким произведением

познакомились? (Мартышка и очки)

Что было трудно?

Что легко?

Ответы детей

IX. Домашняя работа

Выучить наизусть басню И.А. Крылова «Мартышка и очки»

Записывают домашнее задание