II. Речевая разминка | Скороговорка: Слышен шорох в камышах, От него шумит в ушах, Сто бесстрашных лягушат Цаплю шепотом страшат. 1.Читаем про себя 2.Читаем все вместе следя за указкой 3.Читаем в пол голоса 4. Читаем шепотом 5. Читаем быстро Какой звук встречается в скороговорке? (ш) 6. Читаем скороговорку с выделением звука Ш Мы провели разминку читали в пол голоса, шепотом, быстро, и с выделением звука Ш | Подготавливают речевой аппарат Читают про себя Читают все вместе 2-3 человека 2-3 человека 2-4 человека Отвечают 2-3 человека |
IV. Создание проблемной ситуации | И.А.Крылов в отличии от Александра Сергеевича Пушкина тоже высмеивал людские пороки своих произведениях, но в отличии от Пушкина не разу не был сослан в ссылку, потому что он придумал хитрый ход. -Как вы думаете что он придумал? (стал писать басни). -Портрет И.А.Крылова (слайд 1). Иван Андреевич Крылов русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук (1841). Писал трагедии и комедии. Родился в Москве. Крылов переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром. Крылов очень любил и уважал людей, хотел, чтобы они стали лучше. Басни его высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, наглую самоуверенность. Иван читал свои басни удивительно просто и искренне; вернее даже он не читал басни, а рассказывал, как бы беседуя со своими слушателями, непосредственно обращаясь к ним. Поэт выставлял своих басенных героев в смешном свете и вносил тем самым долю юмора, доброты и тепла при рассказывании. - Какие басни Крылова вы уже знаете? (Стрекоза и муравей; Лебедь, рак и щука; Моська). -Что такое басня? (слайд 2) (небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в которой высмеиваются пороки людей). -Что всегда есть в басне? -Что такое мораль? (это вывод, басня начинается, или заканчивается моралью, поучением, где объясняется смысл басни). - Кто является главными героями басни? (животные) -Чьи поступки высмеивает автор? (все недостатки людей, Крылов переносит на животных) -А это обидно для человека? (нет) -Как вы думаете указывал ли автор в баснях на недостатки конкретного человека? (Нет. Он просто высмеивал плохие поступки всех людей). - И действительно ребята популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали друг другу и боевые генералы, и рядовые солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр I, и Николай II ими зачитывались. | Слушают учителя Отвечают Рассматривают портрет, слушая учителя. Отвечают на вопросы Дают определение басни Мораль Дают определение морали Отвечают на вопросы Слушают учителя |
V. Открытие нового знания | Откройте учебник на странице 134, и посмотрите на иллюстрацию, что вы видите? (мартышка примеряет очки) -Зачем она это делает? -Сейчас вы прослушаете басню и сравните содержание. -Настроить детей на слушанье басни. -Проверка первичного восприятия. Понравилась или не понравилась вам басня? Чем она понравилась или не понравилась? Какие чувства вызывает у вас эта басня? Прочитайте про себя басню и подчеркните карандашом слова, которые вам не понятны в тексте. -Словарная работа. ( слайд 3) Мартышка - маленькая обезьяна Слаба - ослабла зрением к старости Слыхала - слышала Большой руки - не большое горе Полдюжины- 6 *Дюжина- 12 Темя - верхняя часть головы Нанижет - оденет подряд на нитку или проволоку Тьфу пропасть - бесполезно Врак - враньё Проку - нет толку Досада - чувство раздражения, обида Хватила - бросила Невежда - необразованный человек *Невежа - грубый, невоспитанный человек К худу клонит- к плохому клонит Познатней - знать, высший слой -ФИЗМИНУТКА. Раз - подняться, потянуться. Два - согнуться, разогнуться. Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре - ноги шире, Пять - руками помахать. Шесть - за парту есть опять -Перечитайте басню. | Открывают учебник. Отвечают на вопросы. Слушают басню. Отвечают на вопросы, полным ответом. Выполняют задание. Говорят не понятные слова Повторяют движения за учитилем 3 человека читают |
VI. Анализ произведения | 1.Что высмеивает Крылов в этой басне? (глупость необразованного человека) 2. Давайте найдём строчками мораль. Зачитаем её. (к несчастью, то ж ….) 3. Почему мартышка решила завести очки? (у неё было плохое зрение) 4. Достала она очки или нет? И сколько? (да, 6) 5. С каким настроением она их надевала? Зачитайте строчки. (вертит очками так и сяк..) 6. С какой интонацией мы будем читать эти строки? (сердито, обидно) 7. Как вы думаете, почему Крылов героиней басни выбрал именно мартышку? (мартышки - подвижные животные, они любят пародировать людей). 8. Почему мартышка решила, что люди её обманули? (она не знала, как пользоваться очками, и не поняла значение этого предмета). 9. В чём комичность ситуации? (Весёлость, юмор). 10. Ребята, а если бы не было в басне морали, то вы бы догадались, какие недостатки людей высмеивает Крылов? (Да). 11. (7 вопрос учебника) Обсудите с другом, похожи ли между собой слова невежда и невежа. Объясните смысл каждого из них. | Ответы детей на вопросы Невежда - необразованный человек. Невежа - грубый, невоспитанный человек. |
VII. Работа над выразительным чтением. | Сколько героев в басни? (2- автор, мартышка) Чтение по ролям (5 минут на подготовку) Давайте оценим детей, которые читали по ролям | Отвечают Готовятся к чтению по ролям |