Класс: 1 – Б, МБОУ «СОШ №2 им. А. И. Исаевой»
Учитель: Дука Н.Ю.
1) Учебник: Математика «Учись учиться». 1 класс. Часть 3. Учебник комплекта «Учебник + рабочие тетради» / Л.Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2012
2) Тетрадь: Математика «Учись учиться». 1 класс. Часть 3. Рабочая тетрадь комплекта «Учебник + рабочие тетради»/ Л.Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2012
3) «Построй свою математику»: Блок-тетрадь эталонов для 1 класса по программе «Школа 2000…». – М.: Институт СДП, 2012.
Тип урока: открытие нового знания.
1.Математика. 1 класс: Методические рекомендации. Пособие для учителей. М.: Издательство «Ювента», 2007г.
2.Диск. Сценарии уроков к учебнику «Математика» для начальной школы по программе «Учись учиться», 1 класс, 3 часть.
Тема: Решение составных задач на нахождение целого.
- найти способ решения составных задач на нахождение целого.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I этап «Мотивация к учебной деятельности». Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне (надо, могу, хочу). |
1) Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво. Поздоровались учтиво. Посмотрели на меня. Вижу, класс наш хоть куда! Мы начнем урок тогда. 2) Посмотрите на доску. - Что вы видите на плакатах? (три схемы задач). - Все схемы вам знакомы? - Чему будет посвящен наш урок? - Какая тема урока? - Всё ли мы знаем о задачах? - Хотите узнать о них что-то новое и интересное? - Вспомним, как мы узнаем новое. (два шага учебной деятельности) - Я желаю вам успеха на уроке. Повернитесь друг к другу и пожелайте удачи. | Дети стоят около своих парт, приветствуют гостей, тихо садятся за парты. - Схемы задач. - Да. - Решению задач. - Решение задач. - Нет. - Да… - Мы должны сделать два шага: понять, что мы не знаем, и самим открыть способ. Дети улыбаются друг другу и желают удачи на уроке. | 1.Регулятивные: смысловая саморегуляция. 2.Коммуникативные: взаимодействие с партнером. 3.Личностные: смыслообразование. |
II этап «Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии». Цель: готовность мышления учащихся и осознание потребности к построению нового способа действий. |
I. Работа над первой задачей: 1) Для открытия нового нам необходимо повторить ранее пройденное и я вам предлагаю выполнить следующее задание. - Я читаю задачу, а вы должны подобрать схему к задаче и «одеть» её. Схемы у вас на парте. - Кто повторит, какое задание нужно выполнить. - Внимательно слушаем задачу: «Рита вчера съела 3 яблока, а сегодня – на 2 яблока больше. Сколько яблок съела Рита сегодня?» (задача на экране) 2) Покажите, какую схему вы выбрали. - Почему? - Проверьте правильность заполнения схемы. - Кто допустил ошибку? Исправьте её. 3) Какое число надо найти? - Как найти большее число? (на доску плакат) - Какое решение этой задачи? II. Работа над второй задачей: 1) Следующая задача: «Рита вчера съела 3 яблока, а сегодня 5 яблок. Сколько всего яблок съела Рита за два дня?» - К прочитанной задаче подберите схему, «оденьте» её. - Кто повторит задание? 2) Какую схему вы выбрали? - Почему? - Проверьте правильность заполнения схемы. 3) Какое число вы находили? Как найти целое? (на доску плакат) - Какое решение этой задачи? 4) Сравните эти задачи: - Чем они различаются? - Что у них общего? 5) Что мы с вами повторили? (виды задач: на нахождение целого и на разностное сравнение). - Почему я вам предложила именно это для повторения? 6) Теперь вы можете приступить к заданию на пробное действие. - Что будет вашим результатом при работе с пробным действием. - Я предлагаю вам решить задачу (на слайде) «Рита вчера съела 3 яблока, а сегодня – на 2 яблока больше. Сколько яблок съела Рита за два дня?» - Чтобы решить задачу, что надо сначала сделать? - Прочтите задачу и назовите схему, которая поможет решить задачу. - У кого нет ответа? - Что вы не смогли сделать? - У кого есть ответ. Вы можете обосновать, что сделали правильный выбор? - Что вы не можете сделать? - Что показало наше пробное действие? | Дети из трех схем выбирают нужную, записывают на ней данные. Ученик повторяет задание, которое дал учитель. Дети поднимают карточку со схемой. - Это задача на разностное сравнение чисел. Дети проверяют правильность заполнения схемы по образцу на экране. Дети поднимают руки, исправляют ошибки. - Большее. - Надо к меньшему числу прибавить разность. Дети устно проговаривают решение: 3+2=5 (яб.) Дети повторяют задание. Показывают схему. - Задача на нахождение целого. Проверяют по экрану. - Целое. - Надо известные части сложить. Дети устно проговаривают решение: 3+5=8 (яб.) - Задачи разных типов. - Одна и та же ситуация. - Поможет в открытии нового знания. - Мы сможем выяснить, что мы не знаем. - Выбрать и заполнить схему. - Мы не смогли выбрать схему для решения такой задачи. - Мы не можем обосновать свой выбор. - Мы не смогли выбрать схему, возникла трудность. | 1.Регулятивные: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция. 2.Познавательные: умение структурировать знания, анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. |
III этап «Выявление места и причины затруднения». Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения. |
Какой следующий шаг вы должны сделать? Какое задание вы выполняли? Что в этой задаче нового? Что в задаче надо найти? А вы разве не умеете находить целое? Почему же возникло затруднение? | - Надо остановиться и начать думать. - Мы выбирали схему к новой задаче. - Целая часть дана в виде частей. - Надо найти целое. - Умеем, но, чтобы найти целое надо знать части, а они не известны. - Нет способа решения такого вида задач. | Познавательные: постановка и формулирование проблемы. |
IV этап «Построение проекта выхода из затруднения». Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. |
- Какая цель вашей дальнейшей деятельности? -Что вам поможет в достижении цели? - С чего начинаем решать задачу? - Что дальше надо сделать? - Какой будет следующий шаг? - Чем завершится ваша работа? - У нас получился план нашего решения. - Какую схему мы возьмем за основу? | - Научиться решать такие задачи, найти способ решения таких задач… - Известные типы задач и схемы, правила. - С составления схемы. - Заполним схему. - Выстроим ход решения и запишем его. - Сформулируем способ решения таких задач. - На разностное сравнение. | 1.Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование. 2.Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
V этап «Реализация построенного проекта». Цель: построение и фиксация нового знания. |
1) Итак, мы взяли схему Я предлагаю вам заполнить её и решить задачу в группах. Вспомните правила работы в группе. - На схеме, которую мы взяли за основу, запишите все данные. (схема раздается для каждой группы). Если не могут самостоятельно, то оказать помощь: - При записи, каких данных возникает трудность? - В математике уже придумали свой знак, который обозначает объединение. Этот знак называется… «фигурная скобка». (показать на схеме на доске). - Нарисуйте его на своих схемах. - Все ли данные вы нанесли на схему? - Сколько вы видите знаков вопроса? - Какой вопрос главный? - Обведите его в кружок. 2) Представьте свои проекты. 3) Мы правильно оформили схему. - Какой следующий шаг? - Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? - Можем ли это узнать? - Каким действием? - Итак, что вы должны узнать в первом действии? (мы найдем неизвестную часть, на доску пункт алгоритма) - Что узнаете во втором действии? (мы найдем целое, на доску второй пункт алгоритма) - Каким действием? - Запишите решение в тоненькой рабочей тетради. Записывайте каждое действие с новой строчки. - Проверяем решение с образцом. - Сколько у вас знаков вопроса в схеме? - Сколько действий? - Итак, удалось ли вам справиться с затруднением? - Такие задачи в математике называют «составными», как вы думаете, почему? (В этих задачах два действия.) -Сформулируйте план решения такой задачи, который у нас получился в ходе работы над задачей. . Что необходимо сначала узнать? - А потом? - Что еще необходимо в него внести? 4) У нас получился алгоритм решения составной задачи. - Где мы можем проверить, правильно ли мы его вывели? - Откройте учебник на стр.20, посмотрите на эталон. Правильно ли мы его составили? - Смогли вы справиться с затруднением? - Что вам позволяет «открытый» способ? - Я раздаю вам наши эталоны, в которых написан алгоритм решения составной задачи и, как правильно комментировать эти задачи. | Дети называют правила работы в группе. Записывают данные из задачи на схеме коллективно. - Вопрос. Дополняют схему. - Да. - Два. - Вопрос задачи «Сколько яблок съела Рита за два дня?» Обводят в кружок. Несколько человек вывешивают свои схемы на доску. - Мы должны определить ход решения. - Нет, мы не знаем, сколько яблок съела Рита сегодня. - Да, найдем большее число. - Сложением. - Мы узнаем количество яблок, съеденных Ритой сегодня. - Все количество яблок за два дня. - Сложением. Дети записывают решение. - Два. - Два. - Да. - … - Сначала нужно узнать неизвестную часть. - Найти целое, ответить на вопрос задачи. - В учебнике, в эталоне. - Да. - Да. - Решать составные задачи. | 1.Коммуникативные: планирование, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера… 2.Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. |
VI этап «Первичное закрепление во внешней речи». Цель: применение нового знания в типовых заданиях. |
1) А теперь мы решим задачу №2 в парах (записывать на листочках) - Прочитайте внимательно задачу. - Что известно? - Что нужно найти? - Используя комментирование в эталоне, решите данную задачу в паре. - Чтобы ответить на вопрос задачи, надо… - Сможем сразу ответить на вопрос задачи? - Что найдем первым действием? - что найдем вторым действием? - Запишите решение. - Итак, что нашли первым действием? - Что нашли вторым действием? - Проверим решение по образцу. - Мы смогли решить задачу в парах? - Где ошиблись? Оцените свою работу. | Учебник стр.20 №2 - Катя сделала 6 закладок, а Даша на 4 закладки меньше. - Сколько сделали девочки закладок вместе. - Найти сколько закладок сделали девочки. - Нет. - Неизвестную часть, вычитанием. - Затем сложением находим, сколько всего сделали. - Записывают решение. Один ученик решает у доски. - Неизвестную часть. - Целое. На слайде проверяют задачу. - Да. | Коммуникативные: управление поведением партнера… |
VII этап «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону». Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. |
1) А сейчас я предлагаю вам проверить, как вы сможете решить составную задачу самостоятельно. - Откройте рабочую тетрадь на стр.13 №4. - Прочитайте задачу. -«Оденьте» схему, запишите решение и ответ. - Кто повторит, какое задание будете выполнять? 2) Проверьте свои работы по образцу. - У кого есть ошибки? - Где допустили ошибки? - Если все правильно, то поставьте знак «+». Если есть ошибки, то исправьте их, поставьте знак вопроса. | Рабочая тетрадь стр.13 №4 Читают задачу, один ученик вслух. Повторяют задание. Дети озвучивают свои ошибки, если надо, то исправляют. Самооценка проводится зеленым карандашом. | 1.Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. 2.Познавательные: поиск и выделение информации, моделирование, анализ, синтез. |
VIII этап «Включение в систему знаний и повторение». Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. |
На данном уроке этап пропускается. | | Регулятивные: прогнозирование. |
IX этап «Рефлексия учебной деятельности». Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. |
1) Какое задание мы не смогли в начале урока выполнить? - Почему? - Какая была цель урока? - Достигли вы этой цели? - Как доказать, что достигли? - Вам удалось поучаствовать в «открытии» нового способа решения задач? - Оцените свою работу на уроке по лестнице успеха. - У нас есть ребята, которые поставили себя на верхнюю ступеньку? - Вы молодцы. - А у кого возникли трудности? - Что надо сделать, чтобы трудностей было меньше? 2) Надо ещё тренироваться в решении составных задач. - Поэтому я вам предлагаю дома выполнить следующее задание: - в эталонах повторить алгоритм решения задач - Спасибо за урок. | - Не смогли решить задачу. - Не знали как. - Научиться решать такие задачи, найти способ. - Да. - Мы решили самостоятельную работу. Учащиеся оценивают свою работу на листе самооценки в виде лестницы. Озвучивают свои трудности. - Еще тренироваться. | 1.Познавательные: умение структурировать знания, знаково-символические. 2.Коммуникативные: управление поведением партнера… 3.Регулятивные: оценка, волевая саморегуляция. |