Тема: «Строение и функции спинного мозга»
Класс: 8
Тип урока: урок открытия нового знания
Технологии: ИКТ-технология, здоровьесберегающая, системно-деятельностного подхода, разноуровневого обучения, обучение в сотрудничестве, критического мышления .
Методы обучения: самостоятельная работа, частично- поисковый метод, беседа.
Формы обучения: индивидуальная, коллективная.
Формы контроля знаний: работа по индивидуальным тестам с разноуровневыми заданиями.
Цели: Сформировать знания о строении и функциях спинного мозга человека.
Познавательная: сформировать знания о строении спинного мозга в соответствии с выполняемыми функциями, развивать понятие рефлекса и рефлекторной дуги.
Развивающая: формировать умения самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи.
Воспитывающая: воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Планируемые результаты:
- предметные: знание о строении и функциях спинного мозга.
-метапредметные: умение работать с текстом учебника и раздаточным материалом, умение наблюдать, делать выводы.
- личностные: стремление к содействию учащихся, умение аргументировать свою позицию и прислушиваться к мнению других, вести здоровый образ жизни.
Оборудование: 3-Д комплекс, презентация, раздаточный материал, таблица “Спинной мозг”.
План урока:
Проверка знаний (тестирование по вариантам)
Изучение новой темы:
Закрепление знаний
Рефлексия
Домашнее задание.
Ход урока:
1. Организационный момент: Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Сядьте поудобнее, снимите с себя напряжение и настроитесь на изучение навой темы, знания которой вам в жизни пригодятся. Надеюсь, вы будите активно работать на уроке.
2. Проверка знаний (Задания с выбором одного верного ответа по вариантам):
1 вариант.
1 уровень
Чем регулируются и контролируются все процессы в организме человека?
1. Спинным и головным мозгом.
2. Кровью.
3. Нервной системой и гуморальной системой
С помощью какого механизма осуществляется нервная регуляция:
1. С помощью нервных импульсов, которые с огромной скоростью движутся по нервным структурам и несут нужную информацию.
2. Ферментов, увеличивающих скорость химических реакций.
3. Гормонов, выделяющихся в кровь.
Какой тканью образована нервная система:
Мышечной тканью.
Нервной тканью.
Соединительной тканью.
Рецепторы это:
Нервные окончания.
Гормон роста.
Нервные клетки в местах соединения друг с другом.
Рефлекс - это:
Ответная реакция организма.
Ответная реакция организма на воздействие внешней среды или изменение внутреннего состояния организма.
Ответная реакция организма на воздействие внешней среды.
2 уровень
Что регулирует вегетативная нервная система?
2 вариант.
1 уровень
1. Чем обеспечивается согласованная работа всех частей нашего организма?
1. Спинным и головным мозгом.
2. Кровью.
3. Нервной системой и железами эндокринного аппарата.
С помощью какого механизма осуществляется нервная регуляция:
1. С помощью нервных импульсов, которые с огромной скоростью движутся по нервным структурам и несут нужную информацию.
2. Ферментов, увеличивающих скорость химических реакций.
3. Гормонов, выделяющихся в кровь.
Какой тканью образована нервная система:
1.Мышечной тканью.
2.Нервной тканью.
3.Соединительной тканью.
Основу нервной системы составляют:
1.Нервные окончания.
2.Нейроны.
3.Нервные клетки в местах соединения друг с другом.
5. К центральной нервной системе относятся:
1. Нервы, нервные узлы, нервные клетки.
2. Спинной и головной мозг.
3. Рецепторы, синапсы.
2 уровень
Что регулирует соматическая нервная система?
Изучение новой темы:
На доске текст, где не хватает пропущенных слов. Детям предлагается заполнить пробелы, читая предложения по очереди. Тем самым осуществляется подход к новой теме.
Функционально нервная система делится на два отдела. _______________ регулирует работу скелетных мышц. Работой внутренних органов управляет ______________, который делится на два подотдела. При стрессовых («аварийных») ситуациях активизируется ________________, под влиянием которого увеличивается частота сердечных сокращений, повышается артериальное давление и т.п. Противоположное действие оказывает ___________________, который можно назвать «системой отбоя». Нервные центры обоих этих систем располагаются в _______________.
Учитель: Ребята, какие органы включают в себя ЦНС. (Головной и спинной мозг). Верно! И сегодня на нашем уроке речь пойдет об одном из них – спинном мозге.
Вместе подходят к теме урока: «Строение и функции спинного мозга» (запись в тетрадь).
Учитель: У каждой группы на столе лежит карточка с заданием. Но прежде, чем вы выполните его, прошу обратить внимание на доску. Вам предлагается просмотр отрывка о спинном мозге. Это поможет вам выполнить ваши задания в карточках.
Просмотр фрагмента «Спинной мозг» (3-Д комплекс).
Учитель: А теперь переходим к работе по карточкам в группах. На это вам дается 5 минут. Составьте тезисный план ответа, и ответьте по нему. В помощь вам учебник п.49 с. 186-189.
Группа 1. Особенности месторасположения спинного мозга. (Сделать обозначения, составить план ответа)

Группа 2. Строение спинного мозга. (Сделать обозначения, составить план ответа)

Группа 3. Функции спинного мозга. (Заполнить таблицу)
Серое вещество | Белое вещество |
Рефлекторная - принимает участие в двигательных реакциях Здесь располагаются центры безусловных рефлексов (коленный и т.д.). Вегетативные центры рефлексов мочеиспускания, дефекации, рефлекторная деятельность желудка | Проводниковая – проведение нервных импульсов (нисходящие и восходящие проводящие пути). Осуществляется связь различных отделов спинного мозга; Связь головного мозга с остальными частями ЦНС; Соединение рецепторов с исполнительными органами; |
Группа 4. Определить и подписать схему «Дуга соматического рефлекса».

Группа 5.. Определить и подписать схему «Дуга вегетативного рефлекса». 
Учитель: Ребята, а кто заметил разницу между двумя предыдущими схемами? Кто может рассказать, чем различаются дуги вегетативного и соматического рефлекса?
Учитель:Каждый человек должен, прежде всего, сам следить за своим здоровьем.
Как определить правильная ли у вас осанка? Какая должна быть осанка при ходьбе? К чему приведет не правильная посадка за партой? Какой портфель нужно носить ученику в школу? Почему? (при неправильном сидении за партой искривляется позвоночник, нарушаются природные изгибы…)
Закрепление:
Упражнение «С точностью до…» (определить о чем говорят эти цифры?)
40-45 см (длина спинного мозга)
1 - 1,5 см (толщина спинного мозга)
31 (пара нервов, связывающих спинной мозг с органами)
1й-2й (поясничные позвонки, на уровне которых заканчивается спинной мозг)
Упражнение «Найди ошибки»
1. Передние корешки спинного мозга включают в себя отростки чувствительных нейронов. 2. Задние корешки состоят из отростков двигательных нейронов. 3. При слиянии передних и задних корешков образуется спинномозговой нерв. 4. Общее количество спинномозговых нервов – 31 пара. 5. Спинной мозг имеет полость, заполненную лимфой.
Установите соответствие между примерами нервной деятельности человека и функциями спинного мозга.
ПРИМЕРЫ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФУНКЦИИ СПИННОГО
МОЗГА
1) коленный рефлекс, А) рефлекторная,
2) передача нервного импульса из спинного Б) проводниковая.
мозга в головной,
3) разгибание конечностей,
4) отдёргивание руки от горячего предмета,
5) передача нервного импульса из мозга
к мышцам конечностей.
Рефлексия:
Учитель: Используя прием критического мышления «Инсерт» давайте определим эффективность нашей работы на уроке. Для этого применяются следующие обозначения (они пишутся на доске, дети пытаются определить для себя, к какой категории они отнесут полученные знания):
«V» - это мне известно;
«+»- это для меня ново;
«-» - думал иначе;
«?» - не понял, есть вопросы.
Что нового сегодня вы узнали? Что вызвало затруднения? Как вы считаете, удалось ли нам ответить на поставленные в начале урока цель и задачи?
Домашнее задание:
Параграф 49, найти ответы на возникшие сегодня вопросы.
Дополнительно составить тест по теме «Спинной мозг» на 5-7 вопросов (запись в дневник и на доске).