СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: "Строение и функции спинного мозга"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний о строении и функциях спинного мозга.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Строение и функции спинного мозга"»

Тема: «Строение и функции спинного мозга»

Класс: 8

Тип урока: урок открытия нового знания

Технологии: ИКТ-технология, здоровьесберегающая, системно-деятельностного подхода, разноуровневого обучения, обучение в сотрудничестве, критического мышления .

Методы обучения: самостоятельная работа, частично- поисковый метод, беседа.

Формы обучения:  индивидуальная, коллективная.

Формы контроля знаний: работа по индивидуальным тестам с разноуровневыми заданиями.

Цели: Сформировать знания о строении и функциях спинного мозга человека.

Познавательная: сформировать знания о строении спинного мозга в соответствии с выполняемыми функциями, развивать понятие рефлекса и рефлекторной дуги.

Развивающая: формировать умения самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи.

Воспитывающая: воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.


Планируемые результаты:

- предметные: знание о строении и функциях спинного мозга.

-метапредметные: умение работать с текстом учебника и раздаточным материалом, умение наблюдать, делать выводы.

- личностные: стремление к содействию учащихся, умение аргументировать свою позицию и прислушиваться к мнению других, вести здоровый образ жизни.


Оборудование: 3-Д комплекс, презентация, раздаточный материал, таблица “Спинной мозг”.


План урока:

  1. Проверка знаний (тестирование по вариантам)

  2. Изучение новой темы:

  • Местоположение мозга

  • Внешнее и внутреннее строение мозга

  • Функции спинного мозга

  • Рефлексы и рефлекторные дуги

  1. Закрепление знаний

  2. Рефлексия

  3. Домашнее задание.


Ход урока:

1. Организационный момент: Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Сядьте поудобнее, снимите с себя напряжение и настроитесь на изучение навой темы, знания которой вам в жизни пригодятся. Надеюсь, вы будите активно работать на уроке.

2. Проверка знаний (Задания с выбором одного верного ответа по вариантам):



1 вариант.

1 уровень

  1. Чем регулируются и контролируются все процессы в организме человека?

      1.   Спинным и головным мозгом.

      2.   Кровью.

      3.   Нервной системой и гуморальной системой

  1. С помощью какого механизма осуществляется нервная регуляция:

   1.    С помощью нервных импульсов, которые с огромной скоростью    движутся по нервным структурам и несут нужную информацию.

      2.   Ферментов, увеличивающих скорость химических реакций.

      3.    Гормонов, выделяющихся в кровь.

  1. Какой тканью образована нервная система:

  1. Мышечной тканью.

  2. Нервной тканью.

  3. Соединительной тканью.

  4. Рецепторы это:

  1. Нервные окончания.

  2. Гормон роста.

  3. Нервные клетки в местах соединения друг с другом.

  1. Рефлекс - это:

  1. Ответная реакция организма.

  2. Ответная реакция организма на воздействие внешней среды или изменение внутреннего состояния организма.

  3. Ответная реакция организма на воздействие внешней среды.

2 уровень

  1. Что регулирует вегетативная нервная система?



2 вариант.

1 уровень

1.   Чем обеспечивается согласованная работа всех частей нашего организма?

      1.   Спинным и головным мозгом.

      2.   Кровью.

      3.   Нервной системой и железами эндокринного аппарата.

  1. С помощью какого механизма осуществляется нервная регуляция:

   1.    С помощью нервных импульсов, которые с огромной скоростью    движутся по нервным структурам и несут нужную информацию.

      2.   Ферментов, увеличивающих скорость химических реакций.

      3.    Гормонов, выделяющихся в кровь.

  1.  Какой тканью образована нервная система:

1.Мышечной тканью.

      2.Нервной тканью.

            3.Соединительной тканью.

  1. Основу нервной системы составляют:

     1.Нервные окончания.

     2.Нейроны.

     3.Нервные клетки в местах соединения друг с другом.

5.  К центральной нервной системе относятся:

     1.  Нервы, нервные узлы, нервные клетки.

  2.  Спинной и головной мозг.

           3.  Рецепторы, синапсы.

2 уровень

  1. Что регулирует соматическая нервная система?



  1. Изучение новой темы:


На доске текст, где не хватает пропущенных слов. Детям предлагается заполнить пробелы, читая предложения по очереди. Тем самым осуществляется подход к новой теме.

Функционально нервная система делится на два отдела. _______________ регулирует работу скелетных мышц. Работой внутренних органов управляет ______________, который делится на два подотдела. При стрессовых («аварийных») ситуациях активизируется ________________, под влиянием которого увеличивается частота сердечных сокращений, повышается артериальное давление и т.п. Противоположное действие оказывает ___________________, который можно назвать «системой отбоя». Нервные центры обоих этих систем располагаются в _______________.


Учитель: Ребята, какие органы включают в себя ЦНС. (Головной и спинной мозг). Верно! И сегодня на нашем уроке речь пойдет об одном из них – спинном мозге.

Вместе подходят к теме урока: «Строение и функции спинного мозга» (запись в тетрадь).



Учитель: У каждой группы на столе лежит карточка с заданием. Но прежде, чем вы выполните его, прошу обратить внимание на доску. Вам предлагается просмотр отрывка о спинном мозге. Это поможет вам выполнить ваши задания в карточках.

Просмотр фрагмента «Спинной мозг» (3-Д комплекс).

Учитель: А теперь переходим к работе по карточкам в группах. На это вам дается 5 минут. Составьте тезисный план ответа, и ответьте по нему. В помощь вам учебник п.49 с. 186-189.

Группа 1. Особенности месторасположения спинного мозга. (Сделать обозначения, составить план ответа)

Группа 2. Строение спинного мозга. (Сделать обозначения, составить план ответа)



Группа 3. Функции спинного мозга. (Заполнить таблицу)

Серое вещество

Белое вещество

Рефлекторная - принимает участие в двигательных реакциях

Здесь располагаются центры безусловных рефлексов (коленный и т.д.). Вегетативные центры рефлексов мочеиспускания, дефекации, рефлекторная деятельность желудка



Проводниковая – проведение нервных импульсов (нисходящие и восходящие проводящие пути).

Осуществляется связь различных отделов спинного мозга;

Связь головного мозга с остальными частями ЦНС;

Соединение рецепторов с исполнительными органами;




Группа 4. Определить и подписать схему «Дуга соматического рефлекса».

Группа 5.. Определить и подписать схему «Дуга вегетативного рефлекса».

Учитель: Ребята, а кто заметил разницу между двумя предыдущими схемами? Кто может рассказать, чем различаются дуги вегетативного и соматического рефлекса?

Учитель:Каждый человек должен, прежде всего, сам следить за своим здоровьем. 

 Как определить правильная ли у вас осанка? Какая должна быть осанка при ходьбе? К чему приведет не правильная посадка за партой? Какой портфель нужно носить ученику в школу? Почему? (при неправильном сидении за партой искривляется позвоночник, нарушаются природные изгибы…)

  1. Закрепление:

Упражнение «С точностью до…» (определить о чем говорят эти цифры?)

40-45 см (длина спинного мозга)

1 - 1,5 см (толщина спинного мозга)

31 (пара нервов, связывающих спинной мозг с органами)

1й-2й (поясничные позвонки, на уровне которых заканчивается спинной мозг)

Упражнение «Найди ошибки»

1. Передние корешки спинного мозга включают в себя отростки чувствительных нейронов. 2. Задние корешки состоят из отростков двигательных нейронов. 3. При слиянии передних и задних корешков образуется спинномозговой нерв. 4. Общее количество спинномозговых нервов – 31 пара. 5. Спинной мозг имеет полость, заполненную лимфой.

Установите соответствие между примерами нервной деятельности человека и функциями спинного мозга.

       ПРИМЕРЫ  НЕРВНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ              ФУНКЦИИ СПИННОГО

                                                                                                             МОЗГА

   1) коленный рефлекс,                                                               А) рефлекторная,

   2) передача нервного импульса из спинного                         Б) проводниковая.

       мозга  в головной,

   3) разгибание конечностей,

   4) отдёргивание руки от горячего предмета,

   5) передача нервного импульса из мозга

        к мышцам конечностей.

  1. Рефлексия:

Учитель: Используя прием критического мышления «Инсерт» давайте определим эффективность нашей работы на уроке. Для этого применяются следующие обозначения (они пишутся на доске, дети пытаются определить для себя, к какой категории они отнесут полученные знания):

«V» - это мне известно;

«+»- это для меня ново;

«-» - думал иначе;

«?» - не понял, есть вопросы.

Что нового сегодня вы узнали? Что вызвало затруднения? Как вы считаете, удалось ли нам ответить на поставленные в начале урока цель и задачи?

  1. Домашнее задание:

Параграф 49, найти ответы на возникшие сегодня вопросы.

Дополнительно составить тест по теме «Спинной мозг» на 5-7 вопросов (запись в дневник и на доске).