Тема: «Правило умножения для комбинаторных задач»
Цели урока:
Деятельностная цель: формировать способность обучающихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методической линии стохастики.
Цель познавательной деятельности обучающихся:
Научиться решать комбинаторные задачи с помощью логических рассуждений (правило умножения), опираясь на уже известные методы решения (простого перебора, построения дерева вариантов, составления таблицы).
Планируемые результаты изучения темы:
Личностные: осознают важность и необходимость стохастических знаний для каждого человека.
Предметные: умеют решать комбинаторные задачи различными методами (простого перебора, построения дерева вариантов, составления таблицы, используя правило умножения).
Метапредметные: ориентируются на разнообразие способов решения комбинаторных задач; умеют планировать свои действия, реализовывать их и осуществлять самоконтроль, умеют участвовать в диалоге, развернуто обосновывать свои суждения.
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Очень часто в жизни приходится делать выбор, принимать решения. Это сделать очень трудно не потому, что его нет, или оно одно и поэтому его трудно его найти, а приходится выбирать из множества возможных вариантов, различных способов, комбинаций, и нам всегда хочется, чтобы этот выбор был оптимальным.
Озвучить цели.
Объяснение и закрепление нового материала.
Задачи, которые мы будем сегодня решать помогут вам творить, думать необычно, оригинально, видеть то, мимо чего вы часто проходили не замечая, любить неизвестное, новое, преодолевать трудности и идти через неизвестное вперед.
Комбинаторика – раздел математики, в которой изучается, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям можно составить из заданных объектов.
И еще сегодня в очередной раз убедимся, что наш мир полон математики и продолжим исследование на предмет выявления математики вокруг нас.
Начнем с самой математики.
Задача №1
Сколько четных двузначных чисел можно составить из цифр 0, 1, 2, 4, 5, 9?
Составим дерево возможных вариантов.
Какие из предложенных цифр могут стоять на первом месте?
(Ответ: 1, 2, 4, 5, 9)
Какие на втором месте? Почему?
(Ответ: 2, 0, 4)
Сколькими способами мы выбираем первую цифру?
(Ответ: пятью)
Сколькими способами мы выбираем вторую цифру?
(Ответ: тремя)
5*3=15 четных двухзначных чисел.
Правило умножения
Для того, чтобы найти число всех возможных исходов независимого проведения двух испытаний А и В, следует перемножить число всех исходов испытания А на число всех исходов испытания В.
Что подразумевается в этой задаче под словами «исход» и «испытание»?
Откроем учебники на стр.116 № 501 (закрепление)
Решение
5*5=25
5*4=20
Ответ: а) 25, б) 20.
Ребята, представьте на миг, чтобы стало в школе, если бы не было расписания. Трудно пришлось бы и детям и учителям. Даже в одном классе трудно решить проблему.
Давайте, в помощь тому, кто составляет школьное расписание, решим задачу.
Задача №2
В 6 А классе в субботу 5 уроков:
История
Математика
Иностранный язык
Физкультура
ИЗО
Сколько можно составить вариантов расписания, зная точно, что изо последний урок.
Решение
Закодируем:
И – история, М – математика, Я - иностранный язык, Ф – физкультура.
Давайте сосчитаем, сколько вариантов у нас получилось, если первый урок будет история?
(Ответ: 6 вариантов х 4 =24)
4х3х2х1=24
Да, трудно придется тому, кто забудет порядок уроков, и, не посмотрит в расписание, захочет заполнить дневник.
Хорошо. Давайте заглянем на урок истории и попробуем отыскать там что-нибудь для математики. Ребята, где в истории можно использовать комбинаторные навыки?
(Ответы:
Задача №3 (№ 405 из учебника стр. 115)
Прочитать задачу вслух.
Решим задачу, используя правило умножения.
3*2*1=6 вариантов
Дерево возможных вариантов
Какие еще государства используют для своего государственного флага такую символику?
(Ответ: Люксембург, Нидерланды, Югославия)
Показать слайд
Настало время заглянуть на следующий урок. Физкультура.
Задача №4
В футбольном турнире участвуют несколько команд. Оказалось, что все они для трусов и футболок использовали белый, красный, синий, зеленый или желтый цвета, причем были представлены все возможные варианты.
Сколько команд участвовали в турнире?
Сколько команд играли в зеленых футболках?
У скольких команд футболки и трусы были разного цвета?
У скольких команд футболки трусы были разного цвета, причем трусы были не красные?
Решение
Сколько в задаче испытаний?
(Ответ: два - трусы (А) и футболки (Б)
Чему равно число исходов испытаний А? (ответ: 5)
Чему равно число исходов испытаний Б ? (ответ: 5)
5*5=25 команд
5*1=5 команд
5*4=20 команд
4*4=16 команд
Я знаю, вы очень любите ходить в субботу в столовую. Там дают бутерброды с колбасой. А теперь представьте, в школьной столовой …..
Задача №5
В школьной столовой детям приготовили на завтрак кашу (К), блины (Б), творожники (Т), и предложили напитки – чай (Ч), молоко (М), сок (С). Сколько можно составить различных вариантов завтрака из двух блюд, одним из которых будет напиток?
Заполни таблицу и ответь на вопросы задачи.
Второе блюдо | Первое блюдо |
К | Б | Т |
Ч | | | |
М | | | |
С | | | |
(Ответ: 3*3=9 вариантов)
А теперь перенесемся на урок литературы
Задача №6
Поэт модернист написал стихотворение в котором первая строка
«Хочу пойти гулять куда-нибудь»,
а остальные строки все разные и получены из первой, перестановкой слов. Какое наибольшее количество строк может быть в этом стихотворении?
(Ответ: 4*3*2*1=24 строки)
Хочу пойти гулять куда-нибудь
Хочу пойти куда-нибудь гулять
Хочу гулять пойти куда-нибудь
Хочу гулять куда-нибудь пойти
Хочу куда-нибудь гулять пойти
Хочу куда-нибудь пойти гулять
Пойти хочу гулять куда-нибудь
Пойти хочу куда-нибудь гулять
Пойти гулять хочу куда-нибудь
Пойти гулять хочу куда-нибудь
Пойти гулять куда-нибудь хочу
Пойти куда-нибудь гулять хочу
Пойти куда-нибудь хочу гулять
Гулять пойти хочу куда-нибудь
Гулять пойти куда-нибудь хочу
Гулять хочу пойти куда-нибудь
Гулять хочу куда-нибудь пойти
Гулять куда-нибудь хочу пойти
Гулять куда-нибудь пойти хочу
Куда-нибудь гулять хочу пойти
Куда-нибудь гулять пойти хочу
Куда-нибудь пойти гулять хочу
Куда-нибудь пойти хочу гулять
Куда-нибудь хочу пойти гулять
Куда-нибудь гулять хочу пойти
Неправда легкий способ для написания стихов?
Как вы считаете легко выучить такое стихотворение? (Ответ: трудно)
IV. Самостоятельная работа.
I вариант №502, II вариант №503.
V. Подведение итогов
Мы буквально на несколько минут заглянули на уроки из расписания и действительно встретились с математикой.
Математика - повсюду. Глазом только поведешь и примеров сразу уйму ты вокруг себя найдешь.
VI. Домашнее задание
§ 16 № 496, 504, 511.
Оценки за урок.