Конспект урока русского языка
2 класс ОС «Школа 2100»
Автор: Щербак Виктория Витальевна,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Тема: Упражнения в написании слов с буквами и, у, а после шипящих.
Цель: совершенствование умений находить слова с изученными орфограммами-буквами гласных после шипящих в тексте и отличать данный вид орфограммы от других (проверяемых и непроверяемых написаний букв безударных гласных), находить и исправлять ошибки.
Ход урока.
I. Актуализация знаний
- Урок сегодня необычный, но прежде, чем его начать, я хочу о вас кое-что узнать. Думаю, гостям это тоже будет интересно.
- Поднимите руки те, кто готов сегодня хорошо поработать и показать все свои знания.
- Поднимите руки те, кто хочет узнать что-то новое и поделиться своими знаниями с другими.
- Поднимите руки те, кто постарается сегодня справиться с любыми заданиями, даже самыми сложными.
- А кто готов начать урок в хорошем настроении? Тогда улыбнитесь, а веселый колокольчик приглашает нас на урок. А тему вы назовете чуть позже.
II. Минутка чистописания. Постановка темы и цели урока.
На доске запись:
ж ш ч щ
а у ы и
- Как назвать буквы верхней строки? (Шипящие согласные)
- А буквы второй строки? (Гласные)
- Одна гласная заблудилась, кто знает какая? (Буква ы) Догадались, о чем пойдет сегодня речь на уроке? Сформулируйте, пожалуйста, тему, используя слова помощники. (На доске карточки со словами ПОВТОРЯТЬ…, УСИТЬСЯ… Дети называют тему урока)
- Составьте и запишите в тетради минутку чистописания, используя буквы, которые подскажут тему нашего урока.
- Каждому школьнику необходимо научиться обнаруживать сочетания
букв ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в любых словах, даже если они длинные и трудные. Вот это важное дело и предстоит превратить на уроке в чудесное приключение.
- Куда бы отправиться за чудесами? (Слайд1. Карта страны Чудинии и письмо от ее жителей)
- Дело в том, что жители страны с большим уважением относятся к шипящим звукам, но совершенно не знают орфограмм. Они просят нашей помощи. Готовы помочь?
III Самостоятельная работа.
(Работа с карточкой)
Найти в тексте слова с сочетаниями букв жи-ши, ча-ща, чу-щу, подчеркнуть орфограммы
На главной площади города есть башня с каучуковой крышей. Под крышей висят живые часы. Часы смеются и плачут в зависимости от погоды и настроения жителей города. В день, когда чудинцы кончают точить ножи и резать кожи, часы звучат особенно празднично: отбивают начало Нового года.
На главную площадь приходят чародеи из чащи и творят чудеса. Чародеи облачаются в мантии и надевают белые перчатки, опускают волшебные палочки в чашки с клеем и склеивают между собой чудеса. Затем все усаживаются на чурбачки под кустами шиповника и поют частушки.
- Назовите правила написания гласных после шипящих.
IV Упражнения в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
1) (Слайд 2. Интерактивная доска. Вставить буквы.)
Снеж…нка, пуш…истый, маш…на, ч…сы, щ…ка, ж…лание, пощ…да.
(Ловушка: желание) Какое слово лишнее? (Желание. Нет сочетания жи)
Какой звук слышим после ж? ([ы]) Всегда ли, когда слышим после ж [ы], будем писать букву и?
Когда нужно быть особенно внимательным? (Если гласный безударный)
2) - Какие слова предложим запомнить жителям Чудинии?
ЖЕЛАНИЕ
ЖЕЛЕЗО
ЖЕВАТЬ
ЖЕЛУДОК
- С какой гласной их нужно писать? (е)
(Дети записывают слова в тетради и подчеркивают орфограммы, у доски работает ученик)
3) Работа с пословицами (Дома дети работали с упр. 155 стр.70)
- Как называются предложения, которые записали дома? (Пословицы и поговорки)
- Что такое пословицы?
- Я думаю, жителям Чудинии интересно будет познакомиться с русскими пословицами. (Дети объясняют пословицы:2,3,4).
Перечитать одну из пословиц, записать ее в тетради по памяти. (Проверить по учебнику, подчеркнуть орфограммы)
- Я тоже приготовила для вас пословицы: (Слайд 3)
Век ж…ви, век учись!
Не ош…бается тот, кто ничего не делает.
Держ… уши пош…ре, а рот поуже.
- Когда так говорят?
(Дети записывают одну из пословиц по выбору, подчеркивают орфограммы)
V Физминутка. Игра «Не зевай, выполняй»
Учитель называет слова, дети, услышав в них сочетания жи-ши – хлопают, ча-ща – топают, чу-щу – приседают.
(Пружина, часто, чудо, широкий, щука, чаща, машина, чайник, окошко, кричат, чувство, чай, учу, шиповник, малыш. А как изменить, чтобы было ши? (Малыши))
VI Развитие умений – применение знания.
- Поскольку помогаем жителям Чудинии познакомиться с орфограммами, подготовим для них карточку-памятку (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Зеленой ручкой вставить гласные в буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу
А теперь заполните карту страны наших друзей. (Дети работают на карточках и интерактивной доске)
VII Итог урока.
- Что ПОВТОРЯЛИ?
- Чему УЧИЛИСЬ?
-Какие правила написания гласных после шипящих знаем?
VIII Домашнее задание.
Составить словарик для жителей Чудинии и записать в карточке (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) Нарисовать портрет жителя Чудинии, каким его представляете?
Страна Чудиния
Приложение 1
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/22/s_5a6631d5f136c/807331_1.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/22/s_5a6631d5f136c/807331_2.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/22/s_5a6631d5f136c/807331_3.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/22/s_5a6631d5f136c/807331_3.jpeg)
Ч … - Щ …
Ж … - Ш …
Ч … - Щ …
3