СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Союзы и союзные слова", 7 класс (урок №1)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку для 7 класса. УМК Рыбченкова, Александрова и др.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Союзы и союзные слова", 7 класс (урок №1)»

Русский язык, 7 класс Дата проведения__________

Тема: «Союзы и союзные слова

Тип урока: изучение нового материала

Цель: создать условия для осознания и осмысления знаний по теме “Отличие союзных слов от союзов”

Цели по содержанию урока:

  • образовательная: способствовать формированию понятия “союзные слова”, выявить отличия между союзными словами и союзами;

  • развивающая: создать условия для развития у школьников умения сопоставительного анализа информации;

  • воспитательная: способствовать формированию патриотических чувств через тексты о родном городе.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Словарная работа

Все учащиеся пишут кодовый диктант, двое учащихся работают у доски (Словарная работа, с. 172)

Предложения для написания кодового диктанта:

Редактор встретился с автором, чтобы согласовать внесённые в рукопись изменения.

Ежедневно повторялось то же самое.

Рабочие получили премию за то, что закончили строительство досрочно.

Остальные тоже громко кричали 

Подъём на гору здесь крутой, зато дорога красивая.

Что бы ни случилось, я не оставлю его в беде.

 Сапожнику тоже нужен талант. 

Задание: Если союз и пишется слитно, ставим буквы «С», если созвучные с союзом слова и пишем раздельно, ставим «Р»

Самопроверка: С_Р_Р_С_С_Р_С

Проверка выполнения работы у доски. Правила правописания союзов. Способы определения союзов:

Отличайте союзы от других частей речи!


Союз

Сочетания слов (местоимение с частицей, наречие с частицей)

1. Союз соединяет, противопоставляет однородные члены и части сложного предложения. К нему нельзя задать вопрос, не является членом предложения.


2. Часть слова бы, же убрать нельзя.


3.Можно заменить синонимичным союзом.


4. Союз всегда пишется слитно.



1. Указывает на предмет или признак, называет признак. К слову можно задать вопрос, является членом предложения.


2. Частицы бы, же можно убрать или переставить в другую часть предложения.


3. Можно заменить самостоятельной частью речи.


4. Частицы со словами пишутся раздельно.



III. Работа над темой урока.

3.1. Актуализация опорных знаний

- Что такое союз? Для чего он служит? Какими союзы бывают по значению? На какие разряды делятся сочинительные союзы? Какими бывают подчинительные союзы? Какую синтаксическую роль играет союз? (Союзы – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного предложения.

По значению и употреблению в речи союзы делятся на сочинительные и подчинительные. Сочинительные союзы делятся на соединительные, противительные и разделительные.

Подчинительные союзы делятся на изъяснительные и обстоятельственные.

Не являются членами предложения)

Кроме союзов есть так называемые союзные слова.

3.2. Определение целей урока.

- Как вы думаете, что главное нам сегодня на уроке нужно усвоить? (Чем союзы отличаются от союзных слов?)

3.3. Работа над текстом упражнения (!), стр. 172. (Чтение с комментированием и разъяснением)

Проверка восприятия:

- Что такое союзные слова?

-Какие слова могут употребляться в роли союзных?

- Играют ли союзные слова синтаксическую роль?

3.4. Изучение способов различения союзов и союзных слов

(По таблице, упр. 318, стр.172 )

3.5. Первичное закрепление материала.

Запись предложений на различение союзов и союзных слов. (работа учащегося у доски)

Селение, что возникло в более двух с половиной тысяч лет назад на побережье Черного моря, теперь превратилось в курортный город. Многие говорят о городе, что Евпатория - город детства и мечты.

4. Работа по закреплению полученных детьми знаний.

4.1. Запись под диктовку предложений.

 История города начинается с середины VI века до н.э., когда греки из Малой Азии основали первое в Западном Крыму поселение, которое впоследствии стало городом-государством Керкинитидой.

Экспонаты, что есть в городском краеведческом музее, рассказывают о жизни и быте некогда древнего поселения Керкинитиды.

Мы знаем, что можно прославить наш небольшой город своим трудом и своими успехами.

4.2. Найдите предложения, в которых есть союзы.

- Определите общее грамматическое значение союзов и их разрядов.

- Расставьте знаки препинания в тексте

4.3. Отличие союзов и союзных слов. Составление опорной таблицы

Союзы

Союзные слова

 1. Можно опустить.

1. Нельзя опустить.

2. Можно заменить другим подчинительным союзом

2. Можно заменить другим союзным словом.

3. Не является членом предложения.

3. Является членом предложения.


5. Итог урок. Рефлексия. Оценивание.

- Ребята, какова же была тема нашего урока? (Союзы и союзные слова).

- Что узнали нового на уроке? (Мы выяснили, что такое союзные слова).

- Какое умение мы начали формировать? (Отличать союзные слова от союзов).

- Предлагаю самим себе поставить графическую оценку, которая покажет, как, на ваш взгляд, вы поняли материал.

! – понял все, спасибо!

? – остались некоторые вопросы, разберусь самостоятельно

S - материал не понял, нуждаюсь в индивидуальной консультации)

Учитель: Ребята, вы, наверное, заметили, что сегодня мы постоянно обращаемся к истории нашего города, города, судьба которого неразрывно связана с нашей судьбой. Информацию о нашем городе вы можете найти в городской и школьной библиотеке.

III. Домашнее задание.

1. Составьте два предложения о родном городе так, чтобы слова что, как, когда в одном случае были союзами, а в другом — союзными словами.

2. Выполнение упражнения 320 (1 – 4 предложение) (учебник, стр. 173).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!