Технологическая карта урока
«Закон Архимеда»
ФИО: Минаева Галина Анатольевна
Место работы: МБОУ ООШ с. Ивановка Данковского района
Должность: учитель
Предмет: физика
Класс: 7
Базовый учебник: Перышкин А.В. «Физика. 7 класс»
Цель урока: организация деятельности учащихся по изучению закона Архимеда и первичному закреплению знаний.
Задачи урока
обучающие: формирование представлений о причинах возникновения архимедовой силы;
вывод закона Архимеда; исследование факторов, от которых зависит и не зависит сила Архимеда; показ проявления силы Архимеда в обыденной жизни.
развивающие: организация работы по развитию умений наблюдать, делать выводы, анализировать, выделять главное, работать с информацией, сравнивать и сопоставлять изучаемые процессы
воспитательные: создание условий для формирования умений и навыков общения, взаимодействия при работе в группах, умения делать самооценку
10. Тип урока: Изучение нового материала
11.Формы работы учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная
12.Необходимое оборудование: компьютер с выходом в интернет, проектор, «Ведерко Архимеда», отливной стакан, , наборы оборудования для групп, карточки с заданиями, компьютерная презентация Power Point, таблица плотностей у каждого на парте, штатив с муфтой и лапкой.
Структура и ход урока
№ | Этап урока | ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД | Время (мин) |
1 | Организация начала урока | Презентация Слайд 1 | Проверка готовности к уроку. Создание рабочей атмосферы. | Готовятся к уроку | Регулятивная деятельность: целеполагание | 1 |
2 | Актуализация опорных знаний | | Организует повторение. | Вспоминают и формулируют закон Паскаля, объясняют связь между давлением и глубиной погружения, правило сложения сил. | Познавательная деятельность: общеучебная | 5 |
3 | Подготовка к активному усвоению нового учебного материала | Презентация Слайд 2,3 | Проблема: На чашечные весы положили камень весом два килограмма и железную гирю тоже весом два килограмма. После чего весы опустили под воду. (Демонстрирует соответствующий опыт) .Весы вышли из равновесия. Что произошло? | Обсуждают. Выдвигают гипотезы. | Познавательная деятельность: постановка и решение проблемы; логические Регулятивная деятельность: целеполагание | 3 |
4 | Усвоение новых знаний | Анимация со звуком "Откуда появляется архимедова сила" Презентация слайд 4,5 Презентация слайд 6,7. Карточки с заданием для каждой группы. Презентация Слайд 8 | 1.Работает с ЭОР «Откуда появляется архимедова сила», задает вопросы. 2.ДЭ «Равенство архимедовой силы весу вытесненной жидкости», выводит закон Архимеда. 3.Организует Исследовательскую работу «От чего зависит сила Архимеда?» | Воспринимают информацию, отвечают на вопросы Воспринимают информацию, делают записи в тетрадях. Работают в группах. Выдвигают гипотезы, обсуждают ход исследования, проводят эксперимент ( 1учащийся из каждой группы), делают выводы. В конце работы заполняют обобщающую таблицу | Познавательная деятельность: общеучебные; логические. Познавательная деятельность: постановка и решение проблемы; контроль. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: лидерство и согласование действий с партнером; постановка вопросов; построение речевых высказываний. | 16 |
5 | Физкультминутка | | Организует проведение физкультминутки | Выполняют упражнения для глаз. | | 2 |
6 | Первичная проверка понимания учащимися нового материала, коррекция знаний | Тест к уроку "Закон Архимеда" | Организует проведение теста в печатном варианте и последующую проверку с использованием ЭОР, корректирует знания. | Выполняют тест, затем взаимопроверку. Один из учащихся работает с ЭОР. | Познавательная деятельность: контроль. | 8 |
7 | Возвращение к отсроченному вопросу | | Напоминает о эксперименте проведённом в начале урока | Воспринимают информацию, отвечают на отсроченный вопрос | Познавательная деятельность: логические. | 3 |
8 | Подведение итогов урока | | Подводит итоги урока, выставляет оценки за тест и исследовательскую работу | Оценивают работу каждого в группах | Регулятивная деятельность: контроль. | 3 |
9 | Информация о домашнем задании | | Дает информацию о домашнем задании. | Записывают домашнее задание в дневниках. | Регулятивная деятельность: целеполагание. | 2 |
10 | Рефлексия | | Организует рефлексию «Сегодня на уроке я…» | Оценивают свою работу на уроке | Личностные: самоопределение, нравственно-этическое оценивание. | 2 |
Перечень используемых на данном уроке ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | Анимация со звуком «Откуда появляется архимедова сила» | Интернет-ресурс. ЦОР | Анимация со звуком |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/44131462-79cd-4602-bdfa-9243b26203a2/7_212.swf |
2 | Закон Архимеда | Презентация. | | |
3. | Тест к уроку «Закон Архимеда» | Интернет-ресурс. ИУМК | Тест | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b38-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html |
Карточки для экспериментальных заданий
Фронтальное задание.
Оборудование: динамометр, сосуд с водой, тело из металла (в форме параллелепипеда).
1. Определите вес данного вам тела в воздухе: Р1.
2. Определите вес этого же тела в воде: Р2.
3. Сравните результаты измерений.
4. Сделайте вывод.
Исследование для 1 группы.
Оборудование: Сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры, нить.
1. Определите Архимедову силу, действующую на каждое из тел.
2. Сравните эти силы.
3. Сделайте вывод о зависимости или не зависимости Архимедовой силы от плотности тела.
Исследование для 2 группы.
Оборудование: сосуд с водой, тела разного объёма из пластилина, динамометр.
1. Определите Архимедову силу, действующую на каждое из тел.
2. Сравните эти силы.
3. Сделайте вывод о зависимости или независимости Архимедовой силы от объёма.
Исследование для 3 группы.
Оборудование: динамометр, сосуд с водой, солёной водой, спиртом.
1. Определите Архимедовы силы, действующие на тело в воде, солёной воде, спирте.
2. Чем отличаются эти жидкости?
3. Что можно сказать об Архимедовых силах, действующих на тело, погруженное в различные жидкости ( плотности этих жидкостей различны).
4. Сделайте вывод о зависимости или не зависимости Архимедовой силы от плотности жидкости, в которую погружено тело.
Исследование для 4 группы.
Оборудование: мензурка с водой, алюминиевый цилиндр, динамометр.
1. Определите Архимедовы силы, действующие на тело на произвольной глубине Н1 и на глубине Н2, большей , чем Н1.
2. Сделайте вывод о зависимости или не зависимости Архимедовой силы от глубины погружения тела.
Исследование для 5 группы.
Оборудование: Кусочек пластилина, сосуд с водой, нить, динамометр.
1. Кусочку пластилина придайте последовательно форму шара, куба, цилиндра.
2. Поочередно опуская каждую фигурку в воду, с помощью динамометра определите Архимедову силу, действующую на погруженное в жидкость тело.
3. Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости или не зависимости Архимедовой силы от объёма тела.