Тема урока: | Знакомство с алгоритмом письменного умножения многозначного числа на двузначное число. |
Тип урока: | Изучение нового материала. |
Формы, приемы, методы: | Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесный, наглядный, практический. |
Педагогические технологии: | Проблемно- диалогическая, здоровьесберегающая, критического мышления, ИКТ. |
Цель урока: | Формирование учебного процесса учащихся, направленного на «открытие» письменного алгоритма умножения многозначного числа на двузначное число, научить ребят использовать алгоритм на практике. |
Задачи: Образовательные: Развивающие: Воспитательные: | 1.Усвоить письменный прием умножения на двузначное число через создание поисково – исследовательской деятельности у детей. 2.Повышать у детей умение использовать, практиковать знания при решении выражений, задач. Формировать умение выделять движение учебного процесса ребят. Создавать данные для повышения столь нужных свойств личности, как рефлексивность, договорённость за индивидуальный выбор и достижения своего учебного процесса. |
Оборудование: | Учебник Моро, 1 часть, проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1.Понимание инструкции письменного умножения на двузначные числа. 2. Умение письменно умножать на двузначные числа. | 1.Со знанием дела определяют учебную задачу и самостоятельно строят умозаключения. 2. Могут организовывать и решать алгоритмы; демонстрировать, разбирать и комментировать полученный результат.. 3.Проявляют способность слушать собеседника, разъяснять своё мнение и обосновывать свою точку зрения. | 1.Проявляют заинтересованность к изучению математике. 2.Умение слушать учителя и собеседника. |
ХОД УРОКА |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Методы, приёмы, формы обучения | 1. Организация. Мотивация - время (1 мин) |
Словесный метод. Контроль педагога за организацией детьми рабочего места. | (Организует детей, отслеживает готовность класса , положительный настрой на учебную работу.)Слайд 1 -Дети, повернитесь к нашим гостям и учтиво поздоровайтесь. Ребята, я предлагаю вам повернуться друг к другу, улыбнуться, показать ладони и сказать «Я сегодня хочу много чего узнать на уроке» -Сегодня будем много размышлять, комментировать решение выражений и задач, вам предлагаю, в течение урока провести исследовательскую работу по изучению «открытия» знаний и ещё вы будете самостоятельно применять приём самооценки. -Прошу вас быть старательными, внимательными и более активными на уроке. - Открываем тетради и проверяем домашнее задание № 23 -Что надо было узнать в задаче? (скорость) -Что дополнить? (время) - Вспомните формулу нахождения скорости (расстояние разделить на время). Прочитайте решение задачи и ответ. Запишем число, классная работа, минута чистописания | Выслушивают педагога. Выявляют готовность к уроку. Взвешивают своё эмоциональное состояние на уроке. Выбирают смайлик. Проверяют домашнее задание Самооценка | Регулятивные - подготовка своего рабочего места Коммуникативные –научить вступать в учебный диалог, выслушивать собеседника и учителя. Личностные – воспринимать роль знаний для ученика ,владеть желанием учиться; демонстрируют потребность к изучаемому предмету, воспринимают его важность. |
| II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии - время (5 мин) |
Практический Наглядный Словесный Игровой Математический диктант Игра. Поисково- исследовательская работа. | 2)- Внимание на экран! А сейчас, исследуйте записи выражений и для начала объясните приём умножения. Слайд 2 6·7 24·4 129 · 0 82· 100 12· 30 62· 53 Слайд 3 | 1)Математический диктант игра «Спринт - лоторея». 1.Делимое 450 , делитель 9. Найти частное чисел. 2.Найти уменьшаемое, если разность равна 300, а вычитаемое равно 30? 3.Найти 1/3 часть от числа 600? 4.Увеличьте 1400 в 10 раз. 5.Первое слагаемое 850, второе слагаемое 150. Найдите сумму чисел. 6.Назвать произведение чисел 80 и 80. 7.Во сколько раз 15 меньше 75? 8.Посчитайте недели в 49 днях. 9.Велосипедист за 4 часа проехал 40км. С какой скоростью он ехал? Участвуют в учебном диалоге. Находят результат произведений. 1) табличное умножение; 2) внетабличное умножение ( раскладывают первый множитель на разрядные слагаемые и используют прием умножения суммы на число); 3) умножают на нуль (при умножении любого числа на нуль получается нуль); 4) увеличивают числа в 10,100,1000 раз ( к первому множителю приписываем столько нулей, сколько их во втором); 5) вспоминают приём умножения на числа, оканчивающиеся нулями 6) оказываются в затруднении Самооценка | Регулятивные – выделение и осознание того, что уже знают и чего ещё надо усвоить. Познавательные - разбирать, сопоставлять различные виды выполнения заданий Коммуникативные - способность регулировать учебный диалог и принять участие в групповой обсуждении проблемы. Личностные - осуществлять связь между целью работы и ее достижением. |
| III. Установление места и причины затруднения, постановка цели деятельности - время (4 мин) |
Словесный. Проблемный. Беседа. Предположение темы и цели урока. | - Объясните, почему одно выражение осталось лишним? -Найдите отличия. - Кто догадался, как можно найти результат этого произведения? - Предлагаю вам устную работу. Найдите произведение. Получилось? - А как можно? ( на калькуляторе) - Можно ли таким образом сразу же произвести умножение многозначного числа, имея в виду, что числа могут быть вполне большими? Нет - Предполагаете ли вы, что существует более удобный способ умножения на двузначные числа. | Устная работа. Приём умножения не знаком Тут двузначные множители, а раньше были однозначные или однозначные с нулями на конце. Выдвигают предположения: Комментируют приёмы решения выражений. Приходят к выводу, что нет. Приходят к согласию, что решить можно в столбик. | Познавательные - организация и формулирование проблемы. Регулятивные - фиксировать способы, условия достижения цели. Коммуникативные - строить собственные выводы, Личностные - достигать и осознавать свою лепту в общий результат урока. |
| IV. Построение проекта выхода из затруднения- время (5 мин) |
Практический Устный опрос. Работа в парах. Учебный диалог. Шкала для самооценки | - Какую же обучающую задачу вы предположите сегодня на занятии? - Читаем тему урока. Слайд 4 - На что будем опираться при письменном умножении на двузначное число? - Воспроизведём инструкцию умножения двузначного числа на однозначное число. Слайд 5 – Выполняем сейчас столбиком, пользуясь, инструкцией умножения на однозначное число. 24 * 7=168 - выполнение у доски 324 * 6= 1944 – работая, в парах | - Выучить инструктаж письменного умножения многозначного числа на двузначное число. - Письменное умножение на двузначное число. Повторяют приёмы умножения на однозначное число и вспоминают таблицу умножения. Работа в парах: Выполнение примеров, записанных на доске по инструкции. Разъясняют процесс своих операций. | Познавательные – выявить пробелы, провести коррекцию ошибок; Регулятивные - находить приемлемый путь решения ситуации. Коммуникативные - наблюдать работу товарища и умение договариваться при работе в паре. Личностные - устанавливать порядок деятельности в паре, приходить к взаимному соглашению. |
| 5. Фотоглаз. (5 мин) Слайд 6 |
| 6. Реализация построенного проекта (5 мин.) |
Наглядный Практический Работа в группах. Метод контроля. Схемы- помощники | - Продолжаем работу и я рекомендую решить самим пример 63·32 (на черновиках) в столбик ,опираясь на данный алгоритм. -Вспоминаем порядок работы в парах. Соблюдение порядка работы в группах. Времени работы (5 минут). Наблюдает, как осуществляется деятельность учащихся, оказывает помощь. Контролирует деятельность учащихся в группе Прислушивается в постановку вопросов и ответов ребят; а) выслушивает ответы детей в группах; б) планирует помощь по мере необходимости; - в) демонстрирует показ действия, понимания алгоритм (инструкции, таблицы, математического правила). -Предлагаю обобщить правила решения. - Кто не смог справиться з вычислением? -Что вызвало у вас затруднение? - Пригодилась ли по вашему решению данная инструкция? (умножение многозначного числа на однозначное число). - Чего не хватает в инструкции? - Какие появились сложности в решении? -Может, конкретизируем уже знакомый алгоритм, пользуясь опорными карточками. 1.Изложить отсутствующие шаги в ининструктаже. 2. 2.Создать опорный толчок. Слайд 7 -Принимаемся за решение примера, работая с новой опорной карточкой (для тех ребят, кто не смог решить). - А кто из вас, дети, выполнил умножение верно? - Соотнесите новый инструктаж с вашим решением. Вы всё выполнили верно? - Ребята, сегодня перед собой вы поставили цель узнать алгоритм умножения на двузначное число. Достигли цели? | Работа в группах Соблюдение требований, предложенных коллективом к созданию работы в группе. Выполнение упражнений, связанных с «открытием» очередного знания (способа, приёма), зафиксированного на решение учебной задачи. Предполагают гипотезы, относящиеся к выбору учебной задачи (решение проблемы). Декорируют порядок в виде инструкции. Представляют порядок, инструкцию по указанной теме, определяющей учебной задачей. Находят трудности, с которыми соприкоснулись. Затрудняются в умножении на десятки. Инструкция не подошла, затрудняются в записи. Читают инструктаж его. Решают выражение, используя новый алгоритм. Сопоставляют изученный алгоритм со своим решением. Письменное умножение многозначного числа на двузначное число. | Познавательные - создание закономерной цепи мнений, обзор сделанных ошибок, формулирование причин их возникновения. Регулятивные - сознавать свои функции в учении. Коммуникативные – принятие участия, работая в группах, следуя положению, умению договариваться, и приходить к общему мнению в групповой деятельности. Личностные - самостоятельно выполнять работу, предполагая личную ответственность за результат |
| 7.Физкультминутка (2 мин) Слайд 8 |
Наглядный Выполнение движений в соответствии инструктажа. Наблюдение. | -А сейчас отдохнём. Предлагаю повторить движения, глядя на экран. | Учащиеся выполняют физкультминутку. | Регулятивные – соглашаются и соблюдают учебную задачу. Коммуникативные – показывают желание слушать. Личностные – обладают установкой на здоровый образ жизни. |
| 8. Первичное закрепление (5 мин.) |
Практический Словесный Индивидуальный опрос. Работа в парах. Взаимопроверка. Демонстративно- тренировочный приём. Самостоятельная работа. | - Продолжаем нашу работу, и я предлагаю поработать по учебнику. - Открываем учебник с.44, выполним № 156 устно с пояснением. -Предлагаю называть неполные произведения и конечный результат произведения. - Молодцы! -А сейчас письменно выполняйте № 157. Комментируем первый и второй пример, а третий решаем самостоятельно. Взаимопроверка в парах. Вспомните правила работы в парах. | Комментируют по своим записям, выполнение упражнения. Решают примеры на доске с объяснением. | Познавательные - выполнять отработанный инструктаж. Регулятивные - реализовывать установленные учебные задачи Коммуникативные – учить слушать собеседника, сотрудничать Личностные – совершенствование положительных качеств личности. |
| 9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) (4 мин) |
Словесный Наглядный Контрольное упражнение. Самооценка | - Доходчив ли вам этот вычислительный приём? - Продолжаем дальше. Работаем с карточками №1. -Читаем записи. 25 *23= 575 - средний уровень 472 · 47=22184 - повышенный уровень - Советую предварительно оценить достижение своей работы: в верхнем углу карточки у вас нарисован круг. Надо закрасить его жёлтым цветом, если вы считаете результат работы отличным. Зелёным цветом – если есть небольшие сомнения. Красным цветом – если вам нужна помощь. Если кому - то нужна помощь, обращаемся к алгоритму. Критерий оценки – правильность счёта, безошибочность. Слайд 9 - Меняемся карточками. - Если нет ошибок, закрасьте нижний кружок жёлтым цветом, если есть ошибки – зелёным. - Передайте карточку соседу по парте. - Совпало ли ваше предположение с результатом? -Замечательно! | Прогноз результата и работа с заданиями. Дети учатся вычленять операционный состав действий. Дети проводят взаимопроверку в паре, по ответам на экране. Ответы учащихся | Познавательные – воспринимать и сдерживать учебную задачу Регулятивные – прогнозирование, самоконтроль, коррекция. Коммуникативные - умение высказывать свои мысли, развитие способности к организации самостоятельной учебной работе. Личностные – умение сотрудничать при работе в паре. |
| 10. Включение в систему знаний и повторение (6 мин.) |
Практический Приём сравнения и обобщения. Шкала для самооценки. | - Скажите, пожалуйста, в каких заданиях будете использовать знания, приобретённые сегодня на уроке? - Предлагаю выполнить задачу с.45 № 162. - Комментируем её - называем условие. -Что знаем, что предлагается узнать? -Называем первоначальный вопрос. -Назовите решение (действие). -Читаем следующий вопрос. - Назовите действие ко второму вопросу? -Прочтите последний вопрос. -Предлагаем действие к последнему вопросу? - Записываем самостоятельно решение задачи. Слайд 11 | Решая задачи. Работа у доски и в тетрадях Проверка задачи по образцу. Коррекция ошибок и ликвидируют их. | Познавательные – осуществляют анализ, синтез, сравнение, выбирают нужную информацию. Регулятивные – включают и соблюдают цели и задачи учебного процесса. Коммуникативные - создавать необходимые для соседа суждения и комментировать свою позицию. |
| 11. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) (1 мин.) |
Словесный Наглядный Беседа (общее обсуждение). Приём «Незаконченное предложение». Самооценка. | -Благодарю вас, дети за учебную деятельность. Занятие было успешным, Все молодцы! Вам понравился урок? - Что нового узнали на уроке? -Вы в начале урока ставили перед собой цель. - Достигли её? -Вспомним алгоритм умножения на двузначное число? - Когда знания, полученные на уроке, могут пригодиться в жизни? - А кого ребята вы можете похвалить сегодня за сотрудничество? (-Я научился…) (-Надо ещё поработать….) (-Мне удалось… ) ( -Самым трудным было …) Слайд 12 - Попрошу в конце занятия дать оценку своей работе, используя пословицы – выбор каждого ребёнка. Слайд 13 - Значительное прилежание и ваше стремление к знаниям содействовала нам выполнить на уроке открытие. Этот успех приблизил ещё на один ход каждого из вас. - Благодарю вас за активное участие. Мне было в радость работать с вами. | Обучиться умножению на двузначное число. Дети достигли цели. Объясняют алгоритм. Учебный диалог. | Познавательные – разбираются в структуре знаний – различают новое от уже изучаемого. Регулятивные– выставляют оценку личной работе на уроке, применяя оценочные листы. Личностные – заинтересованность в предмете. Коммуникативные - согласовывают и договариваются в общем решении в учебном процессе. |
| 12.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин) |
Словесный. Приём «Стандартный минимум. Повышенный. Творческий». | - Вам нужно поупражняться дома. Довожу до вашего сведения инструктаж домашнего задания - Рекомендую вам разновидность домашнего задания. Сделайте выбор на ваше усмотрение. 1) С. 44, № 159 – рекомендую всем. 2) С. 44, № 160– предлагаю тем, кто не боится трудностей. 3) Придумать и решить 4 примера на умножение многозначного числа на двузначное - для тех, кто любит творить. Слайд 14 | Учащиеся выслушивают инструктаж домашнего задания, делают выбор и записывают в дневник. | Регулятивные - реализовать поставленные учебные задачи |