Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Развитие речи посредством театральной деятельности"»
Развитие речи детей посредством театральной деятельности
Закирова Екатерина Александровна ,
воспитатель МОУ «СШ п.Ярославка» ЯМР дошкольные группы
Актуальность
- Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С. Выготский писал: « Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
- Практика работы с детьми показывает, что связная речь дошкольников развита недостаточно. Рассказы детей даже на близкую им тему нередко отличаются недостаточной содержательностью, непоследовательностью, бедностью словарного запаса
- Поэтому в нашем детском саду возникла идея создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Это направление деятельности является одной из годовых задач, решаемых в МОУ «СШ п.Ярославка» ЯМР дошкольные группы
Почему именно театрализованная деятельность ?
Театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя .
Задачи
- Вызвать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.
- Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения). Помогать в создании выразительных средств.
- Способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности.
- Учить согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру).
- Развивать разговорную, диалогическую речь в соответствии с сюжетом инсценировки.
- Воспитывать гуманные чувства: отзывчивость, умение радоваться успехом товарищей и огорчаться их неудачам.
- Вызывать желание участвовать в праздниках и развлечениях. Чувствовать себя свободно и раскованно в любой обстановке.
Занятия, с использованием театрализованной деятельности включают в себя:
- Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- Игры- драматизации;
- Подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- Упражнения по формированию выразительности исполнения;
- Отдельные упражнения по этике;
- Упражнения для социально- эмоционального развития детей.
Классификация театрализованных игр
Драматизация
Режиссёрские
- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки произведений;
- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
- настольный, плоскостной и объемный театр
- кукольный театр (бибабо, пальчиковый, марионеток).
- артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет ими
Творческие методы и приемы для решения речевых задач:
- знаковая система обучения (схемы, мнемотаблицы и мнемодорожки, условные обозначения);
- ситуация «проживания»; ассоциаций;
- коммуникативные (диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание);
• организация творческого поиска;
- просмотр видеофильмов;
- слушание аудиозаписи;
- словесное рисование;
- разговор по телефону
- коллаж из сказок
Содержание деятельности
• Артикуляционная гимнастика
• Чистоговорки и скороговорки
• Пластические этюды
• Мимические этюды
• Загадки (с использованием зонта сказочных воспоминаний)
• Упражнения на воображение
• Упражнения на напряжение и расслабление мышц
• Упражнения на имитацию движений
• Упражнения на активизацию словарного запаса
• Упражнения на интонационную выразительность
а так же:
- Упражнения на речевое дыхание
- Игры со словами и без слов
- Хороводные игры
- Подвижные игры с героями
- Обыгрывание эпизодов
- Инсценирование сказок, потешек, стихов
Значение театральной деятельности
- стимулирует живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
- активизирует и совершенствует словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи
- совершенствует артикуляционный аппарат
- помогает лучше усваивать содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность
- способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение
Спасибо за внимание!