СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа №2 по теме "Лексикология. Культура речи" (6 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация содержит 19 тестовых заданий и 1 письменное задание на закрепелние знаний по теме "Лексикология. Культура речи". В презентации также приведены правильные ответы для самопроверки и система оценивания. Время выполнения всей работы - 35 минут.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа №2 по теме "Лексикология. Культура речи" (6 класс)»

Контрольная работа №2 по теме  «Лексикология. Культура речи»   Русский язык. 6 класс Материал в виде тестов и заданий подготовлен учителем русского языка и литературы МОАУ «СОШ №84 с. Краснохолма» Чадиной Екатериной Владимировной

Контрольная работа №2 по теме «Лексикология. Культура речи» Русский язык. 6 класс

Материал в виде тестов и заданий подготовлен

учителем русского языка и литературы

МОАУ «СОШ №84 с. Краснохолма»

Чадиной Екатериной Владимировной

ЧАСТЬ А  Внимательно прочитайте каждый вопрос в приведенных далее тестах и выберете только 1 вариант ответа.

ЧАСТЬ А

Внимательно прочитайте каждый вопрос в приведенных далее тестах и выберете только 1 вариант ответа.

1. Как называется раздел науки  о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и словарный состав? А) Фонетика. Б) Синтаксис и пунктуация. В) Лексикология.

1. Как называется раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и словарный состав?

А) Фонетика.

Б) Синтаксис и пунктуация.

В) Лексикология.

2. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются… А) однозначными. Б) многозначными. В) однокоренными.

2. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются…

А) однозначными.

Б) многозначными.

В) однокоренными.

3. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются… А) однозначными. Б) однокоренными. В) многозначными.

3. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются…

А) однозначными.

Б) однокоренными.

В) многозначными.

4. Какое из этих слов является многозначным ? А) Табурет. Б) Лук. В) Мгновение.

4. Какое из этих слов является многозначным ?

А) Табурет.

Б) Лук.

В) Мгновение.

5. Как называются слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию  и написанию , но совершенно разные  по лексическому значению? А) Антонимы. Б) Синонимы. В) Омонимы.

5. Как называются слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию , но совершенно разные по лексическому значению?

А) Антонимы.

Б) Синонимы.

В) Омонимы.

6. Как называются слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения  и употреблением в речи? А) Антонимы. Б) Синонимы. В) Омонимы.

6. Как называются слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи?

А) Антонимы.

Б) Синонимы.

В) Омонимы.

7. Как называются слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением? А) Антонимы. Б) Синонимы. В) Омонимы.

7. Как называются слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением?

А) Антонимы.

Б) Синонимы.

В) Омонимы.

8. Подберите и запишите антонимы   к выделенным словам: А) тупой карандаш. Б) звонкий голос. В) интересная история.

8. Подберите и запишите антонимы к выделенным словам:

А) тупой карандаш.

Б) звонкий голос.

В) интересная история.

9. Многие слова русского языка известны всему народу. Эти слова являются общеупотребительными , например: А) чапыга, пустошь, мочажина. Б) вода, земля, небо. В) яруга, шамот, бурак.

9. Многие слова русского языка известны всему народу. Эти слова являются общеупотребительными , например:

А) чапыга, пустошь, мочажина.

Б) вода, земля, небо.

В) яруга, шамот, бурак.

10. Как называются слова, связанные  с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии? А) Неологизмы. Б) Историзмы. В) Профессионализмы.

10. Как называются слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии?

А) Неологизмы.

Б) Историзмы.

В) Профессионализмы.

11. Как называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности ? А) Жаргонизмы. Б) Неологизмы. В) Диалектизмы.

11. Как называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности ?

А) Жаргонизмы.

Б) Неологизмы.

В) Диалектизмы.

12. Укажите, какие из приведённых ниже слов являются диалектными ? А) Замолаживать, бурак, залавок. Б) Мать, отец, сын. В) Втулка, мольберт, пиксель.

12. Укажите, какие из приведённых ниже слов являются диалектными ?

А) Замолаживать, бурак, залавок.

Б) Мать, отец, сын.

В) Втулка, мольберт, пиксель.

13. Как называются слова, вошедшие  в русский язык из других языков ? А) Украденные. Б) Арендуемые. В) Заимствованные.

13. Как называются слова, вошедшие в русский язык из других языков ?

А) Украденные.

Б) Арендуемые.

В) Заимствованные.

14. Укажите, какое слово является заимствованным? А) Царевич. Б) Бульон. В) Булочная.

14. Укажите, какое слово является заимствованным?

А) Царевич.

Б) Бульон.

В) Булочная.

15. Укажите вариант, в котором правильно указаны пропущенные слова:  «Новые слова, возникающие в языке называются ___________. Вот примеры профессий в русском языке: ______, _______». А) Архаизмами, кучер, конюх. Б) Неологизмами, бобслеист, планетолог. В) Профессионализмами, столяр, маляр.

15. Укажите вариант, в котором правильно указаны пропущенные слова: «Новые слова, возникающие в языке называются ___________. Вот примеры профессий в русском языке: ______, _______».

А) Архаизмами, кучер, конюх.

Б) Неологизмами, бобслеист, планетолог.

В) Профессионализмами, столяр, маляр.

ЧАСТЬ В  Внимательно прочитайте каждый вопрос в приведенных далее заданиях и правильно соотнести пары «цифра-буква».

ЧАСТЬ В

Внимательно прочитайте каждый вопрос в приведенных далее заданиях и правильно соотнести пары «цифра-буква».

16. Соотнесите названия словарей  с их характеристикой 1 Орфографический словарь 2 Словарь синонимов А 3 4 Словарь, в котором описываются слова, разные по звучанию Б Орфоэпический словарь Фразеологический словарь Словарь, в котором приводится толкование целостных фразеологических оборотов и написанию, но тождественные или близкие по значению В Словарь, в котором указывается правописание слова Г Словарь, в котором указываются особенности произношения и ударения слов

16. Соотнесите названия словарей с их характеристикой

1

Орфографический словарь

2

Словарь синонимов

А

3

4

Словарь, в котором описываются слова, разные по звучанию

Б

Орфоэпический словарь

Фразеологический словарь

Словарь, в котором приводится толкование целостных фразеологических оборотов

и написанию, но тождественные или близкие по значению

В

Словарь, в котором указывается правописание слова

Г

Словарь, в котором указываются особенности произношения

и ударения слов

17. Соотнесите фразеологизмы  (устойчивые выражения) с их значением 1 Тёртый калач 2 Филькина грамота А 3 4 Очень медленно Б Во всю глотку В час по чайной ложке Очень громко кричать (орать) В Документ, не имеющий никакой силы Г Опытный человек, которого трудно обмануть

17. Соотнесите фразеологизмы (устойчивые выражения) с их значением

1

Тёртый калач

2

Филькина грамота

А

3

4

Очень медленно

Б

Во всю глотку

В час по чайной ложке

Очень громко кричать (орать)

В

Документ, не имеющий никакой силы

Г

Опытный человек, которого трудно обмануть

ЧАСТЬ С  Внимательно прочитайте текст и выполните задания, приведённые после него

ЧАСТЬ С

Внимательно прочитайте текст

и выполните задания, приведённые после него

Бурсаки вдруг преобразились: на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные, с серебряными подковами; шаровары шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром; к очкуру прицеплены были длинные ремешки , с кистями и прочими побрякушками, для трубки. Казакин алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были задвинуты за пояс; сабля брякала по ногам.

Бурсаки вдруг преобразились: на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные,

с серебряными подковами; шаровары шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром; к очкуру прицеплены были длинные ремешки , с кистями и прочими побрякушками, для трубки.

Казакин алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были задвинуты за пояс; сабля брякала по ногам.

18. Укажите стиль и тип речи текста. А) Художественный стиль, описание. Б) Официально-деловой стиль, повествование. В) Научный стиль, рассуждение + описание.

18. Укажите стиль и тип речи текста.

А) Художественный стиль, описание.

Б) Официально-деловой стиль, повествование.

В) Научный стиль, рассуждение + описание.

19. Какое из слов, взятых из текста,  не относится к лексике ограниченного употребления? А) Бурсаки. Б) Ремешки. В) Казакин.

19. Какое из слов, взятых из текста, не относится к лексике ограниченного употребления?

А) Бурсаки.

Б) Ремешки.

В) Казакин.

20. Из данного предложения выпишите  три ключевые слова  или словосочетания :   «Сильные кожевники сидели под навесом крылец на улице и мяли своими дюжими руками бычачьи кожи».      ОТВЕТ:  Ключевые слова в предложении: ___________

20. Из данного предложения выпишите три ключевые слова или словосочетания : «Сильные кожевники сидели под навесом крылец на улице и мяли своими дюжими руками бычачьи кожи». ОТВЕТ: Ключевые слова в предложении: ___________

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ОКОНЧЕНА!  ТЕПЕРЬ ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ОКОНЧЕНА! ТЕПЕРЬ ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!

1. Как называется раздел науки  о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и словарный состав? А) Фонетика. Б) Синтаксис и пунктуация. В) Лексикология.

1. Как называется раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и словарный состав?

А) Фонетика.

Б) Синтаксис и пунктуация.

В) Лексикология.

2. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются… А) однозначными. Б) многозначными. В) однокоренными.

2. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются…

А) однозначными.

Б) многозначными.

В) однокоренными.

3. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются… А) однозначными. Б) однокоренными. В) многозначными.

3. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются…

А) однозначными.

Б) однокоренными.

В) многозначными.

4. Какое из этих слов является многозначным ? А) Табурет. Б) Лук. В) Мгновение.

4. Какое из этих слов является многозначным ?

А) Табурет.

Б) Лук.

В) Мгновение.

5. Как называются слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию  и написанию , но совершенно разные  по лексическому значению? А) Антонимы. Б) Синонимы. В) Омонимы.

5. Как называются слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию , но совершенно разные по лексическому значению?

А) Антонимы.

Б) Синонимы.

В) Омонимы.

6. Как называются слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения  и употреблением в речи? А) Антонимы. Б) Синонимы. В) Омонимы.

6. Как называются слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи?

А) Антонимы.

Б) Синонимы.

В) Омонимы.

7. Как называются слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением? А) Антонимы. Б) Синонимы. В) Омонимы.

7. Как называются слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением?

А) Антонимы.

Б) Синонимы.

В) Омонимы.

8. Подберите и запишите антонимы   к выделенным словам: А) тупой карандаш - острый. Б) звонкий голос - глухой. В) интересная история - скучная.

8. Подберите и запишите антонимы к выделенным словам:

А) тупой карандаш - острый.

Б) звонкий голос - глухой.

В) интересная история - скучная.

9. Многие слова русского языка известны всему народу. Эти слова являются общеупотребительными , например: А) чапыга, пустошь, мочажина. Б) вода, земля, небо. В) яруга, шамот, бурак.

9. Многие слова русского языка известны всему народу. Эти слова являются общеупотребительными , например:

А) чапыга, пустошь, мочажина.

Б) вода, земля, небо.

В) яруга, шамот, бурак.

10. Как называются слова, связанные  с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии? А) Неологизмы. Б) Историзмы. В) Профессионализмы.

10. Как называются слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии?

А) Неологизмы.

Б) Историзмы.

В) Профессионализмы.

11. Как называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности ? А) Жаргонизмы. Б) Неологизмы. В) Диалектизмы.

11. Как называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности ?

А) Жаргонизмы.

Б) Неологизмы.

В) Диалектизмы.

12. Укажите, какие из приведённых ниже слов являются диалектными ? А) Замолаживать, бурак, залавок. Б) Мать, отец, сын. В) Втулка, мольберт, пиксель.

12. Укажите, какие из приведённых ниже слов являются диалектными ?

А) Замолаживать, бурак, залавок.

Б) Мать, отец, сын.

В) Втулка, мольберт, пиксель.

13. Как называются слова, вошедшие  в русский язык из других языков ? А) Украденные. Б) Арендуемые. В) Заимствованные.

13. Как называются слова, вошедшие в русский язык из других языков ?

А) Украденные.

Б) Арендуемые.

В) Заимствованные.

14. Укажите, какое слово является заимствованным? А) Царевич. Б) Бульон. В) Булочная.

14. Укажите, какое слово является заимствованным?

А) Царевич.

Б) Бульон.

В) Булочная.

15. Укажите вариант, в котором правильно указаны пропущенные слова:  «Новые слова, возникающие в языке называются ___________. Вот примеры профессий в русском языке: ______, _______». А) Архаизмами, кучер, конюх. Б) Неологизмами, бобслеист, планетолог. В) Профессионализмами, столяр, маляр.

15. Укажите вариант, в котором правильно указаны пропущенные слова: «Новые слова, возникающие в языке называются ___________. Вот примеры профессий в русском языке: ______, _______».

А) Архаизмами, кучер, конюх.

Б) Неологизмами, бобслеист, планетолог.

В) Профессионализмами, столяр, маляр.

16. Соотнесите названия словарей  с их характеристикой 1 Орфографический словарь 2 Словарь синонимов В 3 4 Словарь, в котором указывается правописание слова А Орфоэпический словарь Словарь, в котором описываются слова, разные по звучанию Фразеологический словарь Г и написанию, но тождественные или близкие по значению Б Словарь, в котором указываются особенности произношения и ударения слов Словарь, в котором приводится толкование целостных фразеологических оборотов

16. Соотнесите названия словарей с их характеристикой

1

Орфографический словарь

2

Словарь синонимов

В

3

4

Словарь, в котором указывается правописание слова

А

Орфоэпический словарь

Словарь, в котором описываются слова, разные по звучанию

Фразеологический словарь

Г

и написанию, но тождественные или близкие по значению

Б

Словарь, в котором указываются особенности произношения

и ударения слов

Словарь, в котором приводится толкование целостных фразеологических оборотов

17. Соотнесите фразеологизмы  (устойчивые выражения) с их значением 1 Тёртый калач 2 Филькина грамота Г 3 4 Опытный человек, которого трудно обмануть В Во всю глотку В час по чайной ложке Документ, не имеющий никакой силы Б Очень громко кричать (орать) А Очень медленно

17. Соотнесите фразеологизмы (устойчивые выражения) с их значением

1

Тёртый калач

2

Филькина грамота

Г

3

4

Опытный человек, которого трудно обмануть

В

Во всю глотку

В час по чайной ложке

Документ, не имеющий никакой силы

Б

Очень громко кричать (орать)

А

Очень медленно

18. Укажите стиль и тип речи текста. А) Художественный стиль, описание. Б) Официально-деловой стиль, повествование. В) Научный стиль, рассуждение + описание.

18. Укажите стиль и тип речи текста.

А) Художественный стиль, описание.

Б) Официально-деловой стиль, повествование.

В) Научный стиль, рассуждение + описание.

19. Какое из слов, взятых из текста,  не относится к лексике ограниченного употребления? А) Бурсаки. Б) Ремешки. В) Казакин.

19. Какое из слов, взятых из текста, не относится к лексике ограниченного употребления?

А) Бурсаки.

Б) Ремешки.

В) Казакин.

20. Из данного предложения выпишите  три ключевые слова  или словосочетания :   «Сильные кожевники сидели под навесом крылец на улице и мяли своими дюжими руками бычачьи кожи».      ОТВЕТ:  Ключевые слова в предложении:  кожевники, дюжие руки, бычачьи кожи.

20. Из данного предложения выпишите три ключевые слова или словосочетания : «Сильные кожевники сидели под навесом крылец на улице и мяли своими дюжими руками бычачьи кожи». ОТВЕТ: Ключевые слова в предложении: кожевники, дюжие руки, бычачьи кожи.

ПОЗДРАВЛЯЮ!  ВЫ ОТЛИЧНО СПРАВИЛИСЬ!   За каждый верный ответ:  часть А и В - 1 балл, часть С – 2 балла.  Ваша оценка:  1-8 баллов – «2»  9-12 баллов – «3»  13-16 баллов – «4»  Более 17 баллов – «5»   Благодарю за участие!

ПОЗДРАВЛЯЮ! ВЫ ОТЛИЧНО СПРАВИЛИСЬ! За каждый верный ответ: часть А и В - 1 балл, часть С – 2 балла. Ваша оценка: 1-8 баллов – «2» 9-12 баллов – «3» 13-16 баллов – «4» Более 17 баллов – «5» Благодарю за участие!