Контрольная работа №2 по теме «Лексикология. Культура речи».
Ученика (-цы) _______________________________________________________________ Вариант 1
1. Установите соответствия между понятиями и их значениями:
1. Диалектизмы | А. Устаревшие названия предметов и явлений, у которых есть другие, современные названия |
2. Лексикология | Б. Слова и словосочетания, которые используются определенной группой носителей языка, объединенной социальной или возрастной сферой употребления |
3. Многозначные слова | В. Слова, употребляемые жителями в той или иной местности |
4. Архаизмы | Г. Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка, т. е. лексику |
5. Жаргонизмы | Д. Слова, имеющие несколько лексических значений |
Ответ: 1. ____ 2. ____ 3. ____ 4. ____ 5. _____
2. Какое слово имеет значение «сдержанный в демонстрации, обнаружении собственных достоинств или заслуг»? _____
А) Воспитанный Б) Справедливый В) Скромный Г) Искренний
3. Какое слово является однозначным? _____
А) Кисть Б) Суббота В) Лисичка Г) Иголка
4. Какое слово является мнонозначным? _____
А) Ножка Б) Компьютер В) Учитель Г) Колибри
5. Подберите к устаревшим словам из левого столбика синонимы из правого столбика:
1. Рамена _____ А) Палец
2. Длань _____ Б) Плечи
3. Дщерь _____ В) Ладонь
4. Перст _____ Г) Дочь
6. В каком ряду все слова являются жаргонизмами? _____
А) Наезд, трава, подъезд
Б) Речь, шмон, торг
В) Торт, балет, двойка
Г) Лажа, столовка, шпора
7. Установите соответствие жаргонизмов из левого столбика с синонимами из правого столбика:
1.Кент _____ А) Назначить встречу
2. Меня плющит _____ Б) Кушать
3 .Забить стрелку _____ В) Модный парень
4.Точить _____ Г) Великолепно
5.Офигенно _____ Д) Мне нездоровится
8. В каком предложении есть диалектизм (диалектное слово)? _____ А) После воздуха и воды лес − третий дар природы человеку. Б) Мама попросила меня подвязать кушак на платье.
В) Слово «география» взято из греческого языка. Г) Первый месяц осени похож на рыжего хитрого лиса.
9. В каком предложении есть профессионализм? _____ А) Мы взяли мешки и побежали в бабушкин огород.
Б) Шофер неспешно крутил баранку и смотрел по сторонам.
В) Листья лежали на склонах гор и на деревьях. Г) Собака бегала вдоль завалинки по векше. 10. В каком предложении есть неологизм? _____
А) Солнце село за дальним селом. В) Мы собирали в лесу не грибы, а ягоды.
Б) Берите белые бублики и баранки. Г) Сегодня на ТВ будут показывать эксклюзив.
11. В каком предложении есть эпитет? _____
А) Серый котёнок был очень милый. Б) Красивые бабочки летали около меня на даче В) Летом я люблю носить голубую толстовку Г) В дедушкином саду росла одинокая яблоня.
12. В каком предложении есть метафора? _____
А) Завтра мы поедем на экскурсию.
Б) В саду пожелтели листья.
В) В саду горит костёр рябины красной.
Г) Мальчик почти всегда улыбался.
13. Установите соответствие между фразеологизмами из левого столбика и их значениями из правого столбика:
1. Чесать язык _____ А) Замолчать, воздержаться в разговор
2. Придержать язык _____ Б) Пожертвовать жизнью
3. Тянуть за язык _____ В) Бесплодно мечтать
4. Живота не пожалеть _____ Г) Выведывать что-либо
5. Витать в облаках _____ Д) Болтать, сплетничать
14. Определив значение фразеологизмов, сгруппируйте их в синонимичные пары:
1. Задавать тон _____ А) Кожа да кости
2. Делать из мухи слона _____ Б) Поставить на ноги
3. Вывести на чистую воду _____ В) Сгущать краски
4. Мало каши ел _____ Г) Сорвать маску
5. Вывести в люди _____ Д) Играть первую скрипку
15. Определив значение фразеологизмов, сгруппируйте их в антонимичные пары:
1. Во весь дух _____ А) Болтать без умолку
2. От горшка два вершка _____ Б) Куры не клюют 3. С гулькин нос _____ В) Сложа руки 4. Воды в рот набрать _____ Г) Верста коломенская 5. Не покладая рук _____ Д) Черепашьим шагом
Контрольная работа №2 по теме «Лексикология. Культура речи».
Ученика (-цы) _______________________________________________________________ Вариант 2
1. Установите соответствия между понятиями и их значениями:
1. Историзмы | А. Слова, которые имеют только одно лексическое значение (обозначение) |
2. . Профессионализмы | Б. Устаревшие слова, которые вышли из активного употребления в связи с исчезновением предметов, явлений, понятий |
3. Однозначные слова | В. Словарный состав языка |
4. Неологизмы | Г. Слова, которые используют представители отдельных профессий |
5. Лексика | Д. Слова или словосочетания, которые не так давно появились в языке для обозначения новых предметов, понятий и явлений |
Ответ: 1. ____ 2. ____ 3. ____ 4. ____ 5. _____
2. Какое слово имеет значение «легко отзывающийся на чужие нужды, просьбы»? _____
А) Внимательный Б) Вежливый В) Отзывчивый Г) Порядочный
3. Какое слово является однозначным? _____
А) Лист Б) Побег В) Хирург Г) Бабочка
4. Какое слово является многозначным? _____
А) Педагог Б) Число В) Шляпка Г) Ромашка
5. Подберите к устаревшим словам из левого столбика синонимы из правого столбика:
1. Очи _____ А) Губы
2. Чело _____ Б) Глаза
3. Ланиты _____ В) Лоб
4. Уста _____ Г) Щёки
6. В каком ряду все слова являются жаргонизмами? _____
А) Тачка, телевизор, ноутбук
Б) Предки, автомобиль, отличник
В) Тачка, предки, заучка
Г) Зенки, полотенце, дискета
7. Установите соответствие жаргонизмов из левого столбика с синонимами из правого столбика:
1.Оттянуться _____ А) Водитель
2. Штука _____ Б) Удовольствие
3 .Кайф _____ В) Надоел
4.Заколебал _____ Г) Отдыхать, развлекаться
5.Водила _____ Д) Тысяча рублей
8. В каком предложении есть диалектизм (диалектное слово)? _____ А) Коля получился настоящий дэнди! Б) Переходить улицу на красный свет строго запрещено. В) Биосфера – это область распространения жизни на Земле. Г) Бабка никак не могла сладить с ухватом.
9. В каком предложении есть профессионализм? _____ А) Сварщик не знал, где оставил секач. Б) Мы разделились на две команды и играли до самого звонка. В) В пруду быстро плавают зеркальные карпы. Г) Петр сварил на костре кашу-сливуху. 10. В каком предложении есть неологизм? _____
А) Автор создает замечательные книги.
Б) Каждый год я обновляю свой имидж.
В) Аня потеряла ключ от дверного замка.
Г) Кисти винограда свисали до земли.
11. В каком предложении есть эпитет? _____
А) Мама, мы нашли странный цветок!
Б) И они зашагали к клёну с красными листьями
В) Цветок действительно был похож на белое колёсико с жёлтой сердцевинкой.
Г) От детства до старости человеку светило маленькое солнце.
12. В каком предложении есть метафора? _____
А) Впереди мы увидели сосновый бор.
Б) Ребята поехали на соревнования.
В) Вода в реке стала холодная.
Г) В саду горит костёр рябины красной.
13. Установите соответствие между фразеологизмами из левого столбика и их значениями из правого столбика:
1. Хоть в бровь, хоть в глаз _____ А) Ничего не видно
2. Хоть глаз выколи _____ Б) Очень далеко
3. С глазу на глаз _____ В) Зря тратить время
4. Толочь воду в ступе _____ Г) Бесполезные действия
5. За тридевять земель _____ Д) Наедине
14. Определив значение фразеологизмов, сгруппируйте их в синонимичные пары:
1. Бить баклуши _____ А) В поте лица
2. Не покладая рук _____ Б) Как с гуся вода
3. Как о стену горох _____ В) Плевать в потолок
4. Распустить язык _____ Г) Одного поля ягоды
5. Два сапога пара _____ Д) Длинный язык
15. Определив значение фразеологизмов, сгруппируйте их в антонимичные пары:
1. Голубая кровь _____ А) Сердце обросло мхом
2. Сердце кровью обливается _____ Б) Кот наплакал 3. Вставлять палки в колёса _____ В) Рта не закроешь 4. Хоть пруд пруди _____ Г) Черная кость 5. Слова не вытянешь _____ Д) Дать зелёный свет
Ответы варианта 1
| 1. В | 1.Г | 3. Д | 4. А | 5. Б |
| В | | | | |
| Б | | | | |
| А | | | | |
| 1. Б | 2. В | 3. Г | 4. А | |
| Г | | | | |
| 1. В | 2. Д | 3. А | 4. Б | 5. Г |
| Б | | | | |
| Б | | | | |
| Г | | | | |
| Г | | | | |
| В | | | | |
| 1. Д | 2. А | 3. Г | 4. Б | 5. В |
| 1. Д | 2. В | 3. Г | 4. А | 5. Б |
| 1. Д | 2. Г | 3. Б | 4. А | 5. В |
Ответы варианта 2
| 1. Б | 1.Г | 3. А | 4. Д | 5. В |
| А | | | | |
| Г | | | | |
| В | | | | |
| 1. Б | 2. В | 3. Г | 4. А | |
| В | | | | |
| 1. Г | 2. Д | 3. Б | 4. В | 5. А |
| Г | | | | |
| А | | | | |
| Б | | | | |
| В | | | | |
| Г | | | | |
| 1. Г | 2. А | 3. Д | 4. В | 5. Б |
| 1. В | 2. А | 3. Б | 4. Д | 5. Г |
| 1. Г | 2. А | 3. Д | 4. Б | 5. В |
Критерии оценивания:
Задание 1: по одному баллу за каждый правильный ответ.
Всего 5 баллов
Задания 2-– 4, 6, 8 – 12: по одному баллу за каждый правильный ответ.
Всего 9 баллов.
Задание 5: по 0,5 балла за каждый правильный ответ.
Всего 2 балла.
Задания 7, 13 - 15: по 0,5 балла за каждый правильный ответ.
Всего 10 баллов.
Итого: 26 баллов.
Оценка | Баллы |
«5» | 23-26 |
«4» | 18-22 |
«3» | 13-17 |
«2» | 12 и менее |