СПЕЦИФИКАЦИЯ
проверочной работы по теме: «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение»
1. Назначение проверочной работы – определение степени усвоения классом и каждым учащимся материала темы «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение», выявление структуры знаний на содержательном и деятельностном уровнях.
2. Содержание теста – биология, 8 класс.
3. Документы, определяющие содержание проверочной работы.
Содержание проверочной работы определяется на основе следующих документов:
-
Программы для общеобразовательных учреждений. /Авторы: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н.Пономарёва, В.М. Константинов, В.С. Кучменко, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова/ Биология в основной школе. – М.: Вентана-Граф, 2009. – с. 57.
-
Биология. 5 – 11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010. – с. 49.
4. Учебники и учебные пособия, рекомендуемые для подготовки к педагогическому тестированию:
-
А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш.- Биология: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений – М.:Вентана - Граф, 2010 г. - 272 с.ил.
-
Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев – Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений – М.: М.:Дрофа, 2009 г.- 336 с. ил.
5. Применяемый подход к разработке и интерпретации педагогического теста – критериально-ориентированный, полиморфный тематический тест.
6. Элементы содержания предмета, включённые в тест, - согласно Программе.
7. Структура проверочной работы.
Работа состоит из 3 частей (таблица 1).
Часть 1 (А) – 10 заданий закрытого типа множественного выбора одного верного ответа из четырёх предложенных.
Часть 2 (В) – 3 задания, из них 1 задание закрытого типа множественного выбора трёх правильных ответа из шести предложенных, 2 задания открытого типа, из них 1 – на установление соответствия и 1 – на установление последовательности.
Часть 3 (С) – 2 задания открытого типа, из них 1 – на умение работать с текстом или рисунком, 1 – решение задачи.
Таблица 1.
Распределение заданий проверочной работы по частям работы
N | Части работы | Число заданий | Максимальный первичный балл | Тип заданий |
1 | Часть А | 10 | 10 | с выбором ответа |
2 | Часть В | 3 | 6 | с кратким ответом |
3 | Часть С | 2 | 6 | с развёрнутым ответом |
| Итого | 15 | 22 | |
8. Распределение заданий проверочной работы по содержанию и видам учебной деятельности.
Содержание проверочной работы можно разделить на 3 блока.
Первый блок «Покровные органы» включает материал о строении кожи, её функциях.
Второй блок «Терморегуляция» составляют задания, проверяющие знания о механизмах терморегуляции, изменениях в организме человека, связанных с нарушениями терморегулиции.
Третий блок «Выделение» составляют задания, проверяющие знания о строении выделительной системы, строении и функциях почек.
Проверочная работа предусматривает следующие виды учебной деятельности: воспроизводить знания, применять их в знакомой и незнакомой ситуациях.
Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими видами учебной деятельности: знать и понимать биологическую терминологию, характеризовать строение, функции кожи, органов выделительной системы; особенности работы почек, образования мочи. Задания на воспроизведение знаний охватывают содержание всех частей проверочной работы и обеспечивают контроль усвоения основных вопросов темы «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение» на базовом уровне.
Применение знаний в знакомой ситуации требует более сложной мыслительной деятельности: сравнивать строение и функции клеток растений и животных, организмы прокариот и эукариот, автотрофы и гетеротрофы; обосновывать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки, задания, контролирующие данные виды учебной деятельности, направлены на определение уровня овладения основным содержанием, изложенным в 2 – 4 блоках работы.
Применение знаний в изменённой ситуации предусматривает оперирование учащимися такими видами учебной деятельности, как научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно-следственных связей, анализ, обобщение, формулирование выводов, использование теоретических знаний и практической деятельности, решение задач высокого уровня сложности (таблица 2).
Таблица 2.
Распределение заданий по содержанию и видам учебной деятельности
Виды учебной деятельности Содержательные блоки | Воспроизведение знаний | Применение знаний в знакомой ситуации | Применение знаний в изменённой ситуации | Итого: |
1. Покровные органы | 2 | 4 | | |
2. Терморегуляция | 2 | 1 | | |
3. Выделение | 5 | 1 | | |
Итого: | | | | 15 |
9. Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности.
В работе используются задания базового (53%), повышенного (33%) и высокого (14%) уровней сложности (таблица 3).
Задания базового уровня предусматривают выбор одного верного ответа из четырёх предложенных. Для проверки знаний на повышенном уровне используются задания разного типа: с выбором одного и нескольких (трёх) верных ответов, на установление соответствия между биологическими объектами, процессами и явлениями, определение их последовательности. Задания высокого уровня предусматривают развёрнутый свободный ответ и направлены на проверку умений школьников самостоятельно оперировать биологическими понятиями, грамотно формулировать ответ.
Таблица 3.
Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности заданий | Число заданий | Обозначение заданий в работе |
Базовый (Б) | 8 | А1 – А8 |
Повышенный (П) | 5 | А9 – А10, В1 – В3 |
Высокий (В) | 2 | С1 – С2 |
Итого | 15 | |
10. Требования к уровню подготовки респондента – базовый уровень.
11. Средний уровень трудности заданий – 51%.
12. Доминирующая деятельность испытуемого – письменные тесты.
13. Форма предъявления – бланковые тесты.
14. Инструкции для учащихся – в тесте.
15. Количество вариантов в работе– 2.
16. Количество заданий в варианте теста – 15.
17. Форма заданий по способам оценки – дихотомическая (0/1) и политомическая (0 – 3).
18. Время выполнения работы. На выполнение проверочной работы отводится 40 минут. Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:
-
для каждого задания части 1 (А) – 1 - 2 минуты;
-
для каждого задания части 2 (В) – до 3 минут;
-
для каждого задания части 3 (С) – 10 минут.
19. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
Верное выполнение каждого задания базового и повышенного уровней части 1 (А1 – А10) оценивается одним баллом. Задания части 2 (В1 – В3) оцениваются от нуля до двух баллов в зависимости от правильности ответа. Правильно выполненные задания В1 – В3 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибки или ответ отсутствует.
Задания части 3 (С1 – С2) высокого уровня оцениваются от нуля до трёх баллов в зависимости от полноты и правильности ответа. Оценка заданий этой части проводится путём сопоставления работы ученика с эталоном ответа.
20. Дополнительные материалы и оборудование.
Дополнительные материалы и оборудование не нужны.
21. План теста по теме «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение»
Таблица 4.
№ зада ния | Проверяемые элементы содержания | Уровень сложности задания1; ориентировочная трудность задания, в %; виды знаний2 | Макс. кол-во баллов за выполнение задания | Время выполне ния задания |
Часть 1 |
А1 | Гигиена кожи | Б, 80, 1 | 1 | 1 |
А2 | Строение кожи | Б, 70, 1 | 1 | 1 |
А3 | Функции желез кожи | Б, 70, 1 | 1 | 1 |
А4 | Функции кожи | Б, 70, 2 | 1 | 1 |
А5 | Функции кожи | Б, 60, 1 | 1 | 1 |
А6 | Терморегуляция | Б, 60, 5 | 1 | 1 |
А7 | Строение почек | Б, 50, 1 | 1 | 1 |
А8 | Строение и функции выделительной системы | Б, 50, 3 | 1 | 1 |
А9 | Строение и функции выделительной системы | Б, 50, 6 | 1 | 1 |
А10 | Образование мочи | П, 40, 6 | 1 | 2 |
Часть 2 |
В1 | Строение почек | П, 40, 2 | 2 | 3 |
В2 | Терморегуляция | П, 40, 5 | 2 | 3 |
В3 | Выделение | П, 40, 4 | 2 | 3 |
Часть 3 |
С1 | Покровы тела | В, 30, 6 | 3 | 10 |
С2 | Терморегуляция | В, 30, 6 | 3 | 10 |
| Итого: | А – 10; В – 3; С – 2 | Б – 8; П – 5; В - 2 | 22 | 40 |
Примечание:
1 – Б – базовый уровень, П – повышенный уровень, В – высокий уровень.
2 – виды биологических знаний:
1 – | фактуальные знания; |
2 – | классификационные знания; |
3 – | алгоритмические знания; |
4 – | причинно-следственные знания; |
5 – | сравнительные знания; |
6 – | системные знания. |
Проверочная тестовая работа по теме «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение» (8 класс)
Вариант 1
Часть 1
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных, в бланке ответов под номером выполняемого задания (А1 – А10) поставьте знак «» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. | Кожа защищает организм от ультрафиолетовых лучей, так как в ней |
| 1) | много волокон |
| 2) | есть рецепторы |
| 3) | вырабатывается витамин D |
| 4) | есть подкожная жировая клетчатка |
А2. | Собственно кожа образована … тканью. |
| 1) | мышечной тканью |
| 2) | нервной системой |
| 3) | соединительной тканью |
| 4) | эпителиальной кожей |
А3. | Жир выделяют |
| 1) | лимфатические сосуды |
| 2) | потовые железы |
| 3) | рецепторы |
| 4) | сальные железы |
А4. | Соли, воду, мочевину удаляют |
| 1) | волосяные сумки |
| 2) | потовые железы |
| 3) | рецепторы |
| 4) | сальные железы |
А5. | Потовые железы участвуют в |
| 1) | окислении минеральных веществ |
| 2) | охлаждении организма |
| 3) | накоплении органических веществ |
| 4) | удалении органических веществ |
А6. | Нормальная температура человеческого тела составляет |
| 1) | 35º С |
| 2) | 36 - 37º С |
| 3) | 37 - 38º С |
| 4) | 41º С |
А7. | Структурной и функциональной единицей почки является |
| 1) | капсула |
| 2) | нефрон |
| 3) | петля Генле |
| 4) | пирамида |
А8. | Одинаковые продукты распада удаляются через |
| 1) | лёгкие и почки |
| 2) | почки и кожу |
| 3) | кожу и лёгкие |
| 4) | |
А9. | Нефрон состоит из |
| 1) | мальпигиевого клубочка и капсулы Боумена-Шумлянского |
| 2) | канальцев первого порядка |
| 3) | канальцев второго порядка |
| 4) | капсуля Боумена-Шумлянского с клубочком и почечного канальца |
А10. | Из мочеточника моча поступает непосредственно в |
| 1) | почечную лоханку |
| 2) | мочевой пузырь |
| 3) | собирательную трубочку |
| 4) | мочеиспускательный канал |
Часть 2
Инструкция
В1. | Установите последовательность движения крови в нефроне в процессе образования мочи |
| 1) | Почечная артерия |
| 2) | Капилляры извитого канальца |
| 3) | Выносящий сосуд (артериола) |
| 4) | Почечная вена |
| 5) | Капиллярный клубочек |
| 6) | Приносящий сосуд (артериола) |
При выполнении задания В2 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов без пробелов и других символов.
В2. | Установите соответствие между характеристикой и механизмом терморегуляции. |
| Характеристика | Механизм терморегуляции |
| А) | защита от охлаждения | 1) | физический |
| Б) | усиление отдачи тепла организмом в окружающую среду | 2) | химический |
| В) | увеличение просвета капилляров кожи | | |
| Г) | образование тепла за счёт повышения уровня обмена веществ | | |
| Д) | защита от перегрева | | |
| Е) | дрожь | | |
При выполнении задания В3 вставьте пропущенные слова. КАК ЗАПИСАТЬ ОТВЕТ?
В3 | Вставьте пропущенные слова. |
| Продукты обмена веществ выводятся из организма путём выделения СО2 и воды в виде пара – …. (А), растворимые вещества – … (Б). Органы … (В) системы: почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. Структурной и функциональной единицей почек является … (Г). |
Перечень терминов:
1) | лёгкими | 3) | мочевыделительной |
2) | нефрон | 4) | почками и потовыми железами |
Часть 3
При выполнении заданий С1 – С2 дайте полный развёрнутый ответ.
С1. | Каково биологическое значение загара? |
С2. | Почему для организма опасна большая потеря жидкости и солей? |
Проверочная тестовая работа по теме «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение» (8 класс)
Вариант 2
Часть 1
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных, в бланке ответов под номером выполняемого задания (А1 – А10) поставьте знак «» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. | Чистота кожи – важнейшее условие здоровья человека, так как грязь |
| 1) | разрушает поверхность кожи |
| 2) | способствует усиленному потоотделению |
| 3) | закупоривает протоки сальных и потовых желез |
| 4) | способствует проникновению в кожу ядовитых веществ |
А2. | Сколько слоёв различают в коже? |
| 1) | 1 |
| 2) | 2 |
| 3) | 3 |
| 4) | 4 |
А3. | Какую функцию выполняет кожа? |
| 1) | защитную |
| 2) | опорную |
| 3) | выделительную |
| 4) | пищеварительную |
А4. | Сальные железы |
| 1) | выделяют секрет |
| 2) | выделяют пот |
| 3) | обеспечивают рост волос |
| 4) | |
А5. | Какие железы вырабатывают пот? |
| 1) | потовые |
| 2) | сальные |
| 3) | |
| 4) | |
А6. | Температура тела у человека |
| 1) | постоянная |
| 2) | Изменяется при понижении температуры воздуха |
| 3) | Изменяется при повышении температуры воздуха |
| 4) | |
А7. | Что выполняет роль фильтра в почках? |
| 1) | их корковый слой |
| 2) | стенки капилляров и капсул нефронов |
| 3) | |
| 4) | |
А8. | В выделении продуктов обмена веществ из организма участвуют |
| 1) | почки, лёгкие |
| 2) | почки |
| 3) | почки, кожа, лёгкие |
| 4) | |
А9. | В результате фильтрации образуется … моча |
| 1) | первичная |
| 2) | вторичная |
| 3) | |
| 4) | |
А10. | Образование мочи начинается с |
| 1) | фильтрации |
| 2) | всасывания |
| 3) | |
| 4) | |
Часть 2
Инструкция
В1. | Установите последовательность образования мочи |
| 1) | Образование первичной мочи |
| 2) | Фильтрация плазмы крови |
| 3) | Образование вторичной мочи |
| 4) | Всасывание воды, солей, аминокислот |
При выполнении задания В2 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов без пробелов и других символов.
В2. | Установите соответствие между характеристикой и рецепторами кожи. |
| Характеристика | Рецепторы кожи |
| А) | расширяют капилляры | 1) | тепловые |
| Б) | усиливают теплоотдачу | 2) | холодовые |
| В) | сужают кровеносные сосуды | | |
| Г) | действуют как механизм саморегуляции | | |
| Д) | устраняют опасность перегрева | | |
При выполнении задания В3 вставьте пропущенные слова. КАК ЗАПИСАТЬ ОТВЕТ?
В3 | Вставьте пропущенные слова. |
| Структурной и функциональной единицей является … (А). Образование мочи происходит в два этапа: в результате … (Б) плазмы крови образуется … (В), а после обратного всасывания из неё в капилляры воды и некоторых других веществ … (Г). |
Перечень терминов:
1) | нефрон | 3) | первичная моча |
2) | фильтрация | 4) | вторичная моча |
Часть 3
При выполнении заданий С1 – С2 дайте полный развёрнутый ответ.
С1. | Обратите внимание на узоры подушечек пальцев. Они индивидуальны для каждого человека и потому используются в криминалистике. Под эпидермисом, в углублениях между бороздками особенно много осязательных рецепторов. Объясните, почему ощупывать предметы лучше подушечками пальцев? |
С2. | Как предупредить перегрев тела, тепловой и солнечный удары? |
Ответы
Вариант 1 | Вариант 2 |
Часть 1 | Часть 1 |
А1 | | А6 | | А1 | | А6 | |
А2 | | А7 | | А2 | | А7 | |
А3 | | А8 | | А3 | | А8 | |
А4 | | А9 | | А4 | | А9 | |
А5 | | А10 | | А5 | | А10 | |
Вариант 1 | Вариант 2 |
Часть 2 | Часть 2 |
В1 | | В1 | |
В2 | | В2 | |
В3 | | В3 | |
|
Вариант 1 | Вариант 2 |
Часть 3 | Часть 3 |
С1 | | С1 | |
С2 | | С2 | |
Критерии оценивания части 3 (задания С1 – С2)
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Ответ включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Критерии оценки выполнения проверочной работы:
Отметка | % выполнения заданий теста | Количество баллов |
«5» | Правильно выполнено 87 – 100% заданий теста | |
«4» | Правильно выполнено 61 – 86% заданий теста | |
«3» | Правильно выполнено 35 – 60% заданий теста | |
«2» | Правильно выполнено 34% и менее заданий теста | |