Просмотр содержимого документа
«Контрольное чтение с анализом текста по родной (русской) литературе 5 класс»
Контрольное чтение с анализом текста по родной (русской) литературе
Учени___ 5. ___кл. ___________________________________________________________
(1) Жил на селе одинокий старик. (2) Был он слаб, плел корзины, подшивал валенки, сторожил от мальчишек колхозный сад и тем зарабатывал свой хлеб. (3) Он пришел на село давно, издалека, но люди сразу поняли, что этот человек немало хватил горя. (4) Был он хром, не по годам сед. (5) От щеки его через губы пролег кривой рваный шрам. (6) И поэтому, даже когда он улыбался, лицо его казалось печальным и суровым.
(7) Однажды мальчик Ивашка Кудряшкин полез в колхозный сад, чтобы набрать там яблок и тайно насытиться ими до отвала. (8) Но, зацепив штаниной за гвоздь ограды, он свалился в колючий крыжовник, оцарапался, взвыл и тут же был сторожем схвачен.
(9) Конечно, старик мог бы стегануть Ивашку крапивой или, что еще хуже, отвести его в школу и рассказать там, как было дело. (10) Но старик сжалился над Ивашкой. (11) Руки у Ивашки были в ссадинах, позади, как овечий хвост, висел клок от штанины, а по красным щекам текли слезы. (12) Молча вывел старик через калитку и отпустил перепуганного Ивашку восвояси, так и не дав ему ни одного тычка и даже не сказав вдогонку ни одного слова.
(По А. Гайдару)
1. Определите и запишите основную мысль текста.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Составьте план текста из 3-х пунктов.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какой факт, по мнению автора, говорит о том, что старик был добрый, несмотря на свой суровый вид?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
4. Определите, какой тип речи представлен в 4-5 предложениях текста.
_________________________________________________________________________________
5. В предложениях 7-8 найдите слово со значением «наесться». Выпишите это слово.
_________________________________________________________________________________
6. В предложениях 2-4 найдите антоним к слову «радость» и выпишите его.
_________________________________________________________________________________
Ответы и критерии
№ | Ответ | Баллы |
1 | Сторож не стал наказывать мальчика, он понял, что тот и так пострадал, свалившись в кусты. (допускаются иные формулировки, не искажающие смысл текста) | |
| Основная мысль определена верно, полно | 2 |
| Основная мысль определена верно, но недостаточно полно | 1 |
| Основная мысль определена неверно | 0 |
2 | В плане последовательно отражено содержание текста | 2 |
| В плане непоследовательно отражено содержание текста | 1 |
| План не составлен | 0 |
3 | (Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке) Герой рассказа – одинокий старик, многое испытал в жизни, но горе не сделало его жестоким. Он простил Ивашку, который залез в колхозный сад за яблоками. | |
| Дан правильный полный ответ | 2 |
| Дан неполный ответ | 1 |
| Ответ не дан | 0 |
4 | Описание | 1 |
5 | Насытиться | 1 |
6 | Горе | 1 |
Максимальный балл | 9 |
Отметка по пятибалльной шкале | «5» | «4» | «3» | «2» |
Первичные баллы | 9-8 | 7-6 | 5-4 | 3-0 |