СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Корень слова 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Корень слова 5 класс»

Внимательно слушайте - и всё услышите.  Внимательно смотрите - и всё увидите.  Думайте - и всё поймёте.

Внимательно слушайте - и всё услышите.

Внимательно смотрите - и всё увидите.

Думайте - и всё поймёте.

  Путешествие по стране «Морфемика»!

Путешествие по стране «Морфемика»!

Вспоминаем Морфемика-раздел науки о языке, который изучает Морфема- это Я знаю морфемы: морфемы значимая часть слова приставка, корень, суффикс, окончание

Вспоминаем

  • Морфемика-раздел науки о языке, который изучает
  • Морфема- это
  • Я знаю морфемы:

морфемы

значимая часть слова

приставка, корень, суффикс,

окончание

 Чего не хватает у слов? -ушек -ец -ница -н-ый

Чего не хватает у слов?

-ушек

-ец

-ница

-н-ый

хлебушек хлебец хлебница хлебный  Корень слова

хлебушек

хлебец

хлебница

хлебный

Корень слова

 Седьмое февраля.  Классная работа.  Корень слова Я, как морфема, очень важна! Слово не может быть без меня!

Седьмое февраля. Классная работа. Корень слова

Я, как морфема, очень важна!

Слово не может быть без меня!

Я хочу узнать новое о корне слова Мне надо учиться находить корень слова и однокоренные слова Я хочу развивать орфографическую грамотность

Я хочу узнать новое о корне слова

Мне надо учиться находить корень слова и однокоренные слова

Я хочу развивать орфографическую грамотность

  приехать  лошадка  яблочко  поиграть  хорошо  Секрет 1: Корень – главная значимая часть слова.

приехать

лошадка

яблочко

поиграть

хорошо

Секрет 1: Корень – главная значимая часть слова.

Работа с учебником  § 72, стр. 12, прочитайте слова и ответьте на вопросы. Стр. 13 прочитайте правило в рамке, запишите в СТ и выучите.

Работа с учебником

  • § 72, стр. 12, прочитайте слова и ответьте на вопросы. Стр. 13 прочитайте правило в рамке, запишите в СТ и выучите.
Словообразовательное гнездо белый белизна беловатый беловатенький белить побелить отбелить белёный побелка белила 10

Словообразовательное гнездо

белый

белизна

беловатый

беловатенький

белить

побелить

отбелить

белёный

побелка

белила

10

Словообразовательное гнездо беловатенький беловатый белизна белый побелить побелка белить белила (сущ.) отбелить белёный В словообразовательном гнезде указано, какое слово от какого образовано. 10

Словообразовательное гнездо

беловатенький

беловатый

белизна

белый

побелить

побелка

белить

белила (сущ.)

отбелить

белёный

В словообразовательном гнезде указано, какое слово от какого образовано.

10

Выберите однокоренные слова, распределите по группам: Белый, побелка, белка, белизна, беличий, набело, белочка.

Выберите однокоренные слова, распределите по группам:

  • Белый, побелка, белка, белизна, беличий, набело, белочка.
 Секрет 2: В корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов Выполните упр. 428

Секрет 2: В корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов

Выполните упр. 428

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать? Секрет 3: Чтобы определить корень слова, нужно подобрать однокоренные слова

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

Секрет 3:

Чтобы определить корень слова, нужно подобрать однокоренные слова

Распределите слова по значению корня. Целина, цельный, прицельный, горный, отгореть, загорелый, горы, загорел, гористый, целиком, целевой, целинный, целый, прицел, целинник, нацеленный, уцелеть, цель.

Распределите слова по значению корня.

  • Целина, цельный, прицельный, горный, отгореть, загорелый, горы, загорел, гористый, целиком, целевой, целинный, целый, прицел, целинник, нацеленный, уцелеть, цель.
Проверяем  Цел ина, цел ьный, цел иком, цел инный, цел ый, цел инник, у цел еть.  При цель ный, цел евой, при цел , на цел енный, цель .  Гор ный, гор ы, гор истый.  От гор еть, за гор елый, за гор ел. Секрет 4: Однокоренные слова могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи

Проверяем

  • Цел ина, цел ьный, цел иком, цел инный, цел ый, цел инник, у цел еть.
  • При цель ный, цел евой, при цел , на цел енный, цель .
  • Гор ный, гор ы, гор истый.
  • От гор еть, за гор елый, за гор ел.

Секрет 4:

Однокоренные слова могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи

Секреты КОРНЯ: 1.Корень – главная значимая часть слова. 2. В корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов. 3. Чтобы найти корень слова, нужно подобрать однокоренные слова. 4. Однокоренные слова могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи. (запишите в СТ)

Секреты КОРНЯ:

1.Корень – главная значимая часть слова.

2. В корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов.

3. Чтобы найти корень слова, нужно подобрать однокоренные слова.

4. Однокоренные слова могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи.

(запишите в СТ)

 Тест   Выбери верное утверждение. 1. Корень – это... А) главная значимая часть слова Б) часть речи В) часть предложения. 2. В корне заключено... А) значение одного слова Б) значение предметности В) общее лексическое значение однокоренных слов. 3. Чтобы найти корень, нужно... А) изменить слово Б) подобрать однокоренные слова 4. Однокоренные слова... А) могут быть только одной частью речи, Б) могут быть только разными частями речи, В) могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи. 5. В какой строке записаны однокоренные слова? А) (длинная) коса, косить (траву), косой (заяц); Б) купить, купаться, купание; В) трава, травяной, травинка. 6. Найдите группу однокоренных слов: А) Гора, горчица, гореть; Б) росток, рослый, роса; В) лук, луковый, лучок.  

Тест

  • Выбери верное утверждение.
  • 1. Корень – это...
  • А) главная значимая часть слова Б) часть речи В) часть предложения.
  • 2. В корне заключено...
  • А) значение одного слова Б) значение предметности В) общее лексическое значение однокоренных слов.
  • 3. Чтобы найти корень, нужно...
  • А) изменить слово Б) подобрать однокоренные слова
  • 4. Однокоренные слова...
  • А) могут быть только одной частью речи,
  • Б) могут быть только разными частями речи,
  • В) могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи.
  • 5. В какой строке записаны однокоренные слова?
  • А) (длинная) коса, косить (траву), косой (заяц);
  • Б) купить, купаться, купание;
  • В) трава, травяной, травинка.
  • 6. Найдите группу однокоренных слов:
  • А) Гора, горчица, гореть;
  • Б) росток, рослый, роса;
  • В) лук, луковый, лучок.
  •  
Ответы 1-А «5»- 6 б. 2-В «4»- 5 б. 3-Б «3»- 3-4 б. 4-В «2»- 1-2 б. 5-В 6-В

Ответы

  • 1-А «5»- 6 б.
  • 2-В «4»- 5 б.
  • 3-Б «3»- 3-4 б.
  • 4-В «2»- 1-2 б.
  • 5-В
  • 6-В
Сегодня на уроке я научился… Особенно мне удалось… Я понял, что… Мне было интересно, потому что… Мне показалось важным, что…
  • Сегодня на уроке я научился…
  • Особенно мне удалось…
  • Я понял, что…
  • Мне было интересно, потому что…
  • Мне показалось важным, что…
Домашнее задание: 1) Постройте словообразовательное гнездо из родственных слов с корнями -чуд- (чудо) и – земл- (земля).

Домашнее задание:

  • 1) Постройте словообразовательное гнездо из родственных слов с корнями -чуд- (чудо) и – земл- (земля).
 Спасибо за урок!

Спасибо за урок!